Контрольная работа: Информационные технологии на транспорте
Контрольная работа: Информационные технологии на транспорте
Российский
государственный открытый
Технический
университет путей сообщения
На кафедру:
"Управление эксплуатационной работой"
Информационные
технологии на транспорте
Контрольная
работа №1
специальность:
240100
Организация перевозок
и управление
на транспорте
(Железнодорожный
транспорт) (Д)
Саратов
2002
Задача№1
Обеспечение погрузки
порожними вагонами на основе данных пономерной вагонной модели.
Пономерные вагонные
модели, которые накапливаются в составе автоматизированной системы ДИСПАРК,
содержат широкий круг информации о дислокации и состоянии каждого вагона
грузового пака, а также об истории технологических операций с вагоном. Это
позволяет на уровне линейных подразделений распределять порожние вагоны под
погрузку, выбирая наиболее обоснованные и экономические решения.
Пономерное прикрепление
годных под погрузку вагонов к заявкам грузоотправителей на станции отправления
должно быть направлено на достижение максимальных доходов от перевозок при
минимуме затрат, связанных с использованием вагонного парка. Указанное условие
выражается целевой функцией
(1)
где
- провозная плата, взимаемая за 1 вагон в
межстанционной корреспонденции i, руб.;
- число погруженных вагонов в межстанционной
корреспонденции i;
- расходы, связанные с использованием вагонного
парка во времени, руб.;
- расходы, связанные с подводом порожних вагонов к
станции погрузки, руб.;
- потери доходов из-за недостатка вагонов и
необеспечения погрузки по вине железной дороги, руб.;
(2)
здесь
- технологическое время доставки груза в межстанционной
корреспонденции I, сут;
- расходы, приходящиеся на одни сутки использования
в межстанционной корреспонденции i вагона j, руб.
Набор характеристик
вагона j , от которого зависит величина
, включает род подвижного состава, государственную
принадлежность вагона, а для вагонов государств СНГ и Балтии – время их
нахождения на сети железных дорог России;
(3)
где
- число вагонов, подводимых под погрузку
со станции превоначальной дислокации k;
- расходы, связанные с передислокацией одного
вагона со станции k, руб.;
(4)
где
- число вагонов, не поданных под погрузку
по вине железной дороги;
- штраф, уплачиваемый железной дорогой
грузоотправителю за каждый вагон, не поданный согласно ранее принятой заявке,
руб.
Согласно ст. 105
Транспортного Устава железных дорог Российской Федерации величина r для грузов,
перевозка которых планируется в вагонах, составляет пять размеров минимальной
оплаты труда независимо от рода вагона и количества осей.
Условия задачи.
Рассчитать вариант
прикрепления вагонов к заявкам на погрузку в планируемые сутки, обеспечивающий
максимальное значение целевой функции (1). При невозможности полного
обеспечения заявок определить число вагонов, которое следует подослать по
регулировке с сортировочной станции, с указанием их характеристик (род вагона,
допустимые государства-собственники).
Исходные данные.
На станции погрузки А,
принадлежащей Горьковской железной дороге, в соответствии с поданными
грузоотправителями и принятыми железной дорогой заявками на планируемые сутки
назначена погрузка 9 полувагонов. Объемы погрузки по станциям назначения
указаны в табл. 2.
Таблица 1
Объемы погрузки по
принятым заявкам.
Станции назначения |
a |
b |
c |
d |
e |
g |
итого |
Объем погрузки Ui |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Таблица 2
Параметры межстанционных
корреспонденций
Наименование параметра |
Ед. изм |
обозначения |
Значение параметра для
станций |
a |
b |
c |
d |
e |
g |
Дорога назначения |
- |
- |
1
ОКТ
|
17
МСК
|
51
СКВ
|
80
ЮУР
|
83
ЗСБ
|
88
КРС
|
Провозная плата за
вагон |
Руб. |
Рi |
32568 |
15240 |
28536 |
20140 |
41959 |
60742 |
Технологическое время
доставки груза |
Сут. |
Рi |
6 |
3 |
5 |
4 |
5 |
9 |
По данным вагонной модели
в районе ст. А находятся 10 полувагонов, пригодных под погрузку. Сведения о них
приведены в табл. 3, где приняты обозначения:
k - станция дислокации;
f - код государства
(железнодорожной администрации) – собственника вагона;
T - время нахождения
вагона на сети РЖД, сут.
Таблица 3
Параметры |
Условный номер вагона |
|
k |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
В |
В |
С |
С |
f |
20 |
20 |
20 |
20 |
22 |
24 |
23 |
20 |
27 |
20 |
T |
|
|
|
|
32 |
4 |
15 |
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы
, связанные с использованием полувагонов
во времени, принимаются по нормативам:
расходная ставка на
полувагон,
принадлежащий РЖД 41,6
руб./вагоно-сут;
плата за использование
иностранного
вагона при нахождении на
сети РЖД
до15 суток 80,1
руб./вагоно-сут;
плата за использование
иностранного вагона при нахождении на сети РЖД более 15 до 30 суток 104,13
руб./вагоно-сут;
плата за использование
иностранного вагона при нахождении на сети РЖД более 30 суток 240,3
руб./вагоно-сут;
Расходы
, при передислокации порожнего полувагона
со ст. В на ст. А равны 80 руб./вагон, со ст. С – на ст. А – 110 руб./вагон.
Штраф r составляет 500
руб./вагон.
Попутная погрузка на
станциях Горьковской железной дороги выполняется по правилам, указанным в табл.
4.
Перечень железных дорог,
на которые разрешается попутная погрузка порожних вагонов, возвращающихся в
государство-собственник в составе грузовых поездов (дорога дислокации –
Горьковская)
Железнодорожные администрации-собственники
вагонов |
20
РЖД
|
26 ЭВР |
25
ЛДЗ
|
24
ЛГ
|
21
БЧ
|
Дороги попутной
погрузки |
Все дороги |
1 ОКТ
17 МСК
28 СЕВ
|
1 ОКТ
17 МСК
28 СЕВ
|
1 ОКТ
13 БЕЛ
17 МСК
|
1 ОКТ
17 МСК
|
Железнодорожные
администрации-собственники вагонов |
22
УЗ
|
23
ЧФМ
|
57
АЗ
|
58
АРМ
|
28
ГР
|
Дороги попутной
погрузки |
17 МСК
58 ЮВС
63 КБШ
|
17 МСК
32 ЮЗП
40 ОДС
43 ЮЖН
58 ЮВС
63 КБШ
|
51 СКВ
58 ЮВС
63 КБШ
|
51 СКВ
55 АЗБ
58 ЮВС
63 КБШ
|
51 СКВ
55 АЗБ
58 ЮВС
63 КБШ
|
Железнодорожные
администрации-собственники вагонов |
27
КЗХ
|
59
КРГ
|
29
УЗБ
|
66
ТДЖ
|
67
ТРК
|
Дороги попутной
погрузки |
63 КБШ
80 ЮУР
76 СВР
|
63 КБШ
80 ЮУР
|
63 КБШ
80 ЮУР
|
63 КБШ
73 УЗБ
80 ЮУР
|
63 КБШ
73 УЗБ
80 ЮУР
|
Объемы погрузки по
назначениям:
На станцию а – 4 вагона;
На станцию b – 1 вагон;
На станцию с – 1 вагон;
На станцию d – 1 вагон;
На станцию е – 1 вагон;
На станцию g – 1 вагон.
Решение.
Составляется матрица
расходов
, связанных с
использованием вагонного парка во времени и их подводом на станцию погрузки
(табл. 6), для всех допустимых вариантов (по условным номерам) к заявкам.
Например, прикрепление
вагона 7 к заявке 6 даст следующие расходы.
По таблице 2 определяем:
станция назначения b принадлежит Московской железной дороге (код 17). Вагон 5
принадлежит железной дороге Молдовы (код 23. см.таблицу 5), и его занятие под погрузку на дорогу 17 допустимо (см. табл. 4). Технологическое время доставки Di=3
суток (см. табл.2). Вагон находится на сети РЖД Т=32 суток (см. табл. 5).
Поэтому из указанных Di=3 суток плата за пользование иновагона будет составлять
(более тридцати) 240,3 руб./вагоно-сут. Вагон дислоцирован на станции А. Таким
образом, для рассматриваемого вагона 7 к заявке 6.

Варианты прикрепления,
которые недопустимы по условиям таблицы 4, в таблице 6 затемнены, и для них
расходы не рассчитываются.
Далее рассчитываются
матрица доходов
(табл. 7),
каждый элемент которой получают вычитанием расходов
(см. таблицу 2).
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам – задача целочисленного программирования. Для решения таких
задач применяют различные вычислительные процедуры. Одна из них - пошаговое
прикрепление в порядке убывания доходов от перевозки с соблюдением ограничений
на допустимость вариантов прикрепления.
На первом шаге (таблица
8) вагоны с условными номерами 1 и 2 прикрепляются к заявкам 8 и 9, дающим
наибольший доход. Величина дохода
для прикрепления заявок показана в таблице 8
полужирным курсивом. Номера вагонов и заявок, для которых выполнено
прикрепление, затемнены.
На втором шаге (табл. 9)
вагон 3 прикрепляется к заявке 1, на третьем шаге (табл. 10) – вагон 4 к заявке
2, на четвертом шаге (табл. 11) – вагон 8 к заявке 3; на пятом шаге (табл. 12)
– вагон 10 к заявке 4; на шестом шаге (табл. 13) – вагон 6 к заявке 5; на
седьмом шаге (табл. 14) – вагон 9 к заявке 7.
Матрица расходов
по вариантам прикрепления
вагонов к заявкам
Таблица 6
Стация
дис-ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
124,8 |
208 |
166,4 |
208 |
374,4 |
А |
|
20 |
2 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
124,8 |
208 |
166,4 |
208 |
374,4 |
А |
|
20 |
3 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
124,8 |
208 |
166,4 |
208 |
374,4 |
А |
|
0 |
4 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
249,6 |
124,8 |
208 |
166,4 |
208 |
374,4 |
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
720,9 |
|
|
|
|
А |
4 |
4 |
6 |
480,6 |
480,6 |
480,6 |
480,6 |
240,3 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
392,9 |
|
|
|
|
В |
|
0 |
8 |
329,6 |
329,6 |
329,6 |
329,6 |
204,8 |
288 |
246,4 |
288 |
454,4 |
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
526,52 |
|
|
С |
|
0 |
10 |
359,6 |
359,6 |
359,6 |
359,6 |
234,8 |
318 |
276,4 |
318 |
484,4 |
t доставки |
6 |
6 |
6 |
6 |
3 |
5 |
4 |
5 |
9 |
Матрица доходов
по вариантам прикрепления
вагонов к заявкам
Таблица 7
Ст-ия
дис-ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
41751 |
60367,6 |
А |
|
2 |
2 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
41751 |
60367,6 |
А |
|
2 |
3 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
41751 |
60367,6 |
А |
|
2 |
4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
41751 |
60367,6 |
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
32087,4 |
32087,4 |
32087,4 |
32087,4 |
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
0 |
8 |
32238,4 |
32238,4 |
32238,4 |
32238,4 |
15035,2 |
28248 |
19893,6 |
41671 |
60287,6 |
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
|
С |
|
20 |
10 |
32208,4 |
32208,4 |
32208,4 |
32208,4 |
15005,2 |
28218 |
19863,6 |
41641 |
60257,6 |
|
плата |
32568 |
32568 |
32568 |
32568 |
15240 |
28536 |
20140 |
41959 |
60257,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 1)
Таблица 8
Ст-
ция
дис-
ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
|
|
А |
|
20 |
4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
32087,4 |
32087,4 |
32087,4 |
32087,4 |
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
32238,4 |
32238,4 |
32238,4 |
32238,4 |
15035,2 |
28248 |
19893,6 |
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
322208,4 |
322208,4 |
322208,4 |
32208,4 |
15005,2 |
28218 |
19863,6 |
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 2)
Таблица 9
Ст-
ция
дис-
ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
20 |
4 |
|
32318,4 |
32318,4 |
32318,4 |
15115,2 |
28328 |
19973,6 |
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
|
32087,4 |
32087,4 |
32087,4 |
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
|
32238,4 |
32238,4 |
32238,4 |
15035,2 |
28248 |
19893,6 |
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
|
322208,4 |
322208,4 |
32208,4 |
15005,2 |
28218 |
19863,6 |
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 3)
Таблица 10
Ст-
ция
дис-
ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
20 |
4 |
|
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
|
|
32087,4 |
32087,4 |
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
|
|
32238,4 |
32238,4 |
15035,2 |
28248 |
19893,6 |
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
|
|
322208,4 |
32208,4 |
15005,2 |
28218 |
19863,6 |
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 4)
Таблица 11
Ст-
ция
дис-
ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
20 |
4 |
|
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
|
|
|
32087,4 |
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
|
|
32238,4 |
|
|
|
|
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
|
|
|
32208,4 |
15005,2 |
28218 |
19863,6 |
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 5)
Таблица 12
Ст-ция
дис-ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
20 |
4 |
|
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
|
|
|
|
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
|
|
32238,4 |
|
|
|
|
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
|
|
|
32208,4 |
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 6)
Таблица 13
Ст-ция
дис-ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
20 |
4 |
|
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
14519,1 |
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
|
|
|
|
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
14847,1 |
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
|
|
32238,4 |
|
|
|
|
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
|
|
|
32208,4 |
|
|
|
|
|
Пономерное прикрепление
вагонов к заявкам (шаг 7)
Таблица 14
Ст-
ция
дис-
ции
|
t |
код |
нз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ст |
а |
а |
а |
а |
b |
c |
d |
e |
g |
№ваг. |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
ОКТ |
МСВ |
СКВ |
ЮУР |
ЗПБ |
КРС |
А |
|
20 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
60367,6 |
А |
|
20 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
41751 |
|
А |
|
20 |
3 |
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
20 |
4 |
|
32318,4 |
|
|
|
|
|
|
|
А |
32 |
22 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
4 |
24 |
6 |
|
|
|
|
14999,7 |
|
|
|
|
В |
15 |
23 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
|
20 |
8 |
|
|
32238,4 |
|
|
|
|
|
|
С |
15 |
27 |
9 |
|
|
|
|
|
|
19613,48 |
|
|
С |
|
20 |
10 |
|
|
|
32208,4 |
|
|
|
|
|
Вывод:
Седьмой шаг оказался
завершающим: заявка № 6 осталась необеспеченной, а вагоны с условными номерами
7 и 5 остались невостребованными. Эти вагоны принадлежат другим государствам и
могут быть поданы под погрузку только в попутном направлении.
Z=(60367,6+41751+32318,4+32318,4+32318,4+14999,7+32238,4+19613,48+32208,4)-500=265315,38
руб.
Для обеспечения заявки № 6
назначением на Северо-Кавказскую дорогу с сортировочной станции необходимо
подвести по регулировке один полувагон, принадлежащий одному из следующих
государств (см. табл. 4): Азербайджан (57), Армения (58), Грузия (28).
Задача № 2
Обеспечение поездов
локомотивами на основе данных пономерной локомотивной модели
Комплекс задач
«Оперативный контроль дислокации локомотивов (ОКДЛ)» в составе
автоматизированной системы управления тяговыми ресурсами (ДИСТПС)
предусматривает функционирование пономерной локомотивной модели, позволяющей
решать широкий круг задач и, в частности, автоматизировать выдачу
оперативно-диспетчерскому персоналу рекомендаций по своевременной постановке
локомотивов на все виды технического обслуживания и ремонта.
Условия задачи.
На рис. 1 показана схема
участка обращения локомотивов грузового движения.


Расположение пункта
технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) и расчетные времена следования
между техническими станциями указаны в таблице 1.
Текущим планом
отправления поездов для станции А установлено время отправления поездов по
назначениям (табл. 2). По данным локомотивной модели на станции имеется 6
локомотивов, дата и время завершения технического обслуживания ТО-2 по которым
указаны в табл. 3.
Технологические
характеристики участка обращения локомотивов
Таблица 1
Станция дислокации ПТОЛ |
Г |
Технологическое время
следования локомотивов между станциями, ч: |
А-Б |
6 |
Б-В |
8 |
Б-Г |
9 |
Г-Д |
8 |
Д-Е |
6 |
Г-Е |
10 |
План отправления поездов
со ст. А
Таблица 2
Номер поезда |
Дата и время
отправления |
Назначения |
2201 |
20.04 00:50 |
Е |
3301 |
20.04 01:20 |
Б |
2501 |
20.04 01:35 |
В |
2203 |
20.04 02:50 |
Г |
2205 |
20.04 03:20 |
Д |
2503 |
20.04 04:10 |
В |
Дислокация локомотивов на
ст. А
Таблица3
Номер локомотива |
Дата и время завершения последнего
ТО-2 |
1710 |
19.04 14:00 |
1425 |
18.04 10:00 |
1133 |
17.04 22:00 |
1182 |
18.03 15:00 |
1022 |
19.04 02:00 |
980 |
18.04 06:00 |
Норма времени работы
локомотива между ТО-2 равна 72 часам.
Требуется рассчитать
вариант прикрепления локомотивов к отправляемым поездам, обеспечивающий их
своевременный подвод на ТО-2. При невозможности обеспечения всех поездов
определить недостающее число локомотивов и допустимое время завершения
последнего ТО-2 для них.
Решение. Для каждого
назначения поездов подсчитывается время следования от станции А до станции
назначения и затем – от станции Г, где расположен ПТОЛ (табл. 4).
Расчет минимального
времени следования до ПТОЛ по назначениям поездов.
Таблица 4
назначение |
Расчет времени |
А-Б |
6+9=15 ч |
А-В |
6+8+8+9=31 ч |
А-Г |
6+9=15 ч |
А-Д |
6+9+8+8=31 ч |
А-Е |
6+9+10+10=35 ч |
Далее определяются дата и
время необходимой постановки на ТО-2: для каждого локомотива прибавляется 72
часа ко времени, указанному в табл. 3. Для каждого отправляемого поезда
определяются дата и время возможной постановки локомотива на ТО-2: прибавляется
время, рассчитанное в табл. 4, ко времени отправления (см. табл. 2). Результаты
заносятся в табл. 5. Здесь выявляются недопустимые варианты прикрепления
локомотивов к поездам (возможное время постановки на ТО-2 меньше необходимого)
и помечаются затемненными клетками.
Таблица 5
Прикрепление локомотивов
к поездам
Номер локомотива |
Необходимая постановка
на ТО-2 |
Номера и назначения
поездов |
2201
Е
|
3301
Б
|
2501
В
|
2203
Г
|
2205
Д
|
2503
В
|
Возможная постановка на
ТО-2 |
21.04
00:50
|
21.04
02:20
|
21.04
20:35
|
21.04
03:50
|
21.04
10:20
|
21.04
23:10
|
1710 |
22.04 14:00 |

|
|
|
|
|
|
1425 |
21.04 10:00 |
|
|

|
|
|
|
1133 |
20.04 22:00 |
|

|
|

|
|
|
1182 |
21.04 15:00 |
|
|
|
|

|
|
1022 |
22.04 02:00 |
|
|
|
|
|

|
980 |
21.04 06:00 |
|
|
|
|
|
|
Необходимым требованием
является безусловное прибытие на станцию назначения поезда до истечения времени
необходимой постановки на ТО-2.
Локомотив, у которого
раньше истекает время постановки на ТО-2, должен быть отправлен с поездом, для
которого раньше наступает время возможной постановки локомотива на ТО-2.
Список использованной
литературы
Тишкин Е.М. Автоматизация управления
вагонным парком. – М.: Интекст, 2000.
Гершвальд А.С. Оптимизация оперативного
управления процессом грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. – М.:
Интекст, 2001.
Методическое пособие «Информационные
технологии на транспорте», Москва – 2004.
Лекции Сундукова А.Г. 2006.