Изложение: Я-концепция: в согласии с собой
Изложение: Я-концепция: в согласии с собой
Николай Николаевич Bacильeв,
доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного
педагогического университета, директор учебно-консультационного центра
"Развитие", практикующий психолог-консультант.
Я-концепция
— это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о
себе и ситуации вокруг него. Поэтому человек, обладающий сложившейся
Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило
его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается
умному; «богатый» — в соответствии с известными ему стандартами поведения
«богатого». Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и
оценку опыта. Как формируется Я-концепция и как ее можно усовершенствовать?
Я-концепция
— это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о
себе и ситуации вокруг него. Она опосредует стимулы из окружающего мира,
предопределяет образ действий людей и является ключевой причиной ощущения ими
своей жизни как счастливой или трагичной. Я-концепция выполняет важные функции
в жизни человека. По мнению английского психолога Роберта Бернса, она выполняет
ряд функций.
Я-концепция
способствует достижению внутренней согласованности личности. Если Я-концепция
человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек
испытывает дискомфорт. Его действия в таких случаях направлены либо на
изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения
дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя
уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью.
Я-концепция
определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует
устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе
представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую
преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя
«неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» —
проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как
попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с
позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых
чувств, а с негативной — как насмешку.
Я-концепция
является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того,
что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает
на успех или неудачу: «Я, как обычно, провалюсь» или «У меня все получится».
Она позволяет ему предвидеть свои реакции: «Я испугаюсь», «Я расплачусь», «Я
отнесусь к этому спокойно». Я-концепция навязывает человеку прогноз по поводу
отношения и поведения людей в его адрес: «Меня никто не полюбит», «Надо мной
будут смеяться», «Меня оценят высоко». Такой прогноз обладает свойством
самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать,
ведет себя неуверенно (или вызывающе) и тем самым действительно вызывает
критику в свой адрес. Вместо того чтобы пассивно реагировать на окружающую
среду, Я-концепция начинает изменять ее и подкреплять себя, не столько
прогнозируя последствия, сколько провоцируя их.
Если
поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный
диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое
поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе.
«Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «богатый» — в
соответствии с известными ему стандартами поведения «богатого»; «неуспевающий»
будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом,
Я-концепция во многом определяет поведение.
Описывая
себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые
тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на
вопросы:
Кто
я? (ролевые, статусные характеристики).
Какой
я? (физические и психологические черты, характеристики).
Что
я хочу? (мотивация, ценности, интересы).
Что
я могу? (представления о собственных способностях).
Что
мне принадлежит? (описание идеальных и материальных ценностей, обладание
которыми значимо для него).
Все
эти характеристики входят в Я-концепцию с различным «удельным весом»: одни
представляются более значимыми, другие — менее; значимость отдельных суждений
может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные
периоды жизни.
Данные
Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в
себя более частные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» и «Я —
рационально мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Я никогда не
должен проявлять своих чувств». По мнению основателя сценарного анализа Эрика
Берна, некоторые из таких решений могут лежать в основе плана жизни, который мы
принимаем в раннем возрасте.
Ранние
решения
Родительские
фигуры, другие люди, да и сама жизнь снабжают ребенка данными о том, кто он
такой, кто — другие люди и что представляет собой мир, куда он попал. Эти
сообщения выглядят как своеобразные «послания», которые ребенок периодически
принимает. Особенно чутко он относится к родительским посланиям, поскольку
интуитивно чувствует, что его жизнь и благополучие зависят от них.
Некоторые
послания на самом деле имеют характер вербального сообщения, адресованного
ребенку или подслушанного им; иногда — это поступки или эмоциональные реакции.
Но бывает и так, что ребенок, в силу эгоцентричности мышления, может счесть
посланием событие своей жизни, реально сообщением не являющееся . Надо сказать,
что значение имеет не то, что намеревался передать родитель, а то, каким
смыслом наделил послание ребенок.
Анализируя
психологические сценарии своих пациентов, обратившихся за терапевтической
помощью, Берн пришел к выводу, что в их основе лежат неконструктивные решения,
которые приняты под влиянием особых родительских посланий, имеющих негативное,
разрушительное содержание. Их передают некоторые родители по причине каких-то
собственных отклонений. Такие предписания подобны заклинаниям, которые
околдовывают ребенка.
Среди
словесно передаваемых негативных предписаний можно выделить
Заклятья
— негативные определения; «Ты — грязнуля! Болван! Тупица!» и т.д. «Ты — ужасный
ребенок», «Ты — уродина».
Проклятья
— пожелания ущерба, имеющие характер прямого приказания: «Чтоб ты
провалился!..», «Нам было бы намного лучше без тебя», «Почему ты не можешь быть
человеком!».
Негативные
пророчества — ребенку сообщают, что его ждет в будущем: «Из тебя ничего
толкового не выйдет!.. Тюрьма по тебе плачет!..», «Ты никогда ничего не
достигнешь».
Стопперы
— сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Не умничай!
Не думай о...! Не сердись!.. Не трогай, у тебя не получится; дай, лучше я!».
Предписания
могут передаваться и невербально. Ребенок придумывает, фантазирует и
неправильно интерпретирует события и таким способом сам дает себе предписания.
Например,
после смерти отца ребенок дает себе предписание: «Не сближайся с людьми» — если
никого не любить, то и не придется расстраиваться из-за потерь. Мальчик,
решительное поведение которого каждый раз пресекается, может заключить: «Не
надо быть мужчиной». Ребенок, чувства которого критикуют, может решить: «Не
надо показывать свои чувства». Ребенок, которого наказывают за проявление
несогласия со старшими, может заключить: «Не надо думать».
Маленький
ребенок не в состоянии объективно оценить себя, и родительские фигуры
становятся для него своеобразными «зеркалами», по которым он может судить о
том, кто он такой и кем являются окружающие люди. Если значимые другие признают
его, он считает себя стоящим человеком, а «Я» становится приемлемым. Однако
если эти другие обходятся с ним как с плохим и вредным, он воспринимает себя
как вредного и считает, что эта вредность живет у него внутри. Ребенок слишком
мал и неопытен, чтобы понимать, что эти «зеркала» могут быть кривыми. Ребенок,
которого ударили, не может заключить: «Я не плохой ребенок. Мама шлепнула меня,
потому что она истерическая личность, переживающая, что не находится больше в
центре внимания». Он скорее подумает, что проблема именно в нем, а не в его
матери.
В
описанных выше ситуациях ребенок может не слышать прямых вербальных указаний,
но под воздействием сильных впечатлений принимает решение и следует ему.
Предписания
могут быть позитивные или нейтральные.
Определения
и оценки: «Мальчик, в тебе что-то есть... Молодец!.. Золотые руки!..».
Пророчества: «Очень надеемся, что ты получишь высшее образование», «Однажды ты
станешь знаменитым...», «Прямо создан быть музыкантом». Разрешения: указывают,
что можно делать, но не заставляют.
Следует
заметить, что предписания не «вживляются» в ребенка подобно электроду. Он
властен принять их, проигнорировать или обратить в противоположность. Однако,
если на основе предписания принято решение, его очень тяжело нарушить. Это
решение определяет совокупность центральных убеждений о том, кто он такой, кто
— окружающие его люди, что представляет собой этот мир и как в нем следует себя
вести. Таким образом, сценарное решение — это глубокое и фундаментальное
когнитивное образование, для подтверждения и оправдания которого человек может
обращаться к отдельным иррациональным верованиям. Ранние решения становятся
своеобразным фильтром, влияющим на все мировосприятие.
Экзистенциальная позиция
Человек
выбирает сценарные темы в соответствии с решениями, принятыми им в глубоком
детстве, и наиболее фундаментальные из этих тем — ощущения собственной ценности
и благополучия. Берн обратил внимание, что жизненная позиция человека
складывается из совокупности отношений к себе (Я — ОК или Я — не ОК) и
совокупности отношений к партнеру по взаимодействию (Ты — ОК или Ты — не ОК).
ОК в терминологии Берна может обозначать: «хороший», «ценный», «благополучный»,
«в ладу с самим собой». Сочетание этих установок определяет четыре основные
экзистенциальные позиции:
Я
— ОК (+); Ты — ОК (+).
Я
— ОК (+); Ты — не ОК (-).
Я
— не ОК (-); Ты — ОК (+).
Я
— не ОК (-); Ты — не ОК (-).
Когда
ребенок принимает одну из этих позиций, ранние решения, а затем и весь свой
сценарий он подстраивает под нее.
Все
дети начинают жизнь с позиции «Я+, Ты+». Когда младенец чувствует, что он живет
в гармонии с миром и все в мире находится в гармонии с ним, эта позиция
становится фундаментом для его решений. Меняет позицию ребенок лишь в том
случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например,
когда ребенок ощущает, что мать перестает защищать его и заботиться о нем, как
она это делала ранее. В ответ на эти неудобства ребенок может решить, что он —
не ОК или что другие люди не ОК, и перейти из состояния «базового доверия» в
состояние принципиального недоверия. В соответствии с этим принципиальным
представлением о себе и окружающих ребенок начинает писать собственный
сценарий.
Каждый
взрослый человек не находится в избранной позиции все время, мы можем менять
эти жизненные позиции в различных ситуациях. Однако у каждого из нас есть
принятая нами в детстве излюбленная экзистенциальная позиция, в которую мы
входим, испытывая фрустрацию. Каждая из четырех экзистенциальных позиций
характеризуется определенным набором эмоций.
Позиция
«Я+; Ты+» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в
решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых
результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
Позиция
«Я+; Ты-» — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над
другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего
других,нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется
набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента.
Позиция
«Я-; Ты+» заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее
всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится
удалиться от «хороших» людей, общества которых он «недостоин».
Позицию
«Я-; Ты-» называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем
плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема
основного действия — выжидание.
Убеждения
человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в
себе множество слоев.
Наиболее
ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и
доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра,
организующего восприятие и оценку опыта.Для ее оправдания и подтверждения под
воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно
себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение,
в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения
относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок.
Практикум
Следующее
упражнение поможет вам узнать больше о себе и своих эмоциональных реакциях, а
также о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании ваших эмоциональных
реакций.
Выберите
инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что
произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее:
представьте, что у вас есть видеозапись той сцены, и вы просматриваете ее.
Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас
зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам
ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны:
что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и
«выключите телевизор».
Возьмите
лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?» так, чтобы
ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации.
Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они
были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не
кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят
вам в голову. Не заботьтесь об их логичности.
Теперь
дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его
в этой сцене; «кем» он(а) был(а)?
Оцените
каждое суждение, характеризующее вас. Если оно отражает интенцию «Я считаю, что
Я — в порядке по отношению к самому себе», то отметьте его знаком «+». Если
интенция: «Я не в порядке по отношению к себе», отметьте его «-». Если интенция
не ясна — поставьте «О».
Обсудите
ваши определения оппонента. Если интенция в оценке «Он не ОК по отношению ко
мне» — поставьте «-». Поставьте «+» или «О» если интенция, соответственно, «Он
не ОК по отношению ко мне» или нейтральна.
Определите
экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась
ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас «излюбленная» позиция?
Какие
чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их?
Какие
из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали
развитию разрушающих переживаний?
К
чему вы стремились, в какую позицию вы пытались «поместить» оппонента? Удачно?
Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно?
Отметьте
выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте отметки,
отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из
позиций.