Контрольная работа: Анализ предпосылок, факторов развития и уровня зрелости ПР как профессиональной практики
Контрольная работа: Анализ предпосылок, факторов развития и уровня зрелости ПР как профессиональной практики
Российский государственный
гуманитарный университет,
факультет истории, политологии и
права,
кафедра теории и практики
общественных связей
специальность "связи с
общественностью", 2-й курс
(2008/2009 учебный год)
Первая
промежуточная аттестация
по
учебному курсу "Теория и практика PR"
Тема:
"Анализ
предпосылок, факторов развития и уровня зрелости ПР как профессиональной
практики"
Анализируемая
компания: NOKIA
1. Предпосылки анализа
Объектные предпосылки:
История корпорации Nokia это
настоящая легенда, поскольку в самом начале своей деятельности Nokia
Corporation занималась производством бумаги и картона. Но секрет успеха
корпорации не только в долгой истории ее существования. При разработке новых
сотовых телефонов руководство Nokia делает ставки не только на технические
характеристики телефонов, но также много внимания уделяется дизайну. Nokia даже
сотрудничает с домом мод «Kenzo» специально для этих целей, а модель 8210 была
впервые представлена публике на показе мод дома «Kenzo». Мобильные телефоны
Nokia имеют дизайн, на который ориентируются многие производители сотовых
телефонов, и который без сомнения является одним из секретов успеха Nokia.
Также корпорация уделяет огромное внимание брендовой политике, в результате чего имя Nokia занимает 11 позицию в списке наиболее
популярных торговых марок мира между Marlboro и Мерседес. Таким образом, ясно
видятся следующие объектные предпосылки:
- наличие и уровень развитости крупного производства как основы
PR-деятельности, так как компания Nokia
является очень крупным и многофункциональным производством;
- наличие и уровень
развитости производственной и общественной кооперации, т.е кооперируются и
общественное мнение, и мнение профессионалов о производимой продукции;
- наличие и уровень развитости рынков (см. Приложение 1).
Институциональные
предпосылки:
В частности, Nokia проводит исследования имиджа
конкурирующих торговых марок. Информация от конкурентов включает в себя
следующие направления анализа:
- Объем рекламы
- Точки рекламы
- Содержание рекламы
- Виды кампаний по
продвижению продукта
- Участие в выставках и
ярмарках
- Связи с общественностью
[1]
Также, после
проведенных исследований общественного мнения, выяснилось, что торговая марка Nokia является самой узнаваемой
маркой среди мобильных телефонов. Например, по результатам опроса, проведенного
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 3-4 февраля 2007 года, в своих ответах Nokia выбрали 56% россиян. Примечательно,
что свое предпочтение финской марке отдают, в основном, жители столицы и
крупных городов. В региональных населенных пунктах чаще называют Motorola и LG.
Также Nokia гораздо меньше привлекателен среди россиян по соотношению
цена-качество (33%).
Таким образом, здесь мы
видим:
- наличие и уровень
развитости социальной структуры современного общества, т.е. разнообразие
возможностей и интересов;
- наличие и уровень
развитости институтов базовых для PR, а именно: маркетинговых исследований и
рекламной деятельности;
- признание PR как
профессии в деловых кругах и обществе в целом, т.е. необходимость продвижения
продукта на рынок с целью завоевания лидирующих позиций.
Концептуальные
предпосылки:
В 2006 году
корпорация Nokia представила новейшую экспозицию своих продуктов, услуг и
решений на выставке Nokia Connection 2006. Двухдневное мероприятие
под лозунгом «Это - твой мир. Вырази его!» собрало почти тысячу мобильных
операторов, бизнес-партнеров, аналитиков отрасли и представителей СМИ
со всего мира для обсуждения рыночных тенденций, влияющих на будущее
мобильной отрасли.
В ходе
двухдневной выставки Nokia организовала программы для СМИ, а также для
клиентов из числа операторов, бизнес-партнеров, аналитиков отрасли
по обсуждению ключевых тенденций отрасли, предоставляющие платформу для
открытого диалога и обмена идеями с целью стимулирования роста
и реализации будущих возможностей.
Получаются следующие
концептуальные предпосылки:
- наличие базовых для
PR понятий, а именно: презентация, конкуренция, маркетинговое исследование и
пр.;
- наличие профессионального
PR-образования, т.е в компании работает команда профессионалов, которая
разрабатывает и успешно претворяет в жизнь PR-стратегию компании;
- наличие образовательных,
профессиональных и этических стандартов, т.е. стратегия проводится
профессионально, без черного PR. со строгим соблюдением законов о рекламе.
2.
Анализируемый проект
В
совместной кампании марки Nokia
и сети салонов цифровой техники Dixis
«Мечты сбываются»[2] (2005 г.), где были объединены в единый комплекс рекламные, PR-, промо-сообщения и событийные коммуникации.
Приобретая в Dixis мобильный телефон Nokia, покупатель получал возможность
осуществить свое заветное желание. Рекламные сообщения анонсировали акцию и
сообщали об условиях ее проведения (телевизионная, наружная и радиореклама).
Адресату предлагалось купить любую модель мобильного телефона Nokia в салоне Dixis, зарегистрироваться на специально созданном
промосайте и оставить на нем свое заветное желание. Каждую неделю жюри выбирало
два самых креативных желания, осуществление которых возможно при отведенном
бюджете. Например, одна покупательница рассказала о мечте сына познакомиться с
футбольным вратарем С. Овчинниковым. Компании устроили для мальчика посещение
тренировочной игры, во время которой Овчинников оставил ворота, подошёл к
мальчику и подарил ему свои перчатки и футболку. Затем агентство выпустило в
эфир радиоролик с восторженным рассказом мальчика и упоминанием
компаний-спонсоров акции. Этот ролик в свою очередь становился аргументативным
подкреплением для продолжающейся рекламы, анонсирующей акцию. Так серия
сообщений превращалась в циклическую организованную кампанию, которая успешно
достигла не только коммуникативных, но и практических целей. Позиционирующие ценностно-ориентированные
стратегии, направленные на формирование имиджа компаний Nokia и Dixis как компаний
«с человеческим лицом», понимающих своих клиентов и заботящихся о них, нашли
отражение в названии кампании «Мечты сбываются», в принципе отбора желаний
(оригинальность, нематериальная выгода), в сценариях осуществленных заветных
желаний, а также в сценариях PR-роликов, посвященных победителям.
Выводы
1.
Насколько полно в анализируемом материале представлен PR как вид
профессиональной коммуникативной практики.
Конечно же, в
данном исследовании невозможно полностью рассмотреть всю PR-концепцию компании Nokia. Но, судя
по анализируемому проекту, уровень зрелости PR-стратегии компании находится на очень высоком
профессиональном уровне, о чем свидетельствуют следующие цифры:
Торговая
марка Nokia окупила свои затраты на PR-мероприятия, т.к. она продолжает сохранять лидерские позиции на рынке
сотовых телефонов. Например, в этом можно убедиться, глядя на результаты продаж
мобильных телефонов Nokia разных
периодов времени. Так, доходы компании Nokia в третьем квартале 2004 года
выросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили
€6939 млн. Прибыль от производственной деятельности составила €928 млн., что на
20% больше показателя прошлого года.
Продажи сотовых телефонов снизились на 13% и достигли €4429 млн. В
третьем квартале было продано 51,4 млн. телефонов Nokia.
В четвертом квартале 2006
года чистая выручка от продаж продукции Nokia увеличилась на 13% по сравнению с
тем же периодом 2005. Доход на одну акцию составил €0,32. Валовая маржа также
увеличилась, достигнув 32,4%, продемонстрировав более высокие показатели, чем в
третьем квартале 2006 года.
2. К
какому историческому периоду в эволюции PR относится рассмотренная ситуация.
Двусторонняя
асимметричная модель середины 1970-х годов. Для нее характерны изучение
установок аудитории с целью их изменения. Таким образом, поведение и внутреннее
состояние объекта влияния учитывается гораздо больше, чем ранее, но
манипуляторские тенденции все же преобладают. Это пропагандистская модель. Она
применяется передовыми областями производства товаров и услуг в 15-30%
практики. И, хотя компания Nokia
и ставит своей первой целью работу на клиента (см. Приложение 2), главная цель
бренда Nokia – стать самым любимым брендом своих клиентов, что ей вполне
удается уже в настоящее время.
Приложения
Приложение 1

Рисунок 1 – Рейтинг
мировых производителей сотовых телефонов

Рисунок 2 – Доля рынка
компании Nokia
Приложение
2
Для Nokia клиенты
являются высшим приоритетом. Максимум внимания к людям и понимание потребителя
ежедневно руководит нашим стилем бизнеса. Nokia стремится быть наиболее
предпочтительным партнером для операторов, продавцов и предприятий. Nokia
продолжает быть растущей компанией, и мы будем расширяться на новых рынках и в
новых видах бизнеса. Мировое лидерство в производительности является решающим
для нашего будущего успеха. Главная цель бренда Nokia – стать самым любимым
брендом наших клиентов.
Исходя из этих целей,
стратегический бизнес-портфель Nokia фокусируется на пяти областях, каждая из
которых имеет долгосрочные цели:
- Создавать лучшие
устройства
- Распространять
потребительские интернет-услуги
- Предоставлять решения
для предприятий
- Создавать архитектуру
сетей
- Расширять профессиональные
услуги
Существует три
стратегических актива, в которые Nokia будет инвестировать и уделять им
первостепенное внимание:
- Бренд и дизайн
- Обязательства перед
клиентами и их выполнение
- Технологии и
архитектура.
Источники и литература:
1. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это
такое? - М., 2006. – 197 с.
2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и
Public Relations. – С-Пб, Триз-шанс, 2005. – 294 с..
3. Новолоцкая Г.И.: Механизм действия
закона конкуренции на рынок человеческого капитала в модели его конкурентоспособности
– «СПО», 2006. - № 12.
4. Журнал "Советник" (www.sovetnik.ru)
5. http://www.nokia.ru/
[1] Аналитический раздел
компании Nokia
//http://www.nokia.com/link?cid=EDITORIAL_3841
[2] Ленский А. Креатив в
BTL-коммуникациях. // Реклама: теория и практика. М.:
ИД Гребенникова, 2006. № 5.