Изложение: Развитие образования в Англии конца XVIII – XX вв.
Изложение: Развитие образования в Англии конца XVIII – XX вв.
Меньшиков В. М.
Развитие
системы образования Англии можно представить следующим образом.
Начальная
школа. Может быть, за точку отсчета нужно взять деятельность Рейка, который в 1780 г. в г. Глочестер организовал первую «воскресную школу». Ее открытие получило общественное признание,
и через 30 лет эти школы были открыты повсеместно. Когда в 1798 г. было основано «общество воскресных школ», то сами воскресные школы посещало 600 тыс. детей в
Шотландии и 5 млн. в Англии и Уэльсе. Большую роль в развитии воскресных школ
сыграла Анна Мор.
В
1798 г. начал свою деятельность Д. Ланкастер, открывший школу для детей бедных
родителей и предложивший метод взаимного обучения. В 1814 г. было создано «Британское общество» по распространению новой организации обучения. Оно
действовало не только в Англии, но и в других странах мира.
В
1797 г. А. Бель написал брошюру «Мониторная система», в которой была описана
система взаимного обучения, а в 1811 г. организовано «Национальное общество» по
распространению новой организации обучения.
Закон
1833 г. ограничивал рабочий день детей 9 – 13 лет девятью часами работы и
предписывал двухчасовое обучение в школе. В этом же году государство внесло
первый денежный взнос в размере 20 тыс. фунтов стерлингов на развитие народного
образования. С каждым годом суммы становились все больше. В 40-е гг. начинается
открытие учительских институтов в Англии. Работа профессионалов-учителей
позволила существенно улучшить качество обучения в народной школе Англии.
Закон
об образовании 1870 г., получивший название «Акт об обеспечении народного
образования в Англии и Уэльсе», фактически заложил основу обязательного
народного образования. В 1880 г. было провозглашено обязательное посещение
школы детьми в возрасте от 5 до 10 лет, а в 1918 г. введено бесплатное народное образование. Так в течение XIX века произошло становление
всеобщего народного образования в Англии.
В
конце XIX в. широкое распространение в Англии получают вечерние школы. В 90-е
гг. начинается устройство профессиональных и технических школ, а в массовую
английскую школу в конце XIX в. широко входит труд. Во второй половине XIX в. в
Англии начинают создаваться «реальные школы» и «школы искусств».
Главное,
что произошло в средних, грамматических школах – это расширение в учебных
планах доли современных языков и естественных наук.
С
середины XIX в. начинают открываться средние школы для девочек, а в 1860 г. женщинам было разрешено учиться в университетах. В XIX в. увеличивается число высших школ.
Открываются новые университеты, в том числе и Лондонский университет.
В
XX веке образование развивается быстрыми темпами и характеризуется следующими
тенденциями. Большое значение для развития образования имело учреждение в 1900 г. Министерства просвещения. По закону 1902 г. все школы, в том числе и частные, переходили под
государственный контроль. Этим же законом предписывалось открывать
государственные грамматические школы, хотя в них взималась плата за учебу.
В
1918 г. был принят закон Фишера, предусматривающий обязательное обучение детей
до 14 лет. В 20-е гг. в Англии становится популярным лозунг «Среднее
образование для всех!». В конце 20-х гг. комитет Хэдоу, созданный лейбористским
правительством, подготовил доклад, в котором предложил новую систему
образования: до 11 лет – начальное образование, после 11 лет – среднее.
Среднее
образование предполагало два типа школ: грамматическую и современную. План
Хэдоу стал реализовываться в 30-е годы. В 1938 г. по предложению Спенса организуется еще один тип школы – техническая. И с этого же года в
Англии вводится система отбора в среднюю школу на основе тестов.
Кроме
этих школ в Англии сохранялись и частные привилегированные школы, дававшие
лучшее образование, чем массовая средняя школа.
С
конца XIX века в Англии стали создаваться экспериментальные школы. В 1889 г. С. Редди создал первую «новую школу». В ней вместе с академическим образованием, которое
давалось в первую половину дня, во вторую половину дня обучали предметам
эстетического и трудового циклов, проводили экскурсии и т.д. В 1893 г. Д. Бэдли открыл Бидельскую школу, которая также получила широкую известность и в которой
впервые в Англии было осуществлено совместное обучение. По образцу или под
воздействием примера этих школ в Англии стали открываться и другие «новые
школы».
В
1944 г. в Англии принимается новый закон об образовании – Акт Бетлера, который
определил дальнейшее развитие ее школы.
После
Второй мировой войны в Англии складывается следующая система образования.
Дошкольное
воспитание. Состоит из государственных школ-яслей и дошкольных классов. Система
пока не получила большого развития.
Начальная
школа. В нее входит школа для маленьких и собственно начальная школа. Основные
занятия в школе для малышей: развитие устной речи, чтение, письмо, счет, физическое
и эстетическое воспитание. В собственно начальной школе изучаются следующие
предметы: чтение, письмо, математика, труд, физическое, эстетическое и
религиозное воспитание, история, география и природоведение.
Из
начальной школы ребенок должен поступить в среднюю школу, обучение в которой
обязательно до 16 лет, но программа всех типов школ рассчитана на обучение до
18 лет. В Англии существует 4 типа средней школы: грамматическая, «современная»,
техническая и объединенная.
Грамматическая
школа – самая престижная школа Англии. Она, прежде всего, готовит к поступлению
в университет. В последние десятилетия она также готовит будущих специалистов
среднего звена и квалифицированных рабочих. Состав предметов определяется
каждой школой, он достаточно широкий, но в старших классах идет узкая
специализация в зависимости от будущей профессиональной ориентации ученика.
Современная
школа – массовый тип средней школы. Поскольку каждая школа сама определяет свой
учебный план, то трудно выделить в них нечто общее. Как правило, учебные планы
школ включают в себя предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов, трудовое,
физическое, эстетическое и религиозное воспитание. Выпускники этой школы чаще
всего идут работать в сферу производительного труда.
Техническая
школа – сочетает в своих программах образовательные и общетехнические предметы.
Эта школа в значительной мере ориентирована на подготовку к конкретным
специальностям: техническим или коммерческим.
Объединенная
школа. Признание получила в середине 60-х гг. По идее, она призвана объединить в
себе все три типа школы, создав тем самым единую среднюю общеобразовательную
школу. Существуют разные модели этой школы. В настоящее время около 80%
английских школьников получают образование в этих школах.
В
Англии существуют частные школы. Они представлены начальными, приготовительными
и средними, наиболее известными из которых являются «паблик скулз».
После
Второй мировой войны, и особенно после 60-х гг., в Англии широко развернулись
научно-исследовательские и научно-экспериментальные работы по созданию
современной школы, отвечающей самым высоким мировым стандартам. В эту работу
активно включились не только педагогические учебные учреждения, но и многие
университеты.
Профессиональное
образование можно получить либо на рабочем месте, либо в специальных
профессиональных и технических школах. Среднее специальное образование можно
получить в системе различных колледжей: технических, художественных, педагогических,
государственных, готовящих специалистов для важных отраслей национальной
экономики и др.
Как
и во всем мире, в Англии уделяют серьезное внимание развитию высшего
образования. Открываются новые университеты, увеличивается их финансирование, создается
новое содержание, формы и методы обучения.
В
Англии создана серьезная система образования взрослых, в которой по тем или
иным общеобразовательным или профессиональным программам обучается более 2 млн.
слушателей.
Таким
образом, в целом в Англии создана достаточно гибкая и совершенная система
образования. Однако в 70–80-е годы все более стали очевидны ее недостатки.
Школа была подвергнута серьезной критике. Результатом стало принятие в 1988 г. закона о реформе образования. Он предусматривает быстрое развитие английского образования, преодоление
его отставания от развития образования ведущих стран мира. Закон, в частности, предусматривает
создание единой национальной программы обучения. Она включает три основных
предмета: математика, английский язык и естественные науки и семь
общеобразовательных предметов: история, география, основы технических знаний и
проектирования, музыка, искусство, физическое воспитание и иностранный язык.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru