Контрольная работа: Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине
Контрольная работа: Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине
ТЕМА:
Болонский процесс. Перспективы внедрения в Украине
Введение
1. Историческая справка
2. Цели и задачи
Болонского процесса
3. Украина в Болонском
процессе
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
За все время
независимости Украина все еще, к сожалению, не смогла преодолеть
социально-экономический кризис, который ярко проявляется и в системе высшего
образования. Реформы университетского образования начаты давно, но они столь
поверхностны и не скоординированы, что отнюдь не решают насущных проблем, таких
как снижение качества образования, разрыв информационных связей, резкая
девальвация статуса преподавательской и научной деятельности, остаточный
принцип финансирования образования, отсталость материально-технической базы
высшей школы, существование учебных заведений разных форм собственности,
неадекватные пенсионное обеспечение и социальная защита преподавателей и
студентов, потеря преподавательских кадров. В итоге, высшее образование в
Украине становится неликвидным и неконкурентоспособным, уступает уровню
образования развитых стран и не признается европейским сообществом. Такая
неблагоприятная ситуация требует продуманных и системных реформ, чтобы дать
возможность реализоваться огромному интеллектуальному потенциалу, который есть
в нашем обществе. Наиболее приемлемым способом реформирования украинской высшей
школы на сегодняшний день представляется модернизация его по европейскому
образцу, большим подспорьем в этом плане может стать Болонский процесс, задача
которого – приведение высшего образования в европейских странах к единым
стандартам и критериям.
1.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Объединение высшей
школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия,
в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским.
Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам
начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором
ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в
сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему
образованию, повышение академической мобильности студентов и их
востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения. Со
временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования
европейских стран (1971, 1976), в Маастрихском договоре (1992). В дальнейшем
под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы.
В 1997 году Совет
Европы и ЮНЕСКО разработали и приняли Лиссабонскую конвенцию о квалификациях,
относящихся к высшему образованию в странах Европы. Эту конвенцию подписали 43
страны, в том числе и Украина. Лиссабонское соглашение не преследовало
унификации высшего образования, а признавало и уважало ценность разнообразных
образовательных систем, вместе с тем подчеркивая, что создание условий, при
которых большинство людей, воспользовавшись достижениями национальных систем
образования и науки, смогут быть востребованными на европейском рынке труда.
Гражданам европейских стран должны быть доступны общие ценности образования,
науки и культуры всех стран.
Через год Франция,
Италия, Великобритания и Германия подписали Сорбонскую декларацию, направленную
на создание открытого европейского пространства высшего образования.
Революционным положением этого документа стало требование международного
признания бакалавра как специалиста с высшим образованием с предоставлением ему
права продолжать учебу по программе подготовки магистра.
В 1999 году 29 стран
Европы в городе Болонья официально задекларировали и начали процесс объединения
четырех тысяч европейских высших учебных заведений, где учатся более 12
миллионов студентов, в единое образовательное пространство. Сегодня 40 стран
принимают участие в так называемом Болонском процессе, который должен
завершиться к 2010 году.
2.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Болонский процесс
включает в себя следующие ключевые моменты.
1. Четкая унификация
студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний,
для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны
обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность
европейского высшего образования.
2. Двухуровневая
система высшего образования. Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно
избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и
в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями,
получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации
степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему
образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это
специалист, который может работать по специальности или продолжить образование,
перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает
наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на
научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором –
1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает
возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В
странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень,
например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки,
социо-гуманитарные, экономические и пр.
3. Учреждение кредитной
системы по Европейской кредитно-трансферной системе (ECTS). Кредитами называются
условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой
единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между
понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и
умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и
итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского
диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра
– дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как
средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы
на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет
многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования
учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям
других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все
достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных
исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т. д. В отдельных странах
как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная
нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря
накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной
страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или
избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень
бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.
4. Усиление мобильности
студентов, преподавателей, администрации вузов. Для осознания и утверждения
конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь
возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря
этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению
иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная
подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в
магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.
5. Создание сравнимых
критериев и общей методологии для вузов всех европейских стран. В настоящий
момент страны Европы интенсивно занимаются созданием сети агентств по контролю
качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные агентства,
независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка
студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на
знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим
будут установлены стандарты транснационального образования.
6. Приведение высшего
образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки
сходных учебных планов, тренингов, исследований.
7. Внедрение в жизнь
концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку
получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету –
значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления
информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой
концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со
всей протяженностью жизни.
8. Партнерство
студенческих организаций и официальных образовательных институтов.
9. Повышение
привлекательности (промоция) и конкурентоспособности европейского высшего
образования.
10. Трудоустройство
выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация
высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть
применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран
Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на
европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует
упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным
вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому,
рекомендованные ЮНЕСКО.
3.
УКРАИНА В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Мониторингом, финансово
поддерживаемым Европейской комиссией, не охвачены Беларусь, Молдова и Украина.
Россия включилась в Болонский процесс совсем недавно. Для интенсивной
образовательной интеграции следует кардинальным образом реформировать высшую
школу нашей страны, причем следует учитывать, что в условиях продолжающегося
социально-экономического кризиса опасно делать необдуманные шаги. Болонский
процесс – явление неоднозначное, требующее взвешенного подхода к решению как
отдельных вопросов, так и образовательной интеграции в целом. Сегодня в Украине
делается все возможное для внедрения принципов Болонского процесса. Так,
вопросы реформирования высшего образования Украины отражены в Указе Президента
Украины от 14 сентября 2000 года «О Программе интеграции Украины в Европейский
Союз», в соответствующих распоряжениях Кабинета Министров, в решениях
Министерства образования и науки Украины. Национальная доктрина развития
образования прошла экспертизу Совета Европы. В Украину приезжали эксперты,
которые знакомились с практикой внедрения задекларированных отечественным
законодательством норм в наших университетах и колледжах. С 1993 по 2003 год
высшие учебные заведения Украины совместно с ведущими университетами Европы
выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS, что дало возможность ввести общие учебные
программы, новые принципы управления вузами, подготовить и издать современные
учебники, наработать подходы к взаимному признанию документов об образовании.
Избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским
подходам, хотя нельзя отрицать, что предстоит еще очень много работы.
В прошлом году Украина
завершила подготовительный этап и начинает активно внедрять в университетскую
систему образования принципы Болонской декларации. 2005 год определен как
важный этап мониторинга: необходимо завершить подготовку окончательной
модернизации высшей школы, скоординировать деятельность различных вузов в этом
направлении. В частности, медицинские вузы Украины с 1 сентября 2005 года
планируют утвердить принципиально новый учебный план, максимально приближенный
к принципам Болонского процесса.
Сегодня в Украине
законодательно утверждена система стандартов по каждому
образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты,
разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к
компетентности, квалификационной характеристике и системе определения качества
знаний. В 2001 году Министерством образования разработано приложение к диплому
европейского образца, которое планировалось выдавать по желанию студента. Но
поскольку в рамках Болонского процесса задекларирована выдача такого приложения
бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, то
сейчас необходимо решить главную проблему – финансовое обеспечение расходов для
этой цели.
Системы непрерывного
высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских
государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой
национальных Академий наук, дистанцирована от учебного процесса в вузах. То же
самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации –
кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана
непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а
не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует
и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух
этапов – бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При
этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу,
который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и
получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в
Украине является степень кандидата наук.
Таким образом, уже
сейчас можно видеть сложности перехода Украины на европейские схемы и критерии.
Наша система академических степеней довольно прочно укоренилась, несмотря на
то, что она не способствует, а наоборот, тормозит развитие науки: аспиранты три
или пять лет пишут кандидатскую, потом десять лет докторскую диссертацию, тема
которой в условиях бурного научно-технического развития в мире к моменту защиты
утрачивает свою актуальность, безнадежно устаревает и никоим образом не дает
стимула к развитию науки в стране. Бакалаврат и магистратура в Украине –
академические понятия, лишь ступень к дальнейшей научной карьере. Согласно
Болонскому процессу предполагается, что бакалавр или магистр – практические
специалисты с дипломами, признаваемыми на мировом рынке труда.
Кроме того, очень
сложным, с точки зрения практической реализации, требованием является обеспечение
адекватной квалификации бакалавра. Дело в том, что специалисты уверены: даже
при четырехлетнем обучении предоставить достаточные возможности для профильной
и практической подготовки бакалавра нелегко. Болонский процесс предусматривает
внедрение трехлетней учебной программы на этапе бакалаврата, что еще более
усложняет задачу приобретения высокого уровня фундаментального и профильного
образования и достаточной для присвоения квалификации компетентности. Поэтому
можно предположить, что большинство стран выберут четырехлетнюю программу
обучения бакалавра, как это сделали в Великобритании и России.
Должна измениться и
традиционная система оценок. Сейчас в зачетках студентов их четыре вида, от
«неудовлетворительно» до «отлично», причем неудовлетворительные оценки в
большинстве случаев требуют пересдачи экзамена до положительного результата. И
хотя формально принята пятибалльная система, фактически используются три
положительные оценки. В будущем планируется более совершенная система оценки
знаний: «неудовлетворительно», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично» и
«очень хорошо».
Нельзя забывать и о
параллельной реформе средней школы. В Европе никому не приходит в голову учить
иностранный язык в университете, потому что в средней школе учащиеся осваивают,
как минимум, два иностранных языка. При необходимости студент выбирает еще один
язык для обучения в университете, если он нужен для специализации,
исследования. Нам тоже нужно стремиться к тому, чтобы человек приходил в
университет из школы с двумя иностранными языками, иначе учебная программа
высшей школы будет перегружена, а обучение студентов ограничено отечественными
источниками информации, и тогда мобильность студентов в европейском
пространстве недостижима.
Особенно масштабной
реформой в системе высшей школы является внедрение академических кредитов
аналогично ЕСТS. Университеты Европы имеют разные схемы кредитных систем. И
хотя во многих университетах Украины введены схемы оценивания достижений
студента (модульно-рейтинговая, рейтинговая), однако привязки к ЕСТS все еще
нет. Наша задача сегодня – разработать принципы построения учебного процесса,
адекватные европейским. С этой целью Министерство образования и науки начало
эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы, о желании
взять в нем участие заявили около пятидесяти университетов, в том числе главный
медицинский вуз страны – НМУ им. А.А. Богомольца.
Для полного включения в
Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из
главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля
качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине
такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и
дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно
возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно
Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии
контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к
этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество
подготовки студентов.
Очень болезненным для
нашей страны является и вопрос подготовки научных и преподавательских кадров
для высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном
государстве. Многие специалисты считают, что эта система – рудимент в научном
мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила,
которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему
получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие
знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов,
подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема
существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день
дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза.
И, конечно же, самый
важный вопрос – трудоустройство выпускников вузов. Создание европейского
пространства высшего образования будет способствовать высокой мобильности и
конкурентоспособности знаний и умений украинских граждан. В условиях
социально-экономического состояния, в котором находится Украина сейчас
(безработица, нехватка рабочих мест, низкая заработная плата, слабая социальная
защита), может возникнуть патовая ситуация: усиление миграции граждан Украины в
страны Европы в поисках достойной работы, утечка интеллектуального достояния из
страны. Поэтому решение образовательных проблем в Украине, согласно болонским
договоренностям, требует интенсивного развития производства, создания
значительного количества новых рабочих мест, обеспечение молодежи, в
соответствии с украинским законодательством, правом первого рабочего места,
которое до сих пор остается только лозунгом.
Образование в Украине
можно и нужно сделать рентабельным, высокоэффективным и конкурентоспособным.
Это – не формальная прихоть наших европейских коллег, а требования времени и
реальных потребностей нашего общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из данной работы я
поняла, что основные положения Болонского процесса – это: 1. Утверждение
общепринятой и сравнимой системы ученых степеней. 2. Система подготовки,
основанная на 2 образовательных уровнях: додипломный и последипломный.
Создание системы
кредитов по образцу Европейской системы трансфера оценок (ЕCTS) единая система
оценивания, позволяющая обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения
и образовательных квалификаций
Содействие мобильности
студентов, преподавателей, научных деятелей, менеджеров образования с целью: 1)
обеспечения студентам доступа к учебным возможностям, а также соответствующим
услугам; 2) обеспечения признания и зачисления времени, который преподаватель,
исследователь или член администрации провел в другом европейском учебном
заведении; 3) развитие европейского сотрудничества по гарантии качества образования,
создание сравнимых критериев и методологий; европейских стандартов в сфере
высшего образования (разработка учебных планов, схем интегрирования учебных,
исследовательских и воспитательных программ, сотрудничество между учебными
заведениями).
Повышение роли
студентов в управлении вузом, участие студентов в контроле качества обучения. Я
думаю, что наиболее положительным аспектом Болонского процесса может стать
образовательное сближение и объединение государств Европейского Союза и других
стран, присоединившихся к нему в дальнейшем. Реальная интеграция Европы
невозможна без определенного уровня интеграции образования и объединения
возможностей научно-преподавательского персонала высших школ всех стран
континента.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газета «Здоровье
Украины» №110 за январь 2005 года
2. Закон Украины о
высшем образовании.
3. www.day.kiev.ua
4. www.osvita.org.ua