Изложение: Жан Расин. Береника
Изложение: Жан Расин. Береника
Источником
трагедии послужило жизнеописание императора Тита в книге римского историка Гая
Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей». Император Тит хочет жениться на
палестинской царице Беренике, однако римские законы запрещают брак с
неримлянкой, и народ может не одобрить решение цезаря. Действие происходит во
дворце Тита.
В
Беренику влюблен Антиох, царь Комагены, области в Сирии, присоединенной к
Римской империи, который верно служит Титу и сохраняет свой царский титул. Он
давно уже ждет случая поговорить с Береникой и узнать, каково её решение: если
она готова стать женой Тита, то Антиох покинет Рим. Антиох при встрече с ней
признается, что все пять лет, с тех пор, как её встретил, любит её, однако
Береника отвечает ему, что всегда любила только Тита и любовь ей дороже власти
и венца императора.
Береника
беседует со своей наперсницей Фойникой, и та предполагает, что Титу будет трудно
обойти закон. Но Береника верит в Тита и его любовь и ждет, когда её
приветствовать придет «сенат надменный».
Тем
временем Тит выспрашивает своего наперсника Паулина о том, что думают в Риме о
нем и Беренике. Императора интересует не мнение раболепного двора и вельмож —
они всегда готовы терпеть любую прихоть цезаря, как терпели и одобряли «все
низости Нерона». Тита интересует мнение народа, и Паулин отвечает ему, что хоть
красотой Береника достойна венца, но никто в столице «назвать бы не хотел её
императрицей». Никто из предшественников Тита не нарушал закон о браке. И даже
Юлий Цезарь, любивший Клеопатру, «назвать своей женой египтянку не смог». И
жестокий Калигула, и «мерзостный» Нерон, «поправшие все то, что люди чтят от
века», уважали закон и «брака гнусного при них не видел свет». А бывший раб
Феликс, ставший прокуратором Иудеи, был женат на одной из сестер Береники, и
никому в Риме не понравится, что на трон взойдет та, чья сестра взяла в мужья
вчерашнего раба. Тит признается, что он долго боролся с любовью к Беренике, и
теперь, когда умер его отец, а на его плечи лег тяжелый груз власти, Тит должен
отказаться от самого себя. За ним следит народ, и император не может начать
свое правление с нарушения закона, Тит решает обо всем сказать Беренике, его
страшит этот разговор.
Береника
беспокоится о своей судьбе — траур Тита по отцу кончился, но император молчит.
Она верит, что Тит любит её. Тит страдает и никак не осмеливается сказать
Беренике, что должен отказаться от нее. Береника не может понять, в чем она
провинилась. Может быть, он боится нарушить закон? Но он сам говорил ей, что
никакой закон не сможет разлучить их. Может быть, Тит узнал о её встрече с
Антиохом, и в нем заговорила ревность?
Тит
узнает, что Антиох собирается уехать из Рима, и очень удивлен и раздосадован —
ему нужен его старый друг, с которым они вместе воевали. Тит сообщает Антиоху,
что должен расстаться с Береникой: он — цезарь, который решает судьбы мира, но
не властен отдать свое сердце той, которую любит. Рим согласится признать его
супругой только римлянку — «любую, жалкую — но лишь его кровей», и если
император не простится с «дочерью Востока», то «на глазах у ней разгневанный
народ её изгнания потребовать придет». Тит просит Антиоха сообщить ей его
решение. Он хочет, чтобы его друг вместе с Береникой уехали на Восток и
оставались бы добрыми соседями в своих царствах.
Антиох
не знает, что делать — плакать или смеяться. Он надеется, что по пути в Иудею
ему удастся уговорить Беренику на брак с ним после того, как её отверг цезарь. Аршак,
его друг, поддерживает Антиоха — ведь он будет рядом с Береникой, а Тит далеко.
Антиох
пытается поговорить с Береникой, но не решается прямо сказать, что её ждет.
Чувствуя неладное, Береника требует откровенности, и Антиох сообщает ей о
решении Тита. Она не хочет верить и желает все сама узнать от императора.
Антиоху же отныне запрещает приближаться к ней.
Тит
перед встречей с Береникой думает, как ему поступить. Он всего семь дней на
троне после смерти отца, а все его мысли не о государственных делах, а о любви.
Однако император понимает, что он не принадлежит себе, он ответствен перед
народом.
Появляется
Береника и спрашивает его, правду ли ей сказали? Цезарь отвечает, что, как ни
тяжело для него такое решение, но им придется расстаться. Береника упрекает его
— он должен был сказать о римских законах тогда, когда они только встретились.
Ей легче было бы вынести отказ. Тит отвечает Беренике, что не знал, как
сложится его судьба, и не думал, что станет императором. Теперь же он не живет
— жизнь кончилась, теперь он царствует. Береника спрашивает, чего страшится
цезарь — восстания в городе, в стране? Тит отвечает, что если «обычаев
отцовских оскорбление» вызовет волнения, то ему придется силой утвердить свой
выбор, «а за молчание народное платить», и неизвестно, какой ценой. Береника
предлагает изменить «неправедный закон». Но Тит дал клятву Риму «закон его
блюсти», это его долг, «иного нет пути, и надо по нему идти неколебимо». Надо
держать слово, как держали его предшественники. Береника в отчаянии упрекает
цезаря в том, что он считает высшим долгом «вырыть ей могилу». Она не хочет
оставаться в Риме «потехой римлянам враждебным и злорадным». Она решает
покончить с собой. Тит приказывает слугам следить за Береникой и не дать ей
совершить задуманное.
Весть
о разрыве цезаря с царицей разносится по городу — «ликует Рим, открыт народу
каждый храм». Антиох в волнении — он видит, что Береника мечется «в горести
безмерной» и требует кинжал и яд.
Тит
вновь встречается с Береникой, и она объявляет ему, что уезжает. Она не хочет
слушать, как народ злорадствует. Тит же отвечает ей, что не может с ней
расстаться, но не может и отказаться от трона, бросить римский народ. Если бы
он так поступил и уехал с Береникой, то тогда она сама стала бы стыдиться
«воителя без полков и цезаря без венца». Власть и брак с царицей несовместимы,
но и душа императора не может больше выносить такой муки — он готов к смерти,
если Береника не даст ему клятву, что не наложит на себя руки.
Появляется
Антиох — он долго скрывал от цезаря свою любовь к царице, но не может скрывать
больше. Видя, как они страдают, он готов ради цезаря и Береники отдать свою
жизнь в жертву богам, чтобы они смилостивились, Береника, «повергнутая в стыд»
величием душ обоих, видя такую готовность к самопожертвованию Тита и Антиоха,
умоляет их не страдать так из-за нее, она этого недостойна. Царица согласна
жить в разлуке и просит Тита забыть о ней. Антиоха же она призывает забыть о
любви. Память о всех троих останется в летописях как пример любви самой нежной,
пламенной и безнадежной.