Доклад: Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта
Доклад: Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта
Жизненный
путь Вольфганга Амадея Моцарта
Подготовила
Скрипочка Зоя
Введение
Моцарт Вольфганг Амадей (27
января 1756 - 5 декабря 1791), австрийский композитор, один из трех крупнейших
представителей венской классической школы. Его отцом был способный и честолюбивый музыкант, сын
переплетчика из Аугсбурга Леопольд Моцарт. В 1739 Моцарт-отец поступил на
службу к графу Турн-унд-Таксису в Зальцбурге, четыре года спустя стал скрипачом
придворной капеллы князя-архиепископа Зальцбургского. В 1757 занял должность
придворного композитора, а в 1763 — придворного вице-капельмейстера. Леопольд
Моцарт приобрел репутацию выдающегося скрипача-педагога; его имя стало известно
всей Европе после публикации труда «Опыт фундаментальной школы игры на
скрипке», в котором всесторонне обсуждаются вопросы скрипичной техники и
музыкальной теории. Его композиторское наследие включает симфонии, концерты, дивертисменты,
камерно-инструментальные ансамбли, клавирные сонаты и пьесы, оратории, мессы,
другие композиции для церкви. После 1760 он отказался от продолжения
собственной карьеры и всецело посвятил себя воспитанию детей.
Корни творчества
Феноменальные способности
(абсолютный слух и музыкальная память) Вольфганга Амадея проявились очень рано;
в пять лет он уже сочинял менуэты, а в шесть играл на клавире для курфюрста
Баварии и для австрийской императрицы. Одаренной клавесинисткой оказалась и его
сестра Мария Анна. Стремясь создать наилучшие условия для профессионального и
общего развития своих детей, а также извлечь из их талантов материальную
выгоду, Леопольд Моцарт решил вывезти их из провинциального Зальцбурга и
продемонстрировать всему миру. В середине 1763 семья отправилась в трехлетнее
путешествие по странам Европы. С искусством «чудо-детей» познакомились
аристократические аудитории Парижа, Лондона (где Вольфганг взял несколько
уроков композиции у И.К. Баха, ведущего
представителя модного в то время «галантного стиля»), а также ряда городов
Германии и Нидерландов. Этим периодом датируются первые симфонии и ряд сонат
Моцарта, а также его первые публикации. Моцарты вернулись в Зальцбург в конце
1766; вскоре в Зальцбургском университете состоялась премьера первого
театрального произведения Моцарта — латинского интермеццо «Аполлон и Гиацинт».
В середине 1767 была предпринята большая поездка в Вену, где Моцарт написал
свою первую итальянскую оперу-буфф «Мнимая простушка».
Гениальный ребенок
1769
год Моцарты провели в Зальцбурге, а в 1770-1772 трижды выезжали в Италию. В
1770 Моцарт занимался у самого известного европейского педагога композиции Дж.Б.
Мартини (больше известного как Падре Мартини), был избран в болонскую Филармоническую академию и
сочинил для Милана оперу-сериа «Митридат, царь Понта». Позднее в Милане были
поставлены серенада «Асканио в Альбе» и опера-сериа «Луций Сулла»; в них юный
Моцарт обнаружил совершенное владение итальянским оперным стилем. Следующая
поездка в Вену летом 1773 была совершена, по-видимому, в надежде получить для
Моцарта должность при императорском дворе. В Вене Моцарт написал шесть струнных
квартетов, а по возвращении в Зальцбург — симфонии № 25 и № 29, беспрецедентные
по масштабам и по уровню мастерства и ознаменовавшие отказ 17-летнего
композитора от облегченной, «дивертисментной» трактовки жанра симфонии. Не
считая поездки в Мюнхен на премьеру оперы-буффа «Мнимая садовница», период с
1774 до середины 1777 Моцарт провел в Зальцбурге, где выполнял функции
концертмейстера капеллы князя-архиепископа. Среди сочинений этого времени —
несколько месс, все скрипичные концерты, шесть фортепианных сонат, несколько
оркестровых серенад и дивертисментов и первый из больших концертов Моцарта для
фортепиано с оркестром (№ 9 по общепринятой нумерации)
В
роли свободного художника
В
1787 Моцарт получил незначительную должность «камерного музыканта»; за
сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для
придворных балов. По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики,
он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее, из-за расточительного образа
жизни и неумения вести финансовые дела, а также из-за политических неурядиц,
отвлекавших венскую аристократию от искусства, Моцарт часто испытывал
материальные трудности. 4 августа 1782 он женился на певице Констанце Вебер. В
1782 в Вене было поставлено «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на
намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. В
1782-86 одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За
это время он написал 15 концертов (№№11—25); все они предназначались для
публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.
Моцарт
особенно восхищался «Севильским цирюльником» итальянского композитора Дж.
Паизиелло (1740-1816), и его привлекла перспектива написать оперу по второй
пьесе Бомарше о Фигаро. Хотя император, посчитавший пьесу «Женитьба Фигаро»
«бунтарской», запретил ее постановку в Вене, придворному поэту Лоренцо Да Понте
(1749-1838) в своем либретто удалось обойти все ее острые углы, не пожертвовав
перипетиями сюжета и разработкой характеров. За не слишком успешной венской
премьерой «Свадьбы Фигаро» (1786) последовала ее триумфальная постановка в
Праге. По заказу пражского импресарио Паскуале Бондини (1737-1889) Моцарт
написал оперу «Дон Жуан», также на либретто Да Понте (1787). Наконец, третья
опера на либретто Да Понте «Так поступают все женщины», появилась в 1790.
Позднее
инструментальное творчество Моцарта включает несколько фортепианных и
скрипичных сонат, три струнных квартета для короля Пруссии, другие крупные
камерно-инструментальные циклы, разнообразные пьесы. К этому же периоду
относятся 38-ая симфония («Пражская», без менуэта) и симфонии №№ 39-41,
составляющие своего рода триптих, венчающий всю оркестровую музыку Моцарта. В
последнее, венское десятилетие своей жизни Моцарт предпринял несколько поездок,
в том числе в Берлин, где он надеялся найти постоянное место службы (1789), и
во Франкфурт на торжества по случаю коронации императора Леопольда II (1790;
здесь Моцарт исполнил свой 26-й фортепианный концерт, получивший название
«Коронационного»). Последняя поездка Моцарта в Прагу (август 1791) также была
связана с коронационными торжествами, для которых он написал сравнительно
традиционную оперу-сериа «Милосердие Тита». По возвращении в Вену Моцарт
завершил начатую еще весной 1791 «Волшебную флейту». В этом произведении,
предназначенном для труппы Э. Шиканедера (1751-1812), сочетаются жанровые
признаки простонародного зингшпиля, оперы-сериа (партия Царицы Ночи),
лирической оперы-сказки и литургической драмы с отчетливо выраженным масонским
подтекстом (Моцарт был членом венской ложи с 1784).
Реквием
Летом
1791 Моцарт получил анонимный заказ на сочинение Реквиема (как выяснилось
позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же
года). Моцарт долго не решался взяться за выполнение этого заказа не только
из-за загруженности другой работой, но и из суеверия. Дурное предчувствие
Моцарта сбылось: он умер от скоротечной болезни, успев написать только первые
шесть частей Реквиема и оставив недописанной седьмую часть (Lacrimosa). Реквием
был завершен его учеником Ф.К. Зюсмайром согласно указаниям, полученным от
умирающего композитора. В последнее время версия Зюсмайра неоднократно
пересматривалась, однако она все еще остается самой популярной.
Поскольку
Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей
могиле. Вдова пережила его на 51 год. В 1799 она передала рукописи Моцарта И.А.
Андре, издателю посмертного собрания его сочинений. В 1809 Констанца вышла
замуж за датского дипломата Г.Н. Ниссена, который с ее помощью написал
биографию Моцарта.
Из
шести детей Моцарта четверо умерли в младенчестве. Его старший сын, Карл Томас
(1784-1858), не стал музыкантом. Младший сын, Франц Ксавер (или Вольфганг
Амадей-младший, 1791-1844), был способным пианистом и композитором, учился у
лучших музыкантов Вены, в том числе у Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) и
Антонио Сальери (1750-1825), долгие годы жил в Лемберге (ныне Львов), в 1838
вернулся в Вену. Сочинял музыку для фортепиано (концерты, сонаты, вариации),
ансамбли с участием фортепиано, романсы и песни.
Поистине
всемирную славу творчество Моцарта снискало уже после смерти композитора. Его
безмерный нечеловеческий талант, исключительная одаренность стали символом
проявления высших творческих сил, воплотившихся в глубоко жизненных
произведениях Моцарта.
Лишь много лет спустя
была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора.
Но... безрезультатно... Ныне в самом начале венского кладбища можно увидеть
прекрасный памятник Моцарту. Но праха великого композитора под ним нет. Так
современники проводили в последний путь одного из самых выдающихся людей своей
эпохи. Нужда, необеспеченность, постоянная тревога о завтрашнем дне наряду с
напряженной творческой работой были причиной безвременной смерти композитора,
сгоревшего в самом расцвете гения, на тридцать шестом году жизни.
Произведения великого
композитора
Оперы
Моцарта
·
Каирский гусь
·
Обманутый жених
·
Директор театра
·
Женитьба Фигаро
·
Дон Жуан
·
Так поступают все
·
Милосердие Тита
·
Волшебная флейта
·
Долг первой
заповеди
·
Аполлон и Гиацинт
·
Бастьен и
Бастьенна
·
Притворная
простушка
·
Митридат, царь
Понтийский
·
Асканий в Альбе
·
Сон Сципиона
·
Луций Сулла
·
Тамос, король
Египта
·
Мнимая садовница
·
Царь-пастух
·
Заида
·
Идоменей, царь
Критский
·
Похищение из
сераля
Другие произведения
·
17 месс, среди
которых:
ü «Коронационная» (1779)
ü «Реквием» (1791)
·
41 симфония, в
том числе:
ü «Парижская» (1778)
ü № 36 «Хаффнер» (1782)
ü № 37 «Линцская» (1783)
ü № 38 «Пражская» (1786)
ü № 39 (1788)
ü № 40 (1788)
ü № 41 «Юпитер» (1788)
·
Концерты для
фортепиано с оркестром
·
6 концертов для
скрипки с оркестром
·
Концерт для двух
скрипок с оркестром (1774)
·
Концерт для
скрипки и альта с оркестром (1779)
·
2 концерта для
флейты с оркестром (1778)
ü № 1 Соль мажор K. 313 (1778)
ü № 2 Ре мажор K. 314
·
Концерт для гобоя
с оркестром Ре мажор K. 314 (1777)
·
Концерт для
кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791)
·
Концерт для
фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774)
·
4 концерта для
валторны с оркестром:
ü № 1 Ре мажор K. 412 (1791)
ü № 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
ü № 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между
1784 и 1787)
ü № 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
·
10 серенад для
струнного оркестра, в том числе:
ü «Маленькая ночная серенада» (1787)
·
7 дивертисментов
для оркестра
·
Различные
ансамбли духовых инструментов
·
Сонаты для
различных инструментов, трио, дуэты
·
19 сонат для
фортепиано
·
15 циклов
вариаций для фортепиано
·
Рондо, фантазии,
пьесы
·
Более 50 арий
·
Ансамбли хоры,
песни