Изложение: Проблема информационного насилия в школе
Изложение: Проблема информационного насилия в школе
Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры
«Педагогическая психология»
Настоящее
время по праву называют информационной эпохой. По сравнению с предшествующими
временами информации появилось слишком много. В немалой степени этому
способствует развитие новых технологий, прежде всего — компьютерных (их и называют
информационными технологиями). Многие по-прежнему считают, что недостаток
информации является признаком несвободы, но переизбыток информации также
становится условием дезориентации личности, поскольку нормальный человек не в
состоянии этот огромный поток информации переработать и, опираясь на эту
информацию, как-то решать свои жизненные проблемы.
Все
это порождает множество проблем. Например, проблему манипуляции общественным
сознанием, что можно наблюдать на различных референдумах и о чем уже открыто
говорят так называемые «политтехнологи» и «телекомментаторы». Эта проблема
выражается в неуправляемом рекламном бизнесе, когда рекламной информации вроде
бы и много, но дается она навязчиво, однобоко и, в итоге, полной ориентировки в
необходимых товарах и услугах нормальный потребитель не имеет. Проблема
переизбытка информации проявляется и в том, что сама ценность информации резко
снижается в силу того, что ее явно избыточно и она легко доступна. Например,
раньше, когда и книг было меньше, и теле-, и кино-продукции выпускалось не так
много, каждая книга или фильм воспринимались как «событие» и многие об этом
знали, и даже пытались как-то понять авторов, которые все это создавали. Сейчас
же информация фактически обесценивается и даже опошляется (именно частым
употребленнием).
Эта
проблема в определенном смысле, была прогнозируемой, ведь каждая новая
технология порождает определенные проблемы. И общество должно еще в должной
мере осмыслить эти проблемы, чтобы впоследствии их как-то решать. Но пока мы находимся
лишь на этапе актуализации проблемы информационного насилия, когда после первой
эйфории, полезно задуматься о том, что любое новшество, кроме конструктивного
момента, часто имеет и моменты, вызывающие сомнения.
Но
даже в такой ситуации нормальному обывателю по-прежнему хочется соприкасаться с
культурными ценностями, хочется понять, что происходит в мире, но в хаосе
информации он уже самостоятельно сориентироваться не может. И тогда ему
помогают те, кто определенным образом отсеивает информацию, упорядочивают ее и
подают в выгодном для себя свете. Недаром считается, что доступ к информационным
технологиям по настоящему и обеспечивает власть в современном мире, причем,
власть, гораздо большую, чем владение капиталами и традиционными
производственными мощностями.
И
особое значение в этой грандиозной системе манипуляции массовым сознанием
играют информационные технологии в области образования. Ведь именно образование
должно обеспечивать приобщение ребенка к культурным ценностям и готовить его к полноценному
вхождению в реальное (прежде всего — информационное) общество. При этом
полноценное вхождение в социум предполагает не столько знание само по себе (и
даже не столько «знания, умения, навыки — ЗУНы»), сколько умение самостоятельно
ориентироваться в потоках информации, а в перспективе — и самому производить
информацию, т.е. обогащать культуру. Поэтому высшей ценностью настоящего
образования становится не столько знание, сколько размышление, переживание,
ориентировка в знании и в способах его производства. Конечно, и само знание
имеет определенную ценность, но гораздо важнее именно ориентировка в знаниях и уже
на этой основе ориентировка в окружающем мире и самоопределение в этом мире. А знание
фактически превращается в одно из средств такой ориентировки.
Если
же образовательная система ориентирована только на знание (или на ЗУНы), то в
итоге появляются выпускники школ и профессиональных учебных заведений, которые
много чего знают и даже умеют, но не способны полноценно использовать эти
знания. У них, к сожалению, не сформированы жизненные ценностно-смысловые
установки, у них просто нет цели, нет жизненной идеи. В лучшем случае они
становятся хорошими исполнителями чужой воли, «реализаторами» чужих идей, не способными
к самостоятельному планированию своего личностного и профессионального развития.
Это чем-то напоминает ситуацию с так называемыми «качками» (ребятами, которые в
подвалах наращивают свои мускулы, «качают» мускулатуру). Но часто они выглядят
бледно в реальных поединках с менее накачанными противниками, да и со здоровьем
у них впоследствии проблем возникает немало. Интеллектуальные (или точнее —
информационные) «качки» внешне выглядят эффектно, умеют произвести впечатление
перед невеждами, но, к сожалению, часто они очень непродуктивны в творчестве.
Значит,
есть что-то более важное,чем просто информация (знания). Это, прежде всего, сам
способ работы с информацией, сам научный метод, основанный на полноценной
ориентировке в информационных потоках. Такая ориентировка предполагает в том
числе, и способность отсеивать ненужную информацию, и быстро забывать то, что в
определенных ситуациях было усвоено (например, для вызубрено сдачи экзаменов
какому-то излишне «требовательному», а на самом деле недо-самоутвердившемуся
преподавателю-придурку), но реально только «засоряет» память. Полноценное образование
предполагает также хорошо продуманное упорядочивание, систематизацию информации
(или же специально организованное упорядочивание информации самими учениками,
но при активной помощи педагогов). Кроме того, полноценная ориентировка в информации
предполагает момент переживания, личностного отношения к тому, что изучается.
Но сразу заметим, что переживание — это процесс, во-первых, интимный, и,
во-вторых, требующий определенного настроя и немалого времени. Иначе обучение
просто опошляется массированным «впитыванием» учеником всего, что ему
предлагается на занятиях и в учебниках.
К
сожалению, в современной российской школе (а часто и в вузах) полноценного
приобщения к культуре не наблюдается. Наоборот, многие учебные программы
характеризуются излишней информационной перенасыщенностью. Более того,
администраторы школ часто еще и гордятся этим, считая, что таким образом они
находятся на «пике» прогресса. Но нередко это приводит к тому, что дети в должной
мере не способны усваивать и уж, тем более, как-то переживать эти
информационные потоки (если не сказать — «лавины»). Или же ребенок вынужден
тратить основное свое время на банальное «зазубривание» такой (часто не упорядоченной)
информации.
И
здесь уже вырисовывается другая проблема — проблема психического здоровья,
поскольку «хорошая успеваемость» по перенасыщенным программам часто требует
слишком много времени, сил и нервов, которых у ребенка нет. В итоге ребенок
фактически лишается полноценного детства. К этому можно еще добавить, что
многие дети (по крайней мере, в крупных городах) посещают различные кружки,
секции, творческие школы и т.п., что вообще не оставляет им времени на игру и естественное
общение со сверстниками. Особую роль в современном российском образовании
играют занятия с репетиторами (уже начиная с младших классов).
Иными
словами, у них почти не остается времени на самоорганизацию, когда они сами (в
компании сверстников) могли бы придумывать себе игры, т.е. учились бы самостоятельности.
А ведь это очень важно для будущей (самостоятельной) жизни. Но, к сожалению,
реально многие дети часто оказываются под постоянным присмотром. Естественно,
такой «присмотр» со стороны взрослых часто не предполагает реальной эффективной
организации развития ребенка, это скорее — формальный «присмотр», когда ребенка
буквально «таскают» по различным «учебам» лишь потому, что так принято (или
потому, что это «модно»).
Но,
к еще большему сожалению, это порождает еще одну проблему — проблему
вымогательства. Механизм вымогательства прост. Ребенок плохо учится (или у него
вообще отсутствует учебная мотивация). Родители приходят в школу (или их даже
вызывают) и тогда им торжественно заявляется: «Вы знаете, в нашей школе
обучение идет по усложненным программам (т.е. явно информационно перенасыщенным
— Н.П.). Если Вы хотите, чтобы ребенок не отставал, необходимы дополнительные
занятия… Желательно, с нашими же педагогами… И естественно, за отдельную
плату». Конечно, родители, которые желают своему ребенку «добра», на это
соглашаются. И в итоге, учителя, дополнительно занимающиеся с несколькими
такими учениками, могут иметь заработок в несколько раз превосходящий их обычную
учительскую зарплату.
Конечно,
с ходу осуждать таких учителей сложно, ведь всем известно бедственное
финансовые положение современной российской школы и просто унизительные
зарплаты учителей. Но тогда возникает вопрос, у нас что, уже легализованная
платная общеобразовательная школа? Зачем тогда вообще нужен учитель, если он в
рамках обычных занятий (и обычных учебных программ) не обеспечивает
полноценного обучения?
В
тех школах, где увлекаются информационно перенасыщенными программами, родители
нередко обращаются к репетиторам, уже начиная с младших классов (например, это
часто наблюдается при изучении иностранного языка в ряде школ). И тогда ребенок
«успевает», он становится «хорошим мальчиком». Понятно, что оплата такого
репетиторства слишком высокая и не каждая семья может себе это позволить. Самое
печальное, что в таких школах, где поощряются дополнительные занятия (в том
числе, и с репетиторами), занятия строятся так, что на уроках уже не рассматриваются
многие важные базовые вопросы (их дети должны были усвоить дома сами или с помощью
репетиторов). В итоге образование становится неполноценным, частичным. И, опять
же, возникает вопрос, а зачем тогда вообще нужна школа, когда учитель не отвечает
за полный образовательный процесс, а лишь требует, чтобы дети сами (или с помощью
родителей, нанимающих репетиторов) усваивали определенные блоки знаний?
К
сожалению, больше всего страдают от этого дети. К этому можно добавить, что во многих
семьях, где родители сильно «раскошеливаются» на оплату услуг
педагогов-вымогателей и репетиторов (по нашим данным, в условиях некоторых
московских школ иногда это доходит до 500–700 долларов в месяц), часто
создается атмосфера нервозности. Детей ориентируют на то, что они непременно
должны учиться только на «отлично» («Ведь мы столько за тебя платим!», —
говорят родители своему ребенку). И тогда ребенок переживает не по поводу тех
знаний и идей, к которым он должен бы приобщаться в школе, а по поводу
формальной оценки.
Одним
из следствий такой ситуации является и то, что нередко учителя заведомо
занижают оценки тем школьникам, чьи родителя «экономят» на дополнительны
занятиях (или на репетиторах). Это своеобразная «отместка» за несговоричивость.
И нередко это происходит даже тогда, когда ребенок, понимая, что его семья
бедная (а таких большинство в РФ), все-таки старается учиться самостоятельно. И
вместо того, чтобы дополнительно поощрить таких старательных школьников,
стремящихся к самостоятельности, им постоянно дают понять (намекают), что
дополнительные занятия все-таки «нужны»…
Это
в свою очередь порождает еще одну проблему — проблему нравственной и профессиональной
деградации многих педагогов в современной российской школе. Для многих учителей
сложившаяся ситуация является серьезным нравственным испытанием: кто-то его с честью
выдерживает, а многие — нет. По статистике, больше всего судебных
разбирательств по статье за вымогательство именно среди учителей (на втором
месте — врачи, также получающие мизерные зарплаты в условиях «разгула»
псевдо-демократии, или в условиях РФ — «рыночного фашизма»).
Еще
одна интересная проблема — это проблема научно-методической разработки школьных
учебных программ на уровне различных психолого-педагогических научных центров и
последующим утверждением этих программ в органах управления образования
(включая и наше замечательное Министерство общего и профессионального
образования РФ). Часто ценность программы определяется как раз ее «информационной
насыщенностью». Хотя выше уже говорилось о том, что в информационную эпоху
важна не сама по себе информация, а способы ориентировки в информации, способы
работы с информацией. Тем более, что значительная часть «усвоенной» информации
(около 65–70%) нередко просто вытесняется из памяти, и это нормальное состояние
человеческой памяти, когда ненужное (или второстепенное) просто забывается.
Напомним,
что именно человеческая память, в отличие от памяти животных, характеризуется
своей опосредованностью: если животное, не умеющее читать и писать, вынуждено
носить приобретенный опыт в своем мозгу, то человек, слава богу, может хранить
опыт в записных книжках, конспектах, он может пользоваться компьютером,
книгами, справочниками и т.п. И именно человеку совсем не обязательно держать
это в своей голове. А для этого он должен быть обучен работать с информацией.
Но, к сожалению, ему по-прежнему усиленно «впихивают» в сознание информацию и ставят
плохие оценки, если он сопротивляется этому «впихиванию».
Все
сказанное и позволяет охарактеризовать то, что твориться во многих
образовательных учреждениях (особенно в школе) как информационное насилие.
Причем это насилие не только над ребенком, но и над педагогами (которые
расплачиваются за это своей совестью), это также насилие над здравым смыслом и над
лучшими идеалами науки педагогики и психологии.
Реально
изменить что-либо вряд ли получится в сложившейся социо-культурной ситуации
современной РФ — «рыночного фашизма» (достаточно вспомнить самодовольные
физиономии тех, кто нами руководит и кто за них голосует), но сам факт
обращения к данной проблеме мы считаем уже каким-то шагом к ее решению.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/