Контрольная работа: Анализ стихотворения Леонтьева "Платформа"
Контрольная работа: Анализ стихотворения Леонтьева "Платформа"
Анализ стихотворения Александра Леонтьева «Платформа»
Цвeта весеннего снега
Голый рябит березняк;
Лязгом обдав человека,
Прогрохотал товарняк.
Город Железнодорожный,
Серой платформы обрыв…
Как же ты, неосторожный,
Вдруг выясняется, жив?
С ужасом вечным, с кошмаром.
С непоправимой виной.
Да, но с бессмысленным даром.
Да, но с любимой женой.
Или ты веришь во что-то
Там, где сомкнулись пути?
Но расплести их - работа
Не по плечу мне, прости.
Смотришь, сощурясь, на птицу, -
Вот чей, пожалуй, бы взор…
Нет электрички в столицу,
Красным горит семафор.
2003
Александр Юрьевич Леонтьев родился в 1970 г. в Ленинграде,
является автором нескольких книг стихов. Переводил В. Вордсворта, Р.-М. Рильке,
А. Рембо и др. Участник Международного пушкинского конгресса (1999),
роттердамского Международного поэтического фестиваля (1999), лауреат премии
журнала "Звезда" (2003) и премии "Двуречье" (2007). Живёт в
Санкт-Петербурге. Долгое время жил в Волгограде. Прокопьевске, рабочем поселке
Чернышково, Москве, Великом Новгороде, г. Железнодорожном.
Поэт, по утверждениям критиков, - представитель нового
литературного поколения, формировавшегося в перестроечную эпоху.
Критик
Дмитрий Полищук усматривает в поэзии Александра Леонтьева «анненскую
психологическую утонченность, раннеакмеистическую предметную точность и
прозрачность и элегический изощренный синтаксис современной “петербуржской
школы”. Все это, при природной импровизационной легкости и внятности слога с
установкой на просветленность любого поэтически-созерцаемого объекта, позволило
Леонтьеву почти стопроцентно “попасть” в десятку ожиданий нынешних литературных
Державиных, наследником которых он себя, по всей видимости, ощущает».
Из
предисловия к книге стихов Леонтьева “Сад бабочек”, которое написал А. Кушнер,
я узнала, что Александр Леонтьев “являет собой убедительный пример раннего и
яркого поэтического становления”, каковым он “посрамляет” представления о
позднем (после тридцати) становлении современных поэтов и тем самым возвращает
к пушкинской норме, когда уже в тридцать “лета шалунью рифму гонят”.
Таким
образом, я сделала вывод, что Александр Леонтьев – приверженец самых лучших
традиций русской литературы.
Я прочитала
несколько произведений поэта, и стихотворение
«Платформа», написанное в 2003 году, привлекло мое внимание.
Я словно
увидела автора, стоящего ранней весной на перроне подмосковного города
Железнодорожный. Мне кажется, здесь произошли события, возможно, не очень
приятные, которые повлияли на дальнейшую жизнь лирического героя.
Ситуация,
воплощенная в произведении, обозначена уже в названии. Понятие «платформа» можно
понимать по-разному: это и перрон железнодорожной станции, это и отправная
точка, с которой начинается следующий этап жизненного пути, это и некий
монолит, который поддерживает героя в его философских размышлениях.
Поэтому по
тематическим признакам данное стихотворение можно отнести к философской лирике.
Прозрачен
сюжет лирического стихотворения: герой на перроне города, где он проживает,
размышляет о событиях, вызывающих у него чувство вины, он хочет покинуть город
и ожидает электричку.
Присутствуют
более локальные темы: неприятные цвета почерневшего весеннего снега, , лязг
проходящего товарного поезда, воспоминание о конфликте, вина, сожаление, бессилие,раскаяние,
прощание, мечты.
Построение
стихотворения связано с логикой развития поэтической мысли от начала к финалу,
оно делится на 5 строф: первая и вторая строфы – место, где находится герой,
третья, четвертая, пятая 1 и 2 строки – философские размышления, 3 и 4 строки
пятой строфы –подводится своеобразный итог размышлениям.
Вызывают
интерес средства художественной выразительности, которые, мне кажется, играют
немаловажную роль в создании образа лирического героя, в воплощении темы и идеи
стихотворения.
Размышления
героя мрачны, настроение подавленности и отчаяния создают эпитеты: березняк
«голый, цвета весеннего снега», платформа серого цвета, герой - «неосторожный»,
дар его – «бессмысленный», вина – «непоправимая», цвет семафора – красный,
тревожный.
Интересны
метафоры: « …лязгом обдав человека, прогрохотал товарняк», «серой платформы
обрыв», «ужасом вечным», «виной непоправимой», «пути не расплести», «работа не
по плечу», «красным горит семафор».
Синтаксические
повторы:
Да, но с
бессмысленным даром.
Да, но с
любимой женой…
вызывают
ощущение, что автор принял твердое решение изменить что-то в своей жизни,
покончить с прошлым, хотя его терзают чувство вины и раскаяние, сожаление о
поступке, который герой совершил по неосторожности.
Усиливает
выразительность изображаемого образ птицы, на которую смотрит герой: известно,
что птицы обладают острым зрением, и герой хочет поскорее увидеть, не идет ли
электропоезд. Но, увы, тревожный красный цвет семафора символично говорит о
том, что электричка пока не пришла, и изменений в жизни героя пока не
предвидится.
Особую
звуковую и интонационную выразительность придает звукопись (аллитерация и
ассонанс):
Цвета
веСеннего Снега
Голый ряБит
Березняк
ЛяЗГом
оБДав человека,
пРоГРоХоТал
ТоваРняк …
- сочетание
звуков Ц, С, Г, Б, З, Д, Р, Х, Т вызывают ощущения свиста весеннего ветра и грохота
проходящего мимо товарного поезда.
Город
ЖелеЗноДороЖный,
Серой платформы
обрыв…
Как Же ты,
неостороЖный,
Вдруг
выясняется, Жив?
- сочетание
звуков Ж, З, Д вызывают ощущения сожаления, раскаяния героя.
С ужасом
Вечным, с кошмаром.
С
непопраВимой Виной…
- звук В,
действительно, в сочетании со звуком С вызывает ощущение надломленности героя.
Или ты веРишь во Что-то
Там, где Сомкнулись Пути?
Но РаСПлесТи их - РабоТа
Не По ПлеЧу мне, ПРоСТи.
– в данной строфе опять преобладают звуки С, П, Р, Т,Ш,Ч –
сочетание глухих и звонких звуков «рисует» картину мучительных раздумий героя.
СмотРишь, СощуРяСь, на птицу, -
Вот чей, пожалуй, бы взоР…
Нет электРички в Столицу,
КРаСным гоРит СемафоР.
– и опять сочетание звуков Р и С! Герой принял решение, он тверд в
своем намерении, хотя безмерно сожалеет о случившемся.
Прочитав стихотворение, я представила его героя молодым
талантливым человеком, который решил уехать из родного города, потому что,
скорее всего, совершил какой-то необдуманный поступок, и теперь его мучают
раскаяние, сожаление и чувство вины.
Он хочет, как птица, улететь, но это невозможно, и поэтому он с
нетерпением ожидает прихода электрички. А на платформе все горит и горит
красным семафор, вызывая тревогу в душе.
Я думаю, Александр Леонтьев описал не только случай из личной
жизни, он сказал читателю, что такое может случиться с каждым: неосторожный
поступок может перевернуть всю жизнь.