Доклад: Применение аккредитива в бизнесе
Доклад: Применение аккредитива в бизнесе
Основной
формой платежа, в наибольшей степени гарантирующей продавцу получение оплаты за
товар, является аккредитив: соглашение между продавцом и его банком, по
которому банк обязуется получить от банка покупателя платежи за товар и
передать их продавцу.
Федор Михайлович Левшин
В
современной практике работы отечественных организаций почти не используются
платежи по открытому счету и банковскими переводами из-за рисков неплатежей и
отсутствия гарантий.
Основной
формой платежа, в наибольшей степени гарантирующей продавцу получение оплаты за
товар, является аккредитив.
По
своей сути аккредитив — это соглашение между продавцом и его банком, по
которому банк обязуется получить от банка покупателя платежи за товар и
передать их продавцу, и наоборот: соглашение между покупателем и его банком, по
которому банк обязуется выполнить поручение покупателя по осуществлению платежа
за купленный товар.
Естественно,
что оба банка осуществляют эти операции на возмездной основе; поэтому стоимость
контракта при оплате по аккредитиву будет всегда иной, нежели при оплате,
например, по открытому счету или чеком.
На
практике продавец должен стремиться к включению в контракт следующих условий по
аккредитиву:
а)
банк покупателя, через который будет проходить платеж, должен быть достаточно
хорошо известным и надежным; он должен находиться в корреспондентских
отношениях с банком продавца;
б)
аккредитив должен быть безотзывным, т.е. банк-эмитент (т.е. банк покупателя) ни
при каких условиях (ни по собственной инициативе, ни по указанию покупателя) не
имеет права отозвать аккредитив до истечения его срока;
в)
аккредитив должен быть подтвержденным, т.е. банк-эмитент (или третий, хорошо
известный, крупный, надежный банк) гарантирует продавцу безусловное выполнение
обязательств даже в том случае, если покупатель по каким-либо причинам не
переведет своему банку платежные средства;
г)
желательно включение в формулировку аккредитива термина «покрытый» (это
происходит в том случае, если одновременно с открытием аккредитива банку уже
переведены соответствующие средства).
1
— поручение об открытии аккредитива и условия аккредитива и платежей;
2
— уведомление об открытии аккредитива и условия аккредитива для получения
платежа;
3
— информация об аккредитиве с указанием суммы, срока действия и документов;
4а
— отправка товара, 4б — передача документов;
5а
— перевод платежа, 5б — пересылка документов;
6
— отправка документов покупателю.
Остановимся
еще лишь на нескольких пунктах, важных для понимания аккредитивной формы
оплаты.
В
контракте должны быть четко оговорены следующие условия:
—
за чей счет (продавца или покупателя) открывается и обслуживается аккредитив;
—
время открытия аккредитива и срок его действия. Этот срок не должен быть
слишком большим (чтобы не «замораживать» капитал), но достаточным для того,
чтобы продавец выполнил свои обязательства (подготовить, отгрузить товар и
предоставить в банк оговоренные документы). Обычно срок аккредитива от 30 до
120 дней;
—
кто несет расходы по продлению аккредитива в случае возникновения такой
необходимости;
—
санкции к покупателю за несвоевременное открытие аккредитива;
—
перечень документов, входящих в комплект предоставляемых продавцом покупателю,
против которых осуществляется платеж с аккредитива. Как правило, это:
счет-фактура, сертификат качества или гарантийное письмо продавца,
спецификация, упаковочный лист, страховой полис, если это предусмотрено
базисным условием поставки, отгрузочный документ — коносамент, авиа-, ж/д- или
автонакладная, расписка порта или перевозчика и т.п., иногда копия сообщения об
отгрузке, сертификат происхождения.
Платеж
«инкассо» в последнее время применяется сравнительно редко, но по сравнению с
аккредитивной формой оплаты инкассо является менее дорогой банковской
операцией. С другой стороны, инкассо в меньшей степени защищает интересы
продавца и в принципе более выгодно покупателю. Не случайно во времена
государственной монополии внешней торговли в СССР внешнеторговые объединения
Министерства внешней торговли проводили, как правило, экспортные операции на
условиях аккредитива, а импортные — на условиях инкассо.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/