Контрольная работа: Адаптация детей-инвалидов в семье
Контрольная работа: Адаптация детей-инвалидов в семье
Оглавление
Введение
Проблема адаптации детей инвалидов в
семье
Формы работы с детьми-инвалидами и
семьями, воспитывающими детей-инвалидов
Виды помощи детям -инвалидам и
семьям, воспитывающим детей-инвалидов
Решение проблемы адаптации детей -
инвалидов в Челябинской области
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним
из приоритетных направлений в социальной политике является решение проблем,
связанных с реабилитацией и социальной адаптацией 26,5 детей-инвалидов. Причем,
эти вопросы рассматриваются комплексно, с участием комитетов социальной защиты
населения города, здравоохранения, образования, семьи и молодежи, физкультуры и
спорта, культуры. В формировании направлений деятельности, форм и методов
работы с детьми-инвалидами принимают активное участие депутаты городской Думы,
общественные организации города.
Для
оказания медицинской помощи детям-инвалидам развернута сеть
лечебно-профилактических учреждений, оснащенных необходимым современным
лечебно-диагностическим оборудованием: многопрофильные и специализированные
детские больницы, отделения восстановительного лечения детских городских
поликлиник, центры восстановительного лечения, дома ребенка, санатории.
Проблема
адаптации детей инвалидов в семье
Проблема
социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе
развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время
государство сняло покров таинственности с "запретной" темы тяжелого
положения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность - это
проблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всего
общества в целом.
В
Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысяч
инвалидов (1% от детской популяции). Истинная распространенность детской
инвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к. в это
число не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся
инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев
инвалидности и т.д.
Существует
потребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, в
том числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалида
полноправным членом общества.
Здесь
существует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода
развития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытывают
проблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией по
причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу
своих физических и психических особенностей.
Главное
в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у
детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтому
важным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда,
социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.
В
построении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактические
принципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей,
комплексности, развития и деятельности. Это обучение, когда задействованы все
органы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлению
возможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогает
приспособиться к действительности.
Социальная
адаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат и
как социальная технология. Как процесс означает приспособление личности
(социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде
жизнедеятельности.
"Социальная
адаптация - сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в
различных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный,
социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровни
адаптации. Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособление
или взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами.
Важнейший из них - личностное начало, способность субъекта к деятельностной
самооценке и оценке объективных условий (социальной среды). По этому критерию
выделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный,
низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальная
адаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся)..."
Процесс
социальной адаптации начинается с установления личностью или группой того
факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не
способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в
соответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройки
личность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальную
среду.
Следует
различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса
адаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новой
социальной среде:
1)
начальная стадия - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде,
но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает,
придерживаясь прежней системы ценностей;
2)
стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к
системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3)
аккомодация - признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при
одновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;
4)
ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Существуют
объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные - степень
реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной
социальной среде. Субъективные - удовлетворенность членством в данной
социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития
основных социальных потребностей.
1.
Тематические экскурсии
2.
Семейные вечера отдыха
3.
Дискотеки
4.
Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5.
Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6.
Концерты детей-инвалидов
7.
Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков,
праздничным обедом и развлекательной программой
8.
Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов
9.
Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с
благотворительными фондами и обществами
10.
Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному
теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.
11.
Организация выставок творческих работ детей-инвалидов
12.
Праздники первоклассника
13.
Благотворительные экологические праздники с участием журналов
"Свирель" и "Лазурь"
14.
Творческие встречи с писателями и артистами
15.
Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием
детей-инвалидов
16.
Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов
17.
Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам
1.
Профессиональная ориентация и подготовка.
2.
Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей.
3.
Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов .
4.
Приобретение средств передвижения.
5.
Адресная материальная (продовольственная, вещевая, денежная) помощь.
6.
Улучшение жилищных условий.
7.
Создание структур (кружков, секций), работающих по месту жительства с
детьми-инвалидами.
8.
Медико-социально-психологическая помощь (бесплатно).
9.
Юридические консультации (бесплатно).
10.
Приобретение тест-полосок к глюкометрам для детей-инвалидов, заболевших
сахарным диабетом.
11.
Обслуживание в отделениях помощи семье и детям при ЦСО.
12.
Выделение денежных средств для приобретения лекарств.
13.
Обеспечение бесплатными билетами на аттракционы, в театры и т.п.
14.
Строительство пандусов и поручней возле аптек, поликлиник.
15.
Благотворительные обеды в ресторанах "Макдональдс" с развлекательной
программой.
Решение проблемы
адаптации детей - инвалидов в Челябинской области
ЧОЦСЗ
"Семья" совместно с ЧелГУ - Региональным центром образования
инвалидов осуществляет "Программу социальной поддержки семей, имеющих
детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области". Данная программа
предусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптацию
детей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделении
ЧОЦСЗ "Семья".
Одной
из важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальной
адаптации Центра "Семья" является выявление детей, отставших от
сверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждения
неуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью создания
адекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления ими
трудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.
Новизна
проводимой работы в Центре заключается в своевременной психологической
диагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении за
поведением и склонностями ребенка в период его развития,
личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующей
интеграции ребенка в систему общественных отношений посредством получения
образования в специализированных учреждениях.
Предполагается
диагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей и
склонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующим
наблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа. Организации,
таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборе
профессии и учебного заведения. С этой целью предполагается сотрудничество с
Региональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образования
ЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованием
данной категории населения.
В
целом, в задачи отдела социальной адаптации входит следующее:
1.
Необходимость отбора и апробации наиболее информативных методик для социальной
адаптации детей, испытывающих трудности в обучении и взаимодействии со средой
обитания.
2.
Проведение динамического наблюдения за детьми в условиях стационарного отделения.
3.
Создание индивидуальных медико-психолого-педагогических программ с учетом
психических функций и психической деятельности каждого учащегося с последующим
курированием их выполнения на местах.
4.
Создание банка данных о детях-инвалидах, проживающих в Челябинской области.
5.
Последовательное осуществление адаптационных и реабилитационных мероприятий в
условиях Центра "Семья".
6.
Осуществление патронажа семей детей инвалидов, проживающих на территории
области с целью непрерывного отслеживания процесса социальной адаптации ребенка
инвалида.
7.
Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями,
проходящих курс социальной реабилитации в Центре.
Особое
значение данная деятельность приобретает с условием, что Центр
"Семья" обслуживает малообеспеченные семьи.
Реализация
вышеуказанных задач предполагает планирование следующего содержания
деятельности специалистов ЧОЦСЗ "Семья":
1.
Развитие диагностической работы: взаимодействие специалистов всех профилей для
определения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка - инвалида ;
поиск новых подходов в составлении реабилитационной карты ребенка - инвалида ;
наблюдение за динамикой адаптации ребенка - инвалида ; накопление методик
адекватных возрасту детей , уровню социально-психологического состояния и
здоровья.
Одним
из решающих факторов, обуславливающих положение ребенка инвалида в семье и
обществе является его индивидуальность. Поэтому в Центре "Семья"
психологической службой осуществляется диагностика и развитие креативности
детей-инвалидов. При этом используется ряд методик на измерение творчества,
например, развития творческих способностей Торанса, а также игры, которые
будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал
для развития креативности у детей, особенно одаренных.
Также
проводится психогимнастика - это этюды, упражнения, игры, направленные на
развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Цели курса
психогимнастики: обучение детей выразительным движениям; тренировка узнавания
эмоций по внешним сигналам; формирование у детей моральных представлений;
коррекция поведения с помощью ролевых игр; снижение эмоционального напряжения;
тренировка психомоторных функций; обучение ауторелаксации.
Детям,
прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками,
легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них
вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость,
доброта), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода
опасения, неуверенность).
Следующее
направление - исследование личностных особенностей детей (тест Кеттелла),
акцентуаций характера детей (тест Акцентуации характера). На основе результатов
теста Акцентуации характера определяется комплекс психолого-педагогических
услуг детям-инвалидам, куда входят рекомендации по преодолению конфликтогенных
ситуаций, характерных для данного ребенка и психотехнические упражнения. По
результатам теста Кеттела за полгода 50% детей-инвалидов полны мрачных опасений
и состояний тревожности.
Измеряется
интеллект детей (тест Векслера) и проводится исследование мыслительных
процессов с помощью учебного материала и коррекционных упражнений (ШТУР).
Используются
проективные методики "Дом, дерево, человек", САТ, тест Роршаха.
Методика "Дом, дерево, человек" проводится в начале и конце заезда с
целью проверки эффективности психолого-педагогической реабилитации в отделении
социальной адаптации по параметрам "конфликтность", "физическая
агрессия", "неадекватность", "заниженная самооценка".
Следующая
проективная методика - это тест САТ, который выявляет жизненно важные проблемы
у детей-инвалидов: их отношения с родителями, братьями и сестрами, а также
отношения агрессии, власти, страхов, страха одиночества, недостатка любви и
т.д. Например, по результатам этого теста 80% обследованных за полгода детей
имеют недостаток любви. В связи с этим специалистами центра проводится лекция с
детьми старшего и среднего возраста "Психологическая категория любви как
состояние сознания".
Диагностируются
внутрисемейные отношения с точки зрения ребенка, здесь применяются методики
кинетического рисунка семьи, Рене Жиля и т.д. По результатам диагностики
"Кинетический рисунок семьи" обследуемой группы прослеживается
желаемое эмоциональное благополучие в семье. Тем не менее, наблюдается низкая
семейная сплоченность, 40% детей ощущают себя одинокими, отвергнутыми, 40%
чувствуют себя несчастливыми, 20% ощущают страх наказания, власть, угрозу со
стороны отца, 75% детей испытывают чувство соперничества с братом или сестрой.
10% ощущают травматические переживания по поводу семьи, 60% переживают
депрессивное настроение и внутреннюю дисгармонию.
Психологической
службой Центра проводится также профилактика, диагностика и коррекция нарушений
психического развития детей с помощью комплекта предметного и картинного
материала "Лилия". В комплект входят методики исследования
наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления; вербально-логических
форм мышления, речи, зрительного восприятия, счетных операций.
Кроме
этого, осуществляется педагогическая диагностика учащихся с задержкой
психического развития по методике Карповой Г.А. и Артемьевой Т.П.
Проводятся
тренинги "Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное
достоинство и здоровье". Эффективность занятий тренингами очевидна, т.к.
детям-инвалидам нравится эта форма проведения занятий. После проведения
тренинга они рисуют, с помощью рисунка диагностируется самооценка. Последняя,
по результатам исследования рисунков, в начале и конце заезда значительно
повышается.
2.
Разработка социально-педагогических технологий, обеспечивающих повышение
эффективности воспитательной работы в группах.
Социальные
педагоги способствуют формированию навыков общественного существования и
чувства соответствия и согласованности с окружающими у детей с ограниченными
возможностями. Перед ними стоят задачи выявления интересов, склонностей,
симпатий детей; внесения социально-психологического раздела в разработку
индивидуальных программ медико-социальной реабилитации и социальной адаптации
реабилитации; участие вместе со специалистами отдела в выполнении разработанных
программ и в работе по составлению рекомендаций для родителей; развитие умений
и желаний ребенка легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми и
поддерживать позитивные отношения; всемерной рефлексии на эмоциональное
состояние другого человека, обучения сопереживанию близким, окружающим людям,
понимания их; формирование осознания себя субъектом выбора, отвечающим за свое
поведение и эмоции; ознакомления с законами, касающимися прав и обязанностей
инвалидов.
В
работе используются индивидуальная, групповая формы, консилиум, а также беседа,
консультации, занятия, занятия-игры, игры-викторины, просмотр видеофильмов.
В
течение всего заезда проводятся: индивидуальные собеседования с детьми и родителями;
наблюдения за поведением детей в быту, в повседневной жизни, на занятиях
специалистов отдела; индивидуальная коррекционная работа с проблемными детьми
по преодолению отклонений в поведении, по повышению самооценки, коррекция
ценностных ориентаций; работа с воспитателями по психолого-педагогической
характеристике детей; занятия-игры с целью выяснения уровня познавательных
интересов, навыков игрового взаимодействия; игры-викторины; работа по развитию
познавательных интересов, навыков игрового взаимодействия; семинары по
проблемам социальной адаптации детей - инвалидов ;
медико-психолого-педагогические консилиумы; составление
психолого-педагогических рекомендаций для родителей ребенка - инвалида , а
также для ЦСП территории, где ребенок проживает.
3.
Проведение методических семинаров по проблемам социальной и профессиональной
адаптации детей - инвалидов .
4.
Апробация новых разработок на научно-практических конференциях.
5.
Уточнение банка данных по детям-инвалидам, проживающих в семьях Челябинской области.
6.
Набор детей-инвалидов в стационарное отделение.
7.
Составление индивидуальных реабилитационных карт, предполагаю-щих разделы
социальной в том числе и профессиональной адаптации.
8.
Обеспечение взаимодействия с родителями и специалистами социальных учреждений
области с целью курирования выполнения индивидуальной программы реабилитации
ребенка-инвалида, проходившего реабилитацию в Центре "Семья".
9.
Организация профессионально-трудового обучения осуществляется при учете
неоднородности состава детей, применяя пути и средства, позволяющие построить
обучение таким образом, чтобы все дети в силу их возраста, заболеваний и
возможностей овладели программным материалом. Трудовое обучение и воспитание
представляют собой систему, элементы которой дополняют и взаимно обуславливают
друг друга. Это занятия трудотерапией, общественно полезным и производительным
трудом, самообслуживание, кружковая работа (кулинарный, ИЗО). На занятиях
трудотерапией решаются следующие задачи: привитие интересов к трудовой
деятельности за счет профессиональной ориентации; первоначальная
профессиональная подготовка по специальности швейное, столярное и сапожное
дело; воспитание положительных качеств личности ребенка, таких как трудолюбие,
настойчивость, упорство, умение работать в коллективе, уважение к людям труда;
формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческого
отношения к труду, умения планировать и организовывать свою работу.
Наряду
с этим происходит коррекция умственной деятельности. Коррекционная работа выражается
в формировании таких умений как ориентировка в задании (анализ объекта и
условий труда), предварительное планирование хода работы над изделием, текущий
и заключительный самоконтроль. Кроме того, труд способствует развитию ряда
сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи,
пространственной ориентировки), исправлению недостатков мелкой моторики рук, а
также эстетическому воспитанию.
Программой
предусмотрены различные виды труда: обучение шитью, вязанию, плетению, работа с
бумагой, аппликация из бумаги и ткани, изготовление изделий из ниток, жгутов,
тесьмы, лоскутов, кожи, плетение из бисера, работа с природным материалом,
лепка из пластилина, теста, глины, составление композиций, применяя различные
материалы, кулинария, работа с комнатными растениями и использование наборов
"Альма".
На
занятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различных
материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами,
знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены.
Проводятся
занятия трудотерапией в специально оборудованном кабинете, что способствует
заинтересованности детей и желанию самим что-нибудь изготовить. Занятиям
отводится первая половина дня, так как по своей структуре они сложные и требуют
огромных усилий от детей.
Для
того чтобы достичь положительных результатов, необходимо с первых занятий
заинтересовать детей, применяя для этого различные методы (беседу, рассказ,
инструктаж, вопросы, наблюдения, экскурсии, демонстрацию, рассматривание и
анализ образцов изделий, иллюстраций, графические работы, упражнения,
выполнение изделий), наглядные средства, литературу, игровые методы.
Большое
значение придается исследованию предмета или изделия. Это помогает детям
выделить в предметах или изделиях их признаки, осмыслить процесс изготовления,
последовательность действия, прослеживать форму предмета и его частей, цвет,
пространственные отношения, усвоению детьми основных свойств предметов и
вырабатываются навыки самостоятельного анализа образца, а также появляется
желание самим изготовить что-нибудь подобное.
Технические
сведения сообщаются в различной форме:
-
если детям они незнакомы, то планируется короткий рассказ с демонстрацией
наглядного материала;
- частично
знакомые сведения сообщаются в ходе вопросно-ответной беседы: сначала
выясняется, что именно дети знают, затем добавляются новые данные;
- все
обобщается и систематизируется.
Проводятся
лабораторные работы, благодаря которым дети узнают некоторые свойства
материалов, о назначении и применении инструментов и безопасной работы с ними,
знакомятся с правилами гигиены и санитарии.
Опыт
работы с детьми-инвалидами показывает, что на занятиях должна быть
доверительная, спокойная обстановка. Необходимо создавать ситуации, которые бы
побуждали детей обращаться к товарищу, советоваться друг с другом, брать
недостающие материалы, обмениваться ими с другими детьми. Работа с бумагой,
пластилином, природным материалом, тканью, уход за растениями способствуют
укреплению мелких мышц рук, развитию зрительно-двигательной координации.
Движения рук таких детей бывают неловкими, несогласованными, часто не
выделяется ведущая рука. Эти дети порой не в состоянии действовать одновременно
двумя руками, длительное время усваивают навыки работы, поэтому необходимо заниматься
с ними в свободное от занятий и процедур время под контролем воспитателя,
применяя игровые методы.
10.
Обеспечение взаимодействия со специализированными учебными учреждениями,
занимающимися профессиональной подготовкой инвалидов.
Планируются
посещение детьми ПТУ и Регионального центра обучения инвалидов на базе
факультета доступности образования ЧелГУ. Информирование родителей
подростков-инвалидов, проходящих курс социальной реабилитации в Центре о
возможных путях получения их детьми образования и профессии. Приглашение
специалистов специализированных учебных заведений с целью проведения
мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов.
11.
Разработка методических рекомендаций по социально-эстетическому воспитанию
детей-инвалидов. Отработка методик социальной адаптации детей через систему
культурно-развлекательных мероприятий.
Дети
с ограниченными возможностями, приезжающие в отделение социальной адаптации Центра
" Семья " чрезвычайно разные: некоторые избалованы вниманием и
гиперопекой родителей, привыкшие получать все по первому требованию, робкие
дети с явным комплексом неполноценности, неуверенные в себе, настороженные, им
со стороны взрослых уделялось недостаточно внимания.
Детям
с ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени нежели
здоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, а
также встреча с искусством являются основным источником их получения. Более
того, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем.
В
первую очередь происходит знакомство детей с творчеством самодеятельных
школьных коллективов, училища для детей-инвалидов, специализированных
интернатов. Посетив спектакли, концертные программы, дети высказывают свое
мнение по поводу увиденного и решают для себя могут ли они сами участвовать в
таких мероприятиях. Посещение детской студии эстрадного танца "Данко"
предусматривает не только просмотр концертной программы, но и дает возможность
детям попробовать себя в танце, повторить простые танцевальные движения. Такой
момент помогает ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себя
увереннее, избавиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостные
чувства.
Одна
из форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса - это посещение
спектаклей Драматического театра, Театра оперы и балета, Театра для детей и
юношества и других. Для многих детей это впервые. Вот как сами ребята
отзываются об увиденном: "Мне кажется, что театр помогает увидеть в себе
нечто возвышенное, красивое", Танзеля К. (13 лет); "Театр делает
жизнь более приятной" - Ваня З. (11 лет); "Я впервые увидела столько
красивых и счастливых людей" - Оля М. (12 лет); "Театр - толчок
художественного развития души" - Лариса Н. (14 лет).
Посещение
цирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения,
учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться в
коллективе. И, если в первые дни предложение посетить картинную галерею или
театр подчас вызывает у детей отрицательную реакцию, то к концу пребывания
ребята высказывают желание встретиться с прекрасным.
Организуются
экскурсии в зоопарк, аквариум, так как общение с животными способствует
раскрытию лучших душевных качеств ребенка.
Следующим
этапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания является
переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок,
начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие в
конкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия
"социальной робости" (ощущения изоляции, отверженности) наиболее
эффективной формой является игра. Главная задача игры - создание новой
безопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждого
ребенка. Именно поэтому первым коллективным мероприятием становится программа
"Разрешите с Вами познакомиться", к участию в которой привлекаются
все дети, при этом они выполняют роли и участника и зрителя. Тем самым
снимается напряжение, ребенок, несмотря на физический недостаток, ощущает себя
необходимым в коллективе.
Для
преодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детям
предлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы
"Парад песен". Это мероприятие для Центра стало традиционным. Перед
детьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песню
ребята выбирают сами, учитывая желания каждого; костюмы шьются и готовятся
самими детьми.
Участвуя
в "Параде песен", ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведь
известно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человека
на себя. Так, например, замкнутый малообщительный Эльдар З., прекрасно
справился с ролью самоуверенного и напористого деревенского ухажера. После
этого повысился статус данного ребенка в коллективе.
Заключительное
мероприятие каждого заезда - театрализованная программа
"Джентельмен-шоу". Исполняя драматические роли джентельменов,
мальчики раскрывали особенности своего характера. Участие в
"Джентельмен-шоу" показало, что к концу заезда дети научились
достигать поставленной цели путем коллективной деятельности.
На
наш взгляд в таких игровых программах, ролевых играх, давая ребенку
определенную роль, не свойственную ему в жизни, специалисты корректируют
самооценку воспитанника, дают возможность раскрыть ему свой творческий
потенциал.
В
заключении хотелось бы сделать следующий вывод. Эстетическое воспитание и
культурно-досуговая деятельность являются важной составной частью социальной
адаптации ребенка - инвалида и:
-
дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить круг
общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
-
включиться в творческую деятельность, обнаружить и развивать свои способности;
- расширить
кругозор и обогатить свой нравственный опыт;
- проявлять
инициативу и учиться культуре поведения в обществе;
-
в конечном счете почувствовать себя необходимым членом общества и, тем самым,
вступить на путь независимой жизни.
12.
Организация заседаний медико-психолого-педагогического консилиума, который
обеспечивает комплексное решение проблемы социальной и профессиональной
адаптации ребенка - инвалида с учетом его индивидуальных особенностей и
способностей.
Заключение
Таким
образом, осуществляемый комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию
детей - инвалидов , который включает набор детей - инвалидов из малоимущих
семей , проживающих на территории области, диагностику их личностных
особенностей, способностей, формирование по результатам исследования личности
ребенка профессиональной направленности, помощь в решении учебных,
поведенческих и педагогических проблем, курирования и социальных патронаж детей
, проходящих курс социальной реабилитации и взаимодействии с образовательными
учреждениями с целью получения инвалидами образования и профессии и выбора их
жизненного пути. В случае необходимости возможно курирование специалистами
центра инвалидов , на стадии адаптации в учебном заведении.
Взаимодействие
со специалистами существует и возможно в процессе диагностики личностных
особенностей, способностей и профессиональных склонностей, профориентации и
последующего обучения инвалидов , проходивших курс социальной адаптации в
Центрах реабилитации.
Список
использованной литературы
1. Социальная работа.
Российский Энциклопедический словарь // Под общ. ред. проф. В.И.Жукова. М.,
2007, С.218.
2. Словарь прикладной
социологии. Минск, 1984. С.160-162.