Контрольная работа: Деловые и личностные взаимоотношения при отборе персонала
Контрольная работа: Деловые и личностные взаимоотношения при отборе персонала
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Закономерности
неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки
4. Рекомендации по снижению
негативных последствий данной закономерности
8. Облик делового человека в
сфере туризма. Элементы делового костюма
9. Понятие риторики. Освоение
навыков риторики. Роль и значение риторики в профессиональной деятельности
12. Условия, определяющие
особенности поведения во время выступления
13. Виды целей деловой беседы
Заключение
Список литературы
Введение
Этике
деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это
выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и
послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и
деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.).
Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные
программы, в систему среднего специального образования, причем с течением
времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
Работодатели
уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных
взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе
непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом
необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не
только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки
взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными,
клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для
конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики
деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма
как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Выполнение
сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений
становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт,
будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в
дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
1. Закономерности неадекватности отображения человека
человеком и неадекватности самооценки
Ее смысл
состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека, а также
самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для
принятия серьезных решений относительно этого человека и относительно самого
себя.
Действие
этой закономерности указывает на то, что любой человек, производящий оценку
результатов труда, профессионального поведения, личностных качеств других людей
(коллег, подчиненных, руководителей, внешних партнеров и т. д.), должен
соблюдать максимальную взвешенность и корректность. При этом следует иметь в
виду, что любая оценка на данный конкретный момент времени не может быть
окончательной. Любой человек, подвергающийся оценке, обладает возможностью
развития и изменения своих способностей, личностных свойств и мотивационных
установок. Необходимо также учитывать, что в конкретный момент времени человек
может находиться в таком физическом, интеллектуальном и эмоциональном
состоянии, которое в целом нехарактерно для него и может измениться достаточно
быстро.
Особенности
проявления рассматриваемой закономерности следует учитывать при проведении
формальных (организационно-регламентированных) процедур оценки, например, при
проведении аттестации персонала, а также в оценке текущих явлений в процессе
профессиональной деятельности.
Следует
помнить, что человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности
(т. е. в любой момент времени индивид определенного возраста может находиться
на разных уровнях физического, интеллектуального, эмоционального и
мотивационного развития). Кроме того, человек осознанно или неосознанно
защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Часто человек
пытается показать себя другим людям не таким, каков он есть на самом деле, а
таким, каким бы он хотел, чтобы его видели другие.
4. Рекомендации по
снижению негативных последствий данной закономерности
В
настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания.
Важнейшими среди них являются:
• принцип
универсальной талантливости («нет людей неспособных, есть люди, занятые не
своим делом»);
• принцип
развития (способности развиваются в результате изменений условий жизни личности
и интеллектуально-психологических тренировок);
• принцип
неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться
окончательной).
Неадекватность
самооценки можно рассматривать как частный случай неадекватности отображения
человека человеком. Если кто-либо пытается оценить самого себя, то действие
рассматриваемой закономерности аналогично.
Очень
часто окружающие пренебрегают психологической безопасностью других людей, что
проявляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы
социального поведения человека. Следует помнить, что каждый из нас активно или
пассивно пытается защититься от этих посягательств. Вне зависимости от того, в
какой форме такая защита происходит, она нарушает нормальные, полезные
взаимоотношения людей, создает между ними барьеры в общении.
8. Облик делового человека в сфере туризма. Элементы делового
костюма
Следует
помнить, что внешний облик делового человека — это первый шаг к успеху,
поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим о
степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно
стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства
считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением.
Служебная
обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового
человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие — «деловой костюм».
Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом
остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор
костюма в широком смысле слова (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты),
деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:
• единство
стиля;
•
соответствие стиля конкретной ситуации;
• разумная
минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»);
•
сопоставимость цветов в цветовой гамме;
•
совместимость фактуры материала;
•
сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;
•
соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля
и т. п.) качеству основного костюма.
Обычно
одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отраслях, как финансы,
юриспруденция, политика, бухгалтерский учет, консалтинг, ношение строгой одежды
имеет практически обязательный характер. В других отраслях, например, в
средствах массовой информации или рекламе, допустима гораздо большая свобода.
Детали
одного костюма должны также удовлетворять такому требованию, как совместимость,
т. е. соответствовать друг другу по следующим параметрам:
•
расцветка (детали костюма не должны резко контрастировать друг с другом,
недопустимо соединение «несочетаемых» цветов, таких, например, как ярко-красный
и ярко-зеленый, если этого не требует ситуация или униформа), разумнее всего
соблюдать правило «трех цветов»;
• фактура
материала (предметы костюма не должны быть изготовлены из ткани явно разной
фактуры и плотности, например, из тяжелой шерсти и шелка);
•
сезонность (легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зимними пиджаками и
жакетами будут смотреться неуместно).
Необходимость
появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена
тем, что коллеги и начальство склонны, как правило, распространять вашу внешнюю
аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность,
обязательность и аккуратность в делах.
Кроме
того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по
отношению к окружающим его людям.
9. Понятие
риторики. Освоение навыков риторики. Роль и значение риторики в
профессиональной деятельности
Риторика —
это, в переводе с греческого, теория красноречия. Деловая риторика является
прикладным направлением общей риторики, ориентированным на обеспечение
руководителей и специалистов правилами обращения со словом. Деловая риторика
прежде всего учитывает факторы, влияющие
на коммуникативность, являясь инструментом коммуникационного общения.
Невладение
ею на должном уровне — одна из существенных причин многих неудач руководителей
и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах. В этом не
сложно убедиться, если присмотреться, как они неэффектно используют такие
риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и
подражание.
Предварительная
отработка навыков риторики может
предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать
оратору повседневную общую готовность к работе с аудиторией. Эти приемы могут
помочь человеку не только в его деловых отношениях, но и развить навыки хорошего
рассказчика в сфере непрофессионального, бытового общения. Попутно хотелось бы
отметить, что практически все из приведенных ниже приемов отработки навыков
риторики могут успешно применяться при изучении иностранных языков, а также для
дополнительной тренировки навыков языковой подготовки.
В качестве
искусственных приемов, позволяющих поддерживать общую готовность к работе с
аудиторией, могут использоваться следующие:
•
Выступление перед воображаемой группой слушателей с предварительно заданными тематикой
и составом аудитории.
• Краткое
изложение выбранного текста.
•
Использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений (как тренинговых,
так и реальных)
•
Отработка определений каких-либо терминов и понятий, используемых в сфере
профессиональной деятельности оратора.
•
Использование опыта ведущих ораторов.
Знание
правил и обладание навыками риторики, т. е. теории построения, подготовки и
доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, позволяют
смоделировать его ход, спрогнозировать возможную реакцию слушателей, а также
наметить способы использования стилистических форм повышения выразительности
речи, основных правил культуры дискуссии.
Как уже
отмечалось, деловому человеку достаточно часто приходится сталкиваться с необходимостью
публичного выступления. Однако многие люди пренебрегают подготовительной
стадией, излишне самоуверенно полагаясь на собственный опыт или ссылаясь на
чрезмерную занятость другими вопросами.
В связи с
этим следует подчеркнуть, что хорошо подготовленное публичное выступление —
это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой — возможность
заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.
12. Условия, определяющие особенности поведения во время
выступления
В ходе
подготовки к встрече с аудиторией следует учитывать правила изучения навыков
поведения во время выступления.
Поведение
во время выступления должно способствовать достижению его целей, реализации
подготовленного плана выступления (при необходимости — его оперативной
корректировке), использованию продуманных заранее преимуществ устной речи. В то
же время манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от
целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным,
соответствующим проблематике выступления и составу аудитории.
Опытные
ораторы заранее делают на полях тезисов доклада соответствующие пометки,
касающиеся отдельных элементов поведения. Например, зная особенность некоторых
докладчиков терять чувство времени и превышать заданную продолжительность
выступления, можно рекомендовать им делать пометки типа: «Следить за
регламентом».
Продуктивному
анализу собственного поведения во время выступления может служить его
видеозапись. Если нет возможности осуществить ее в ходе реальной встречи с
аудиторией, можно воспользоваться записью во время отработки навыков риторики
перед воображаемыми слушателями. Перед выступлением можно призвать на помощь
«доверенное» лицо, которое после доклада проведет разбор ошибок в поведении
оратора.
Еще раз
следует сказать, что подготовка к выступлению является важным этапом отработки
навыков и правил риторики. Зачастую этот этап игнорируется из-за дефицита
времени или излишней самоуверенности в собственных силах. В этой связи хотелось
бы лишний раз напомнить, что нередко о профессиональных качествах специалиста
судят по его выступлению, которое, в свою очередь, служит средством
самореализации, является возможностью заявить о себе.
13. Виды целей
деловой беседы
Основная
цель беседы, как и любого другого коммуникативного жанра - обмен информацией,
однако в зависимости от предметного содержания возможен многоцелевой характер
бесед. Различают беседы, связанные с наймом и увольнением персонала, и беседы
типа «поручение производственного задания», беседы для анализа и разрешения
конфликтных ситуаций и беседы с подчиненными дисциплинарного характера, беседы,
подготавливающие персонал к внедрению новаций и беседы, носящие неформальный
характер, для улучшения психологического климата коллектива.
В
зависимости от назначения, беседы могут иметь, например, такие цели:
-закрепить
хорошие отношения с сотрудником;
-повысить
удовлетворенность работника разными аспектами трудовой деятельности;
-содержанием
работы;
-побудить
работника, делового партнера, клиента к определенным действиям;
-обеспечить
коллективное сотрудничество в рамках отдела, фирмы, между организациями;
-обеспечить
лучшее взаимопонимание.
Такого
рода перспективные цели должны непременно лежать в основе всех деловых
контактов, независимо от предмета разговора. Вместе с тем не менее важное
значение для оптимального построения содержательной части беседы имеют её
ближайшие цели и задачи, например такие, как: выяснить конкретные факты;
осуществить эмоциональную разрядку одной из сторон; что-то проверить, о чем-то
важном рассказать, чтобы узнать мнение, отношение и пр.
Заключение
Использование
норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими
благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно
отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается
многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это
происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической
потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга.
Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих
практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и
любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для
отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения
деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в
качестве тренинга.
Необходимо
отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу
служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации
в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.
Еще раз
следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и
специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности)
нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений
основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе
совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в
деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически
все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной
этике.
Список литературы
1. Аверченко Л. К. Управление общением: Теория, материалы
и практикумы для специального работника: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, Новосибирск:
НГАЭиУ, 1999.
2. Андреев В.И. Деловая игра. — Казань. Изд-во Казанского
университета, 1993.
3. Баева О.Л. Ораторское искусство и деловое общение. —
Минск, 2000.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. — М.:
ИНФРА-М, 1998.
5. Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996
6. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991
7. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые
отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. –
Симферополь, 1996.
8. Основы этических знаний/ под ред. профессора М.Н.
Росенко. Изд. «Лань», 1998г.
9. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться
своей цели. – Воронеж, 1991
10.
Сухарев В. А. Быть деловым
человеком. – Симферополь, 1996
11.
Честара Дж. Деловой этикет. – М.,
1997