Контрольная работа: Детский музыкальный фольклор. Считалки и жеребьёвки. Дразнилки
Контрольная работа: Детский музыкальный фольклор. Считалки и жеребьёвки. Дразнилки
План
Введение
1. Детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному
репертуару в начальной школе
2. Считалки, жеребьёвки, дразнилки
Заключение
Список литературы
Многовековая отечественная культурная традиция выработала
свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне,
предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются
отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с
людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью
воспитательного и образовательного процессов.
В результате длительного и серьезного общения с искусством
развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую
очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические
чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй
личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее
нравственный и эстетический идеал.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не
только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она
выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.
Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием
народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование
различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы
историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.
Принципиальное значение для развития теории и практики
народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева "Теория и
методика формирования этнопедагогической культуры учителя" (1998), В.К. Шаповалова
"Этнокультурная направленность Российского образования" (1997).
Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию
сущности и содержания традиций музыкального воспитания в
национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой,
Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.
Программа "Оберег" (автор - Е.Г. Боронина) акцентирует
внимание на народном творчестве как азбуке познания мировой художественной
культуры.
Цель работы: изучить детский музыкальный фольклор; считалки,
жеребьёвки, дразнилки.
Задачи работы:
рассмотреть детский музыкальный фольклор и требования к
музыкальному репертуару в начальной школе;
рассмотреть считалки, жеребьёвки, дразнилки.
90-е годы ХХ столетия характеризуются новой "фольклорной
волной": проникновением в школу широкого фольклорного движения,
пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов,
этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее
педагогической инструментовке в условиях средней школы.
Органично репрезентировать народное творчество и применять
арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет
программа предмета "Музыка", составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой,
Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная
хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.
Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала
факультативную программу "Русский фольклор" основные задачи которой
заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике
народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать
исполнительские умения и навыки учащихся [5, с.10].
Программа факультативного курса для учащихся начальных
классов "Введение в народоведение" (автор - М.Ю. Новицкая) развивает
идеи программы "Наследие". В 1 классе главная проблема курса - "Человек
и природа в народной культуре", во 2 - "Человек и семья в народной
культуре", в 3 - "Человек и родная земля в народной культуре".
В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане
пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между
этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре
детей в оркестре народных инструментов.
В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова
"Основы общей этнопедагогики", разработанная для подготовки школьных
этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в
социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной
линией проходят средства народной музыкальной педагогики - фольклор, система
праздников, народная хореография.
Авторская концепция Т И. Баклановой о подготовке
специалистов по народной художественной культуре органично сопряжена с народной
художественной педагогикой.
Непосредственно проблемам русской народной музыкальной
педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В.В. Васильевой, для
студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском
государственном педагогическом институте.
Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С.Х.
Раппопорт "Искусство и эмоции" (1968), П.М. Якобсон "Эмоциональная
жизнь школьника" (1966), Г.М. Бреслав "Эмоциональные особенности
формирования личности в детстве: норма и отклонения" (1990).
В различных регионах России возникают школы, использующие в
качестве основного средства воспитания отдельные компоненты народной культуры: фольклор,
народные праздники, декоративно-прикладное искусство, народные игры с пением и
др., а также приобщение детей к народной истории и культуре.
В современных условиях значительно повышается роль
музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет "Музыка"
в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную
культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора,
приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства
сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание
исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и
понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному
общению.
Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, даёт
ребенку определенный объём жизненно необходимой информации и тем самым помогает
более глубокому пониманию действительности [7, с.41].
Русские народные песни хранят в себе начала глубокой
нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли,
настроения народа.
Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного
творчества на импровизационной основе, развивают фантазию,
художественно-образное мышление детей. Фольклор стоял у истоков народной
педагогики, ибо в интересной и занимательной форме передавал подрастающему
поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих в
окружающем мире жизнедеятельных процессах.
В повседневной жизни ознакомление с фольклором, передача его
непреходящих ценностей от поколения к поколению проходят не систематично, чисто
без учета возрастного уровня развития детей, что отражается на качестве
восприятия и понимания его смыслового содержания. Поэтому в последние годы
преобладающим становится мнение о необходимости создания программ по музыке,
учитывающих национальные традиции, особенности, самобытность культуры народов
страны, помогающих освоению норм жизни и поведения, формированию
нравственно-эстетических качеств личности. Примером тому может служить
программа для I-IV классов
общеобразовательной школы "Музыкальный фольклор" предлагаемая
авторами в дополнение к изучению общепринятой программы "Музыка", приобщающей
детей к музыкальному искусству, способствующая пониманию родов, видов и жанров
музыки [5, с.34].
Программа состоит из пояснительной записки и описания
содержания занятий по четвертям. Её целью ставится подготовка детей к освоению
основных выразительных средств и понятий фольклора. В каждой четверти приводится
репертуар для исполнения. Темы располагаются в следующей последовательности:
I класс:
1 четверть - "Давайте познакомимся".
2 четверть - "Все умеем декламировать".
3 четверть - "Узнаем волшебные звуки".
4 четверть - "Все учимся петь".
II класс:
1 четверть - "Слово, напев, движение в фольклоре".
2 четверть - "Выразим себя в фольклоре".
3 четверть - "Что такое ритм в фольклоре".
4 четверть - "Что такое народная музыкальная речь".
III класс:
1 четверть - "Изображение трудового процесса в народных
песнях".
2 четверть - "Речевая интонация в фольклоре".
3 четверть - "Образы музыкально-поэтического фольклора".
4 четверть - "Учимся плести веночки из народных песен".
IV класс:
1 четверть - "Найдем к каждой песне свой ключ".
2 четверть - "Календарная песня - зеркало жизни народа".
З четверть - "Народные песни в свадебном обряде".
4 четверть - "Народ - великий художник".
Естественно, что изучение предлагаемого материала должно
проходить без формализма, на основе творческого подхода педагога к содержанию и
методике работы с учащимися, с разработкой "подпрограммы", направленной
на развитие навыков музыкальной деятельности, детских творческих проявлений,
формирование представлений о музыкальном искусстве как эмоционально-образном,
своеобразном отражении окружающей действительности.
Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой
интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов.
Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и
нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов,
играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы,
народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое
способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой
личностью. Очень интересно и увлекательно такое комплексное занятие как "Ярмарка".
Звенят бубны, трещат ложки, пляшут скоморохи. И здесь же работают мастера -
сами дети. Они расписывают городецкие доски, хохломские ложки, жостовские
подносы [10, с.17].
В современной музыкальной педагогике совершенно справедливо
указывается на то, что любая программа успешно реализуется только в том случае,
если она отражает творческую индивидуальность учителя, воспринимается им как
"своя", внедряемая в учебный процесс в живом общении с детьми.
Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара
- психофизиологические возможности детей.
При подборе песенного репертуара необходимо учитывать
диапазон мелодии, интервальные ходы, продолжительность музыкальных фраз и
трудность произнесения слов в песне. В произведениях для игр, упражнений,
плясок обращается внимание на темповые и динамические изменения, постепенность
усложнения движений.
Обязательным требованием к музыкальному репертуару является
его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы,
выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны
соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает
ребенок младшего школьного возраста.
Народная музыка всегда должна быть яркой, образной,
предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его
в познавательном и эмоциональном отношении [2, с.12].
Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие
каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную
культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и
эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви
к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и
товарищами.
Подбор репертуара для конкретного класса, хорового
коллектива, юных солистов - дело творческое и далеко не столь легкое, как может
показаться. Хорошо подобранный репертуар должен включать в себя песни напевные
(кантиленные) и песни энергичные, бодрые. Однако важно не только разнообразие
характера песен, но и их тематика. Для полноценного воспитания детей далеко не
безразлично, о чём они будут петь. Особенно важно использовать песни на
животрепещущие темы, которые роднят ребят с думами и чувствами всего народа,
сближают школьную жизнь с событиями сегодняшнего дня. Что же касается интересов
детей, то их следует не только учитывать, но и направлять.
Важной составляющей детского репертуара должны служить
произведения народного детского музыкального творчества.
Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную
область традиционного народного творчества. Термин детский фольклор был введен
в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им
обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей
и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным
разделом народного поэтического творчества [11, с.76].
Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время,
представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно - песенной
художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское
музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным
влиянием древнейших попевок, а с другой - явилось результатом своеобразного,
глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Основой детских
закличек, приговорок, игровых припевов, колыбельных песен и шуточных
скороговорок речитативного склада являются многократные повторы секундовых,
терцовых, реже квартовых попевок. Строящиеся на напевных интонациях клича, они
отражают естественные понижения и повышения разговорной речи (ходы на малую
секунду). Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских
песен подготавливают детей к более сложным по музыкальному языку мелодий. Ведь
даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений
весьма значительна.
Детские песни построены преимущественно на традиционных,
устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети
постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного музыкального
творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только
облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и
нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных
фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским
возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни
развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание,
голосовой аппарат - ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются
полным голосом, как можно громче.
Знакомясь с детским музыкально-поэтическим творчеством,
необходимо учитывать, что значение его функциональное, утилитарное - оно
призвано помочь интересней провести игру, организовать её. Песенки, припевки
иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей,
их темпераменту - ведь в основе их понимания, мироосвоения лежит именно игра,
игровой момент [11, с.13].
Художественные формы, связанные с детской
музыкально-поэтической, игровой культурой, составляют одну из интереснейших
областей русского фольклора. Сопровождая с самого рождения рост и развитие
ребенка, они прочно входили в сознание, формировали поведенческие нормы,
жизненно-бытовой уклад детей сообразно общепринятой традиции. В лаконичных и
простых на первый взгляд формах раннего детского пестования, игрового
фольклора, в закличках, приговорках заключен богатейший, совершенно особый
образно-поэтический мир.
Ведущими организующими факторами в напевах являются,
во-первых, вербальное начало - сам стих, слово с особыми формами его
произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением
того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метро-ритмический строй, в
основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с
различными формами движения, счётом [8, с.74].
Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в
детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и
ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются
также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и
скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие
приговорки птицам и животным. В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре,
каким являются сказки, множество песенок: поёт колобок, поёт козлятам коза.
Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его
рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления.
Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в
особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только
поэтическое слово, но и напевное интонирование.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.
Давно замечено, что детский фольклор - скороговорки,
загадки, заклички, дразнилки, считалки отличаются удивительной поэтической
изощренностью. Их внутренним рифмам-созвучиям, ассонансам, музыкальной
инструментовке может позавидовать любой поэт (как детским рисункам - любой
художник). "Скороговорка, чистоговорка, - отмечал В.И. Даль, - слагается
для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки,
затрудняющие быстрый говор". Даже эти "упражнения" стали в
детском фольклоре образцами искусства слова: "У нас во дворе подворья
погода размокропогодилась", "Шли три попа, три Прокопья-попа, три
Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья-попа, про Прокопьевича",
"Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла".
Детские игры, считалки, жеребьевки, заклички тоже основаны
на чувстве ритма и чувстве слова. Самая обыкновенная дразнилка может стать
поэтической миниатюрой: "Хотел Федя / Убить медведя, / А ему медведь: /
“Федь, не сметь…”" Помимо дразнилок существуют поддевки-диалоги,
поддевки-заманки, цель которых поймать, поддеть на слове: "Скажи: Двести.
- Сиди, дурак, на месте" и т.д. В считалках, скороговорках, дразнилках,
поддевках, издевках большое значение имеет само звучание слова - звукоряд. В
этом отношении детская поэзия не знает себе равных. С помощью звукоряда в ней
передается колокольный звон: "Солнышко-колоколнышко"; "Тили-бом,
тили-бом, загорелся кошкин дом"; грохот телеги: "Трах, трах, тарарах!
Едет баба на волах"; топот конских копыт: "От топота копыт пыль по
полю летит". В песенках-закличках с помощью звукоподражания передаются
голоса птиц: "Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут" (Удод);
"Чьи вы? Чьи вы? - Вшивик! Вшивик!" (Чибис) [12, с.137].
Считалки тоже во многом основаны на "звукописании",
на внутренних рифмах-созвучиях, звуковой инструментовке стиха: "Раз, два -
голова; три, четыре - платье шили…" Подчас используется "заумь".
Но поэтическая форма, звуковая или смысловая "заумь" никогда не
бывают в детском фольклоре самоцелью. Вся система фольклорного воспитания
основана на нерасторжимой связи пользы и красоты.
Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются
формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются
какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на
осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов
и явлений. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы. В
репертуаре детей - неистощимый запас традиционных дразнилок, и создают они их с
присущей им меткостью иронических характеристик и лукавой издевкой [9].
Скороговорки неоценимы для развития правильной дикции детей.
Они являются важным подспорьем в работе воспитателя, музыкального руководителя,
логопеда.
Произведения устного народного творчества имеют огромное
познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного
мышления, обогащают речь детей.
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными,
которых они видели только на картинке, формирует представления о диких
животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть
для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру,
поступкам отдельных людей. А задача педагога - заложить в душе ребенка первые
ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат
детей понимать "доброе" и "злое", противостоять плохому, активно
защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку,
потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о
плодотворном труде человека.
Детский фольклор закладывает основы не только эстетического,
но и нравственного воспитания. Психология детей, основные законы детской
логики, восприятия окружающего мира - все это учтено в детском фольклоре, в
педагогическом опыте народа. Даже чувство страха использовано в
сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. "Страшилки" учили
преодолевать страх, проходить испытание страхом.
Мониторинг современной фольклорной ситуации ещё раз
доказывает, насколько динамичен, мобилен детский фольклор: каждый год в нём
происходят заметные изменения; отслеживая ситуацию в течение последних
трёх-четырёх лет, уже можно выделить определённые закономерности, весьма
симптоматичные для всего развития устного народного творчества в целом; по мере
отмирания в устном репертуаре жанры устного народного творчества постепенно
укореняются в художественной литературе; с другой стороны, “легализация”
фольклора в массовой культуре, периодической печати и т.п. отчасти способствует
его вымыванию из устной практики (чем больше публикуется частушек, анекдотов,
“садистских стишков", тем больше их читают… но меньше рассказывают); пополнение
текстового состава исторически сложившихся жанров идёт за счёт “модернизации"
старых текстов, их “перелицовки”; наличие этого факта - залог сохранности того
или иного “старого” жанра (загадки, считалки и т.д.); в появлении и развитии
относительно новых видов детского фольклора - перспективы дальнейшего
существования устного народного творчества.
1. Апраксина
О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
2. Беляева
Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия.
Мурманск, 2002.
3. Гарипова
Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании
как системе: Автореф. канд. дис. М., 1990.
4. Земцовский
И.И. Семасиология музыкального фольклора. // Сборник статей. / Под ред. М.Г. Арановского.
М., 1974.
5. Зимина
А.Н., Рычкова Н.А. Музыкальное воспитание детей в России. Мурманск, 2002.
6. Концепция
художественного образования в Российской Федерации / Письмо Министерства образования
РФ. Министерства Культуры РФ от 29 ноября 2001 г.
7. Мехова
Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников.
2001, № 3.
8. Мир
детства и традиционная культура. Сборник научных трудов и материалов. - М., 1995.
9. Миропольский
С. Народная песня в воспитании. Беседа. - 1972, № 10.
10. Науменко
Г Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. М., 1996.
11. Науменко
Г. Дождик, дождик, перестань! (Русское народное детское музыкальное творчество).
- М., 1988.
12. Покровский
Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987.
13. Пропп
В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.
14. Стельмахович
М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.