Доклад: Образование в сфере связи с общественностью
Доклад: Образование в сфере связи с общественностью
Образование в сфере связи с общественностью
Потребность в PR вызвала необходимость и в
соответствующих специалистах. Первоначально в новую сферу приходили журналисты,
представители других профессий. А теперь отдают предпочтение сотрудникам,
обладающим разнообразными навыками и знаниями, необходимыми для эффективной
практики PR, то есть – профессионалам.
В соответствии с мировым
опытом, подготовка PR-man предполагает освоение обширного
круга дисциплин. Они должны изучать: психологию, чтобы иметь представление о
мотивации и убеждении; политические науки, чтобы понимать, как работает
правительство и что следует предпринять, чтобы оно более оперативно реагировало
на общественные нужды; антропологию, чтобы понимать изменения и важность
культурной адаптации; социологию, чтобы уметь точно оценивать тенденции в
развитии общества и во взаимодействии людей.
Доктор психологических
наук, профессор, Алексей Ситников рассказывает о том, как он видит ключевые
проблемы образования в России. В этом материале одновременно удерживаются три
рамки: состояние системы образования в России в целом, ситуация с обучением
новым профессиям и перспективы развития профессии "специалист по связям с
общественностью".
Система нынешнего PR –
образования, по его мнению, формировалась на протяжении последних десяти лет.
За это время было принято несколько государственных стандартов обучения
специальности «связи с общественностью». Все они не выдерживают никакой
критики. И главная беда здесь в том, что рынок еще не сформулировал более или
менее внятного образовательного заказа на профессионалов.
Да, развитие PR –
образования во многом зависит от степени развитости рыночных отношений в
стране. И, в отличие от России, где львиная доля валового национального
продукта производится естественными монополиями в сырьевой или энергетической
отраслях, 70% мировой PR-индустрии ориентировано на малый и средний бизнес,
который в развитых странах является основой экономики. Подавляющее большинство
PR-агентств, скажем, в Европе, состоят из 3-5 человек и обслуживают в каком-то
городке маленькие ресторанчики, кафе, туристическое агентство, станцию
техобслуживания.
У нас же, надо отметить,
во многих регионах вообще отсутствуют примеры практической PR-деятельности:
здесь нет специалистов. Правда, в органах местной власти, в компаниях
встречаются соответствующие подразделения. Но, на самом деле, их деятельность
вовсе не отвечает задачам и сути связей с общественностью. Нет в большинстве
регионов PR-агентств в полном смысле этого слова. Их функции берут на себя
рекламные агентства, в которых выделены группы по работе со СМИ — некие
пресс-службы для клиентов. Однако это совсем не то. В связях с общественностью
отношения со СМИ составляет незначительную долю всего комплекса возможных
направлений деятельности в этой сфере.
Как ни странно, процессу
нормального становления и развития PR-образования вредит ажиотаж вокруг
профессии, который рождает излишние и, зачастую, совсем нереальные ожидания.
У студентов возникла
иллюзия, что PR – это престижно, денежно, круто. А на самом деле ситуация
такова, что мы получим огромное количество безработных «пиарщиков», которые
будут готовы заниматься чем угодно, лишь бы работать. Между тем, перспективы
студентов, обучающихся PR в регионах, могли бы быть более радужными: не
конкуренция за ограниченное число вакансий в крупных корпорациях или городских
администрациях, куда могут устроиться два-три человека из всего выпуска, а
работа в маленьких компаниях или создание собственных агентств, обслуживающих
малый и средний бизнес. И это было бы нормально.
Разумеется, проблемы
PR-образования имеют и внутренние причины. Прежде всего — это дефицит
квалифицированных преподавателей. Сегодня более 90 вузов имеют лицензию на
подготовку PR-специалистов. Однако тех, кто действительно способен научить
профессии, едва ли наберется и на пять кафедр. Специфика образовательного
процесса в каждом конкретном вузе во многом определяется профилем факультета,
при котором открывается соответствующая кафедра: социологов, учат исследовать,
филологов — писать, экономистов — считать. В вузах, где преподавателей на
кафедры PR набирают с разных факультетов, дела обстоят немного лучше.
Хорошо понимая это,
Исполнительный совет РАСО недавно принял решение о создании образовательного
центра, одной из задач которого будет и подготовка преподавателей в области PR.
Может быть, сами студенты своими вопросами, желанием услышать что-то дельное и
содержательное подвигнут их к мысли, что неплохо бы повысить собственную
квалификацию. Надеюсь, к этому же преподавателей из регионов подтолкнут и
встречи с московскими специалистами многие, из которых в последнее время бывают
там частыми гостями, выступают в разных аудиториях, в том числе перед
преподавателями. Об уровне современных требований к PR- образованию последние
могут судить по критериям Всероссийского студенческого конкурса в сфере
развития связей с общественностью "Хрустальный Апельсин" и
материалам, публикуемым в профессиональных изданиях. Думаю, в совокупности все
эти факторы помогут преподавателям понять, что их подопечные ждут от них новых
подходов в освещении предмета.
Многие из тех, кто
озабочен качеством сегодняшнего PR-образования, говорят, о нужде активнее
привлекать к процессу обучения практикующих специалистов. Но тут своя проблема:
у практиков, к сожалению, нет, во-первых, времени, во-вторых,
заинтересованности, в-третьих, соответствующих навыков, чтобы встать за
кафедру. И получается, что в целом выпускники вузов сегодня на самом деле вовсе
не являются специалистами по PR. В массе своей они прошли обучение на кафедрах,
созданных при факультетах журналистики, филологии, лингвистики, и, по сути,
являются настоящими журналистами, филологами или лингвистами. Последние хотя бы
два-три иностранных языка знают, что, в принципе, в сфере связей с
общественностью сегодня никому не помешает.
Стоит отметить и то, что
гуманитарные дисциплины не могут базироваться лишь на конкретных предметах.
Обучение здесь может идти только в контексте общей национальной культуры, а ее
уровень сегодня в России оставляет желать лучшего.
Более всего современным,
а главное, завтрашним требованиям к PR-образованию отвечают программы кафедр,
появляющихся сейчас на факультетах управления. Здесь студенты получают реальные
представления о бизнесе, его законах и тенденциях развития, им проще затем
встраиваться в бизнес - процессы. Так вот, уже завтра PR-специалисты,
получившие образование в последние десять лет, ощутят недостаток
управленческих, менеджерских знаний. В России это пока не так критично, но
через два- три года те, кто покинет стены вуза, не обладая навыками участия в
управлении, окажутся неконкурентоспособны.
Конечно, выпускники
факультета журналистики чувствуют медийную среду, понимают ее, и действуют на
практике в соответствии с ее законами. Поэтому то и возникла иллюзия, будто
наша профессия сродни журналистике, а PR— сводится к работе со СМИ.
Выпускники кафедр по
связям с общественностью должны знать логику процессов, происходящих в других
сферах деятельности.
Таким образом,
эффективность PR – образования достигается в
результате широкого привлечения в учебный процесс PR – практиков, высокого профессионализма преподавателей и
большого энтузиазма студентов.