Контрольная работа: Ассирийская церковь Востока
Контрольная работа: Ассирийская церковь Востока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Реферат на тему:
АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА
Выполнил студент
гр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
Хримли П.Е.
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Вероучение и обряд
АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА 3
1.1. Краткая характеристика
вероучения и священных текстов. Традиционное
устройство храма 3
1.2. Богослужение и таинства 5
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И АРЕАЛ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА 12
2.1. Краткая история и становление
структуры церкви 12
2.2. Территориальная организация 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Раздел 1. Вероучение и обряд
АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА
1.1.
Краткая характеристика вероучения и священных текстов. Традиционное устройство
храма
Вероучение Святой
Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском
символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, а
также синодальных и патриарших соборов, и других официальных текстах и
комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времен святого
Афрахата, "мудреца персидского", святого Якова Нисивинского и святого
Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального
христианского мира и находясь под властью сначала зороастрийского Ирана, а
затем исламских государств, эта Церковь не только развивала свое собственное
богословие, обряд и правила церковной жизни. символ веры Ассирийской Церкви
Востока: «Веруем во единаго Бога, Отца Вседержителя, Творца видимым же всем и
невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,
Перворожденна всея твари, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век ; Бога истинна
от Бога истинна, единосущна Отцу, Имже устроены миры и вся быша. Нас ради
человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята
и вочеловечшася, и зачата и рожденна от Марии Девы. И страдавша, и распята при
Понтийстем Пилате. И погребенна и воскресшаго в третий день по Писанием. И
возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущего судити мертвым и
живым. И во единаго Духа Святаго, Духа Истинна, Иже от Отца исходящего, Духа Животворящего.
И во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. И исповедуем едино крещение
во оставление грехов. И воскресение тел наших. И жизнь вечную. Аминь». Отличие
в учении о личности Христа от православного заключается в том, что эта церковь
пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия,
согласно которой во Христе - две природы и две "qnome" (это сирийское
понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной
индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnome"
соединены в одной личности Христа. Христологическая формула, принимаемая этой
Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ), в одном
лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII веке Бавваем Великим. В литературе
обычно утверждается, что сиро-персидская церковь придерживается несторианства.
Следует, однако, учитывать, что учение Нестория, зафиксированное в его
сочинениях, не идентично тем взглядам, которые под названием несторианства были
осуждены на третьем вселенском соборе в Эфесе.
Традиционный набор
литургических книг Ассирийской Церкви Востока включает: Лекционарий
(qeryānā); служебный Апостол (šlīhā); служебное
Евангелие (ewāngeliyon); Евхологий (taksā d-kāhne); Диаконикон
(taksā d-mšamšane)', Псалтирь (dawida); Бревиарий, содержащий
неизменяемые части служб суточного круга и литургии; его сокращенный вариант с
текстами будничных ночных служб; книгу молитв преп. Ефрема Сирина, читаемых в
период поста ниневитян; книгу молитв суточного круга, написанных Католикосом Илией
III Абу Халимом; сборник гимнографических текстов для праздников и дней памяти
святых; сборник песнопений служб суточного круга; сборник песнопений литургии;
сборник алфавитных гимнов, которые поются до и после чтения Евангелия; сборник
песнопений, составленный Георгием Вардой.
Устройство храма
соотносится с библейскими образами иерусалимского храма. Алтарное пространство
делится на 3 части. В центре находится святилище с алтарной частью, на севере —
диаконник, на юге — баптистерий. Святилище также поделено на 3 части. Место у
восточной стены, где находится Дарохранительница, называется «Святое святых».
На престоле располагаются Крест и Евангелие. Иконы в храмах отсутствуют, так
как их использование нарушает вторую заповедь. В алтарной части храма хранятся
священные сосуды и св. елей. В предалтарном пространстве, которое носит
название «Святое» и отделено от алтаря завесой, находится лампада. В центре
основной части храма в ср. века строилась особая платформа, вима (в наст, время
практически не встречается), которая соединялась с алтарем солеёй. Перед
престолом располагается амвон, с которого читается Псалтирь и произносится
проповедь. С южной его стороны причащают Телом Христовым, с северной — Кровью
Христовой. Места между вимой и алтарной частью храма традиционно занимают
мужчины, за вимой — женщины, также мужчины стоят слева, а женщины справа.
Сидячих мест по традиции нет. В северной стене между мужской и женской
половинами храма хранятся мощи. Обычно здесь ставят свечи. В южной стене
сделаны двери во двор отдельно для мужчин и отдельно для женщин. В некоторых
храмах в юго-западной части отводят места для больных и женщин с детьми. Там же
полагается читать молитвы матери на 40-й день после рождения ребенка. Хлеб для
Евхаристии выпекается диаконом или священником в печке, установленной в
диаконнике, и сразу же используется. В восточной части диаконника находятся
мощи или саркофаг святого — покровителя храма или местности. Здесь также
хранятся священные облачения, елей и вино. В баптистерии имеются 2 двери:
внешняя, для входа со двора, и внутренняя, ведущая в храм. Внутри баптистерия
находятся купель, столик для помазания, алтарь с Крестом и Евангелием. В
северной стене делается окошко для священника, через которое он при крещении
женщин благословляет воду и совершает помазание св. елеем. На востоке дворика
находятся крест и помост для священников. В условиях жаркого климата здесь
могут совершаться службы суточного круга. Во дворе устраивается колодец. В
пределах церковной ограды принято хоронить клириков. В настоящее время
традиционное храмовое устройство упрощено.
1.2. Богослужение и таинства
Восточно-сирийский обряд
Ассирийской Церкви происходит от древней сирийской литургии, которую некогда
служили в Эдессе. Возможно, он содержит также утраченные ныне элементы
древне-персидского обряда. Используется литургия Мар Аддая и Мар Мари. Служба
проходит на классическом сирийском языке (в храмах Индийской епархии — также на
языке малаялам). В храмах Ассирийской церкви Востока нет икон и статуй. В
Ассирийской церкви Востока признается семь таинств: крещение, причащение,
священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и
крестное знамение. Таинства крещения и причащения считаются основными. Таинство
святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного на
последней вечере Иисуса Христа, был привезен апостолом Фаддеем на Восток, и его
частицы постоянно используются при приготовлении причастия. В каждый новый
раствор муки для просфор добавляют крупицы старого освященного хлеба. Среди
популярных праздников дни, посвященные памяти Девы Марии (Март-Марьям) — 28
августа, святого Георгия (Мар-Гиваргиз) — первый понедельник ноября по старому
стилю, Мар-Зая — 14 июня, 26 сентября и 12 января, Мар-Шалыта — 1-2 октября.
Богословие таинств Церкви
Востока в значительной мере основывается на трудах представителей антиохийской
школы (прежде всего Феодора Мопсуестийского). Таинства понимаются как
воспроизведение искупительных деяний и крестной смерти Иисуса Христа и как
указание на Его грядущее второе пришествие, средство для человека при
сохранении его свободной воли преодолеть склонность к греху и обрести спасение.
Число таинств разные авторы определяют по-разному. Список из 7 таинств
появляется только в XIV в., видимо, под влиянием католического богословия. Тем
не менее, перечень таинств в этом списке отличается от принятого в католической
церкви. В неопубликованном творении патриарха Тимофея II (1318-1332)
перечисляется 7 таинств: Священство, Освящение престола, Крещение, Евхаристия,
Монашество, Погребение и Брак (Vat. syr. 151. 1631 г. Fol. 6-7). Его старший современник Авдишо бар Бриха относил к таинствам Священство, Крещение,
Миропомазание, Евхаристию, Освящение закваски (та1кā), Покаяние и Крест
(или Брак и Девство). У других авторов отмечается исключительная важность
только 2 таинств — Крещения и Евхаристии (например, у Йоханана бар Зоби).
Однако в 2001 г. Синод Ассирийской Церкви Востока утвердил в качестве
официального список 7 таинств в том виде, как он приводится у Авдишо бар Бриха.
Таинство Евхаристии
называется rāzē (тайна; термин обычно обозначает все чинопоследование
литургии) или qudāšā (освящение; этим термином обозначается
прежде всего анафора). в употреблении находятся 3 анафоры: Аддая и Мари,
Феодора Мопсуестийского и Нестория. Однако, согласно автору XI в. Абдаллах ибн
ат-Тайибу, св. отцы, жившие прежде патриарха Ишоява III, знали 4-ю анафору —
свт. Иоанна Златоуста. Еще одна анафора сохранилась во фрагментах. Каждая из
основных анафор состоит из частей, имеющих 3-членную структуру: прошение
(kušāpā) — основная молитва; преклонение (ghāntā) —
молитва, которая тихо произносится священником, склонившимся перед алтарем;
возглашение (qānonā). В анафоре Нестория — 6 гхант, в 2 других — по
5.
Основной является анафора
апостолов Аддая и Мари, которые почитаются как спутники ап. Фомы и просветители
Востока. Она также называется анафорой апостолов или первой анафорой. Принято
считать, что эта оригинальная сир. анафора составлена еще в III в. и архаична
по структуре. Древнейшая сохранившаяся рукопись литургии (Х-Х1 вв.) была
найдена в 1964 г. У. Макомбером в приходской церкви Мар-Эшая в Мосуле (Ирак); в
тексте этой рукописи нет прошения. Сейчас эта анафора используется начиная с
Великой субботы и до периода Благовещения, а также при заупокойных службах и в
будние дни, когда совершается литургия.
Вторая анафора носит имя
Феодора Мопсуестийского. О том, что сам Феодор составил анафору, сообщает
Леонтий Византийский. Долгое время анафору Феодора считали переводом, сделанным
в VI в. с греческого оригинала. Однако современные исследователи приводят
доказательства в пользу ее сирийского происхождения. Основаниями являются её
структура, язык и богословское содержание. Общепризнанным является только факт
использования в анафоре богословских трудов Феодора Мопсуестийского. Среди
вероятных авторов называется Католикос Мар Аба I (540-552), до избрания
преподававший в Нисибинской богословской школе. По свидетельству Авдишо, Мар
Аба перевел 2 анафоры с греческого и назвал их в честь своих наиболее
почитаемых учителей — Феодора и Нестория, однако это предание не популярно в
современной науке. Не исключено, что анафору мог написать и Несторий. анафора
Феодора используется с 1-го воскресенья периода Благовещения и до воскресенья
Осанн (Входа Господня в Иерусалим).
Третья анафора носит имя
Нестория, хотя его авторство отрицают большинство исследователей. С одной
стороны, эта анафора тесно связана с антиохийской литургической традицией
(видны заимствования из анафоры Златоуста), с другой — как и анафора Феодора,
основана на богословии Феодора Мопсуестийского. Она используется 5 раз в году:
на Богоявление, память св. Иоанна Крестителя, греческих учителей, в среду поста
ниневитян и в Великий четверг.
Самый ранний чин литургии
отражен в 17-й метрической гомилии Нарсая Нисибинского «Раскрытие тайн».
Высказывавшиеся ранее сомнения в её подлинности отвергнуты, но признано наличие
поздних интерполяций в тексте (в частности, утверждение о чтении «Отче наш» в
конце службы). Чин литургии описывается у Нарсая с момента удаления оглашенных
и до последнего благословения. Первое полное толкование на литургию принадлежит
перу Гавриила Катрайи (ум. 615). Все последующие комментарии воспроизводят ту
же схему.
Традиционно
евхаристическое богослужение совершается утром по воскресеньям и в дни
праздников. На 1-й и 4-й седмицах Великого поста и на Страстной седмице
литургия совершается вечером. В средние века в период Великого поста совершался
обряд причащения Преждеосвященными Дарами. По преданию, патриарх Гиваргисе II
(828-830) перенес совершение этого обряда с утра на вечер. Литургия состоит из
3 частей: литургий слова, освящения и причащения, внешне соединенных
последовательным продвижением священнослужителей сначала к виме для чтения
Библии, а затем от неё к алтарю для освящения Даров.
Схема литургии слова (или
оглашенных) выглядит следующим образом: великое славословие; «Отче наш» со
вставкой «Свят, Свят, Свят»; молитва священника; 3 антифонных псалма с припевом
«Аллилуйя»; входной псалмический стих, диаконское возглашение: «Да будет мир с
нами!»; 2 молитвы священника (1-я — прославляющая Имя Божие; 2-я —
приуготовительная к шествию); процессия с Крестом, свечами, кадильницей и
Евангелием на виму (при архиерейском богослужении — восхождение епископа на
кафедру, где он остается до начала анафоры), когда поются тропари храма либо
тропари в честь праздника и тропарь Кресту, а затем — гимн «Тебя, Господи»,
после восхождения на виму совершаются каждение, пение Трисвятого и чтение
Священного Писания. На литургии всегда бывает 2 чтения из Ветхого Завета –
«Закон» (из Пятикнижия) и «Пророки», хотя бывает так, что оба чтения берутся из
пророческих, или вместо 2-го из них читаются Деяния святых Апостолов. За ними
следуют чтения из Апостола и Евангелия. существует 2 основные лекционарные
системы. Первая сохранилась в рукописях, большая часть которых содержит только
новозаветные чтения. В целом она восходит к иерусалимской традиции. Совпадение
чтений в 2 системах наблюдается только на 1-й седмице Великого поста. Перед
чтением Апостола поётся изменяемый по дням стих псалма с «Аллилуйя». Далее
следуют священническая молитва перед Апостолом и благословение читающего. Во
время чтения Апостола совершается каждение. По окончании чтения поется псалом с
«Аллилуйя», а затем следует проповедь, 2 ектении, священническая молитва,
главопреклонение, возложение рук и удаление оглашенных и кающихся.
Литургия освящения (или
верных) состоит из следующих элементов: умовения рук епископом; тропаря тайн;
accessus ad altare (приближение к престолу, совершается без перенесения Даров,
которые заранее приносятся в святилище священником или диаконом); молитвы входа
перед царскими вратами; пения Символа веры; диаконской ектении, когда священник
целует престол; священнической молитвы-апологии и молитвы-благодарения; снятия
покрова с Даров и каждения; анафоры; молитвы о мире.
Литургия причащения
строится по следующей схеме: священническая молитва перед преломлением Агнца;
возношение Агнца; преломление и соединение Агнца после погружения одной его
половины в Чашу; священническое благословение; диаконская ектения; чтение «Отче
наш»; возглашение «Святая — святым»; общее исповедание веры («Един свят Отец,
един свят Сын, един свят Дух! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки
веков»); причащение священнослужителей; причащение мирян; благодарственная
молитва; молитва «Отче наш»; заключительное благословение; раздача евлогии.
Св. закваску (malkā
— царь), согласно канонам Церкви Востока, необходимо добавлять в каждый
евхаристический хлеб. В каждый новый раствор муки для просфор добавляют крупицы
старого освященного хлеба, и таким образом ставят новый хлеб в преемство с
прежним. Однако закваской это вещество является только в сакраментальном
смысле, поскольку по составу оно представляет собой смесь пшеничной муки, соли,
оливкового масла и воды. При приготовлении просфор кроме св. закваски
обязательно добавляется и обычная закваска. таинство освящения закваски
совершается канонически только епископом в Великий четверг (такая практика
сохранилась только в Индии, а в других местах этот обряд совершают приходские
священники). По преданию, первая св. закваска была передана Иисусом ап. Фоме, а
от него — Аддаю и Мари, которые завещали совершать это таинство епископам
Церкви Востока. Вероятно, обряд появился в эпоху активного миссионерства, когда
потребовалось скрепить единство митрополии с удаленными приходами.
Таинство Крещения. В
древности был распространен чин Крещения без помазания, но с обязательным
причащением как завершением чина. Современное чинопоследование сформировалось в
VII в., при патриархе Ишояве III. Чин Крещения делится на 3 части. 1-я по
структуре напоминает литургию оглашенных и может совершаться отдельно от
Крещения. Она состоит из возложения руки и нанесения знамения Креста елеем из
«рога помазания» на лоб крещаемого, (в это время поются антифоны, гимн «Тебя,
Господи» и Трисвятое), чтения Писания (1 Кор 10. 1-13 и Ин 2. 23-3), ектений,
молитвы возложения рук и отпуста. 2-я часть чина Крещения включает освящение
елея в сосуде (сначала читается Символ веры, затем священническая
молитва-апология и молитва освящения; новый елей знаменуется елеем из «рога
помазания»), молитву водоосвящения (в крещальную воду крестообразно вливается
елей из «рога помазания»), помазание елеем из сосуда всего тела крещаемого
(священник помазывает грудь крещаемого, а диакон растирает елей по всему телу),
погружение в воду. В 3-й части чина происходит облачение новокрещеного в
светлые одежды, возложение руки священника и помазание органов чувств,
объявление о том, что таинство Крещения совершилось.
Таинство Священства.
Соборы V в. принимали решения о необязательном безбрачии духовенства, включая
епископов, и до VI в. многие патриархи и епископы Церкви Востока были женатыми людьми,
позже установилась традиция посвящать в епископы только давших обет безбрачия.
Священникам же даже после рукоположения дозволялось жениться. Самая древняя
рукопись с чинами хиротонии (Berlin. syr. 38, 1496 г.) содержит молитвы только для поставления чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, тогда как в
более поздних встречаются чины для поставления епископа, митрополита,
патриарха, архидиакона, шарара (ответственный за совершение служб суточного
круга), хорепископа и диакониссы.
При рукоположении
епископа нет характерного для византийской традиции предварительного избрания и
провозглашения. Епископ рукополагается во время воскресной литургии в алтаре до
начала шествия на виму. Момент рукоположения во пресвитера четко не определен.
Диакон может рукополагаться и вне литургии. Диаконисса поставляется в
диаконнике или баптистерии. Низшие чины поставляются возле или на самой виме (в
древности это выглядело как восхождение по ступеням вимы). В современной
практике функции диаконов, иподиаконов и чтецов часто исполняют
нерукоположенные миряне. В целом исследователи отмечают сходство восточно-сир.
чинов с древними иерусалимскими чинами.
Таинство Брака. Следуя
Еф. 5, 26-27, где сказано, что Христос освящает церковь как супруг, церковь
признаёт в браке образ соединения Христа и церкви. Основные комментарии по
поводу таинства брака можно найти в решениях соборов 544 г. при Мар Абе, 585 г. при Мар Ишояве, 676 г. при Мар Гиваргисе.
Таинство Покаяния. Хотя
сохраняется тесная связь Покаяния с таинством Евхаристии, практика устной
тайной исповеди известна только в униатских Церквах. В Церкви Востока после
анафоры совершается обряд общего покаяния: после краткой проповеди священник
читает молитву и крестообразно знаменует кающихся Крестом, который он держит в
руке. Перед причащением кающиеся вытягивают руки над кадилом. В древности
священник совершал также возложение рук на кающихся, а в Великую субботу помазывал
их крещальным елеем.
Таинство Креста. В Церкви
Востока Крест почитается не только как символ Божественного домостроительства,
но и как место невидимого присутствия силы Божией, которая вселяется в любое
материальное изображение Креста с момента его изготовления и пребывает в нем,
подобно тому как Шехина обитала в Ковчеге Завета. Созерцание Креста, поклоны и
простирание ниц перед ним составляют неотъемлемую часть восточно-сирийской
молитвенной практики. Вместе с тем изображение Распятия Христа запрещено и
считается кощунством.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И АРЕАЛ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ АССИРИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОКА
2.1. Краткая история и становление
структуры церкви
Основу церкви положил
апостол Фома. Именно с него и его проповеди в 35-37 годах начинается история
церкви. Позже, по преданию, в 54 г., здесь проповедовал Петр. Центром новой
церкви стала община столицы Парфянской империи - Селевкии-Ктесифон. (ныне
Багдад) В 310 году ее епископ объединил общины по апостольскому образцу и,
централизовав церковь и сосредоточив власть в своих руках, принял титул
Католикос Востока. Из-за того, что главенствующей религией Парфии, а затем
Персии, был зороастризм, правители подозрительно относились к христианам, видя
в них сочувствующих своему главному врагу – Риму (позднее Византии). Поощряемые
шахиншахами, народные массы время от времени проводили погромы христиан.
В 410 г., на проходившем синоде церкви, католикосом был принят новый титул – Патриарх. На нем же были
получены и одобрены решения Никейского Вселенского Собора и его символ веры.
После поражения несториан в 431 году, преследуемые на западе, многие из них
перебрались в Персию, а в Эдессе создали мощную теологическую школу.
Ассирийская Церковь приняла символ веры, который проповедовался Несторием, и
отвергли решение Халкидонского собора, и таким образом отмежевалась от прочих
христианских церквей. В VII-XI веках – самая обширная по территории
христианская церковь. Её посланники дошли до Китая и Монголии, куда первые принесли
христианскую веру. В период расцвета насчитывалось более 300 епархий и 50
митрополий. Значительным было влияние церкви в Индии, где до XVI века
существовала обширная община (была частично присоединена к католицизму
португальцами). Почти полностью церковь уничтожил Тамерлан. В результате этого
холокоста, в 1450 году выбранный патриарх издал закон, по которому эта
должность должна передаваться только в пределах его семьи (обычно патриарху
наследовал его племянник, так как сам патриарх придерживался целибата).
В XVI веке в Османскую
империю прибыли католические миссионеры. Первоначально они должны были
проповедовать веру среди турок, но по исламским законам каждому отступнику от
веры Аллаха грозила смерть, и поэтому миссионеры были вынуждены ограничится деятельностью
среди местных христиан. В 1551 г., после выбора очередного патриарха, часть
влиятельных семей выбрала в качестве альтернативного патриарха Иоанна Сулаку,
монаха из монастыря Раббан Хормизд. Новоизбранный патриарх совершил путешествие
в Рим, и он, и его сторонники признали примат папы, создав таким образов
ассирийскую униатскую Халдейскую Церковь Вавилона. В 1692, Халдейский патриарх
Шимун XIII отказался от унии. Тем временем в 1607 и Ассирийский патриарх Илия
VIII перешел в унию, однако уже его преемники также отказались от нее. Таким
образом, в 1692 стало два ассирийских патриарха. Один – Шимун находился в
Азербайджане, а другой – Илия – в Элокше, недалеко от Мосула. В 1804 старшая
линия Илии пресеклась, так как последний не имел племянника, который бы ему
наследовал. Таким образом, линия Шимуна стала единоличной главой Ассирийской
Церкви Востока.
Из-за гонений во время
первой мировой войны многие из них переселились в США и Европу. В том числе и
Патриарх, чьей резиденцией стал Сан-Франциско. В 1964 начались диспуты,
вызванные решением Мар Шимуна о принятии Григорианского календаря. Кроме того,
оппозиция была недовольна проживанием патриарха в США, они считали, что
патриарх должен находиться в Ираке – рядом с верующими. Кроме того,
недовольство вызывала и старинная традиция наследования престола. Оппозицию
поддерживал Мар Фома Дармо, ассирийский митрополит Индии. В 1968 году он
приехал в Багдад и рукоположил трех епископов. Они собрали синод и выбрали Мар
Фому патриархом, в противовес Шимуну. В следующем году Фома умер, и в 1970 его
преемником стал Мар Адаи, митрополит Багдада. В 1975 церковь потрясло убийство
патриарха Шимуна XXI. Линия наследования патриаршего титула прервалась. Новый
патриарх Динха IV перенес резиденцию в Чикаго. Однако раскол не прекратился.
Сейчас у патриарха Динхи 11 епископов (400 тысяч верующих ассирийцев, из них в
Ираке 58 тысяч и 100 верующих в Индии), у Адаи - 5 (около 100 тысяч верующих,
из них в Ираке 23 тысячи). Последнее нестроение в Ассирийской церкви произошло
в конце 2005 года, когда калифорнийский епископ Мар Баваи был уличен в
переговорах с Римом о присоединении к католической церкви, после чего он был
отстранен от управления епрхией и извержен из сана. Однако Мар Баваи
низвержения из сана не признал и начал судебную борьбу за приходское и
епархиальное имущество.
2.2. Территориальная организация
Епархии Ассирийской
церкви востока:
Епархия США, Патриаршая
епархия Восточного США, Епархия Ливана, Епархия Сирии, Епархия всего Ирака и России,
Епархия Духока и Северного Ирака, Епархия Ирана, Епархия Западного США, Епархия
Западной Калифорнии, Епархия Австралии и Новой Зеландии, Епархия Европы, Епархия
Канады, Индийская (Кочинская) епархия. Официальный титул Предстоятеля –
католикос-патриарх Святой Апостольской Католической Ассирийской церкви Востока.
Ныне это Мар Динха IV (Мар Динкха IV) (р. 1935), избранный в 1976 году. Резиденция
патриарха расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США). Число верующих: по
различным данным от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской церкви
Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции и других странах.
Епархии Древней
Ассирийской церкви востока (Мар Аддай II):
Епархия Багдада, Епархия
Киркука, Епархия Ниневии, Епархия Сирии и Ливана, Епархия Запада США.
11 ноября 1994 года глава
Ассирийской церкви Востока Map Динха IV и папа Иоанн-Павел II подписали в
Ватикане «Совместную Христологическую Декларацию», где говорилось, что католики
и ассирийцы «объединены ныне в общем исповедании Сына Божия». Была учреждена
двусторонняя комиссия по богословскому диалогу, которая собирается ежегодно.
Вследствие этого улучшились отношения Ассирийской церкви Востока и с ранее
отколовшейся от нее Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 года Map
Динха IV и халдейский патриарх Рафаил I Бидавид встретились в Саутфилде, штат
Мичиган, и подписали "Совместное патриаршье заявление", которое
поручает обеим Церквям наладить совместную работу по воссоединению и
закладывает основу сотрудничества в таких пасторских вопросах, как написание
общего катехизиса, открытие семинарии в районе Чикаго-Детройта, сохранение
арамейского языка и прочие общие пасторские программы для приходов и епархий во
всем мире. 15 августа 1997 года два патриарха встретились в Розелле, штат
Иллинойс, и приняли "Совместное синодальное постановление, способствующее
соединению", которое подписали члены обоих Священных Синодов. Были
подтверждены области пастырского сотрудничества, упомянутые в "Совместном
патриаршьем заявлении", указано, что ассирийцы и халдеи должны признать
законность обрядов каждой Церкви, учреждена ассиро-халдейская "Смешанная
комиссия воссоединения" и провозглашено, что каждая из сторон признает
апостольское преемство, таинства и христианское свидетельство другой стороны. В
постановлении особо выделены моменты, вызывающие озабоченность того или иного
участника диалога. Так, обе Церкви хотели бы сохранить арамейский язык и
культуру, но ассирийцы настаивают на сохранении своей независимости и
самоуправления, а халдеи ратуют за полное общение с Римом. В середине 1997 года
было объявлено, что Ассирийская Церковь Востока и Сирийская Православная
Церковь готовы начать двусторонний богословский диалог. Во имя улучшения
отношений с Ориентальными Православными Церквями Ассирийский Священный Синод в
1997 году решил удалить из богослужебных текстов анафемы, направленные против
других Церквей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. History of the Church
of the East // www.nestorian.org/history_of_the_nestorian_churc.html
2. Fr Prof. Pierre Yousif.
The Sacrament of Marriage in the Tradition of the Church of the East. // www.cired.org
3. Ассирийская Церковь Востока // www.hierarchy.religare.ru/h-aincvost-assir.html
4. Роберсон Р. Ассирийская Церковь
Востока // http://assyria.narod.ru/cerkov.html
5. Ткаченко А.А. Восточно-сирийский
обряд // www.cired.org