Контрольная работа: Керамические бытовые товары
Контрольная работа: Керамические бытовые товары
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету "Товароведение и
сертификация товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения"
Керамические
бытовые товары:
1. контроль качества,
показатели для сертификации;
2. маркировка, упаковка,
транспортирование и хранение.
Керамическая посуда, прежде всего, должна соответствовать
требованиям, предъявляемым стандартами и утвержденным образцам по форме,
размерам, толщине черепка и составу массы. Форма и размеры изделий и деталей
должны обеспечивать необходимый уровень функциональной пригодности, удобство
пользования, гигиеничность и высокие эстетические свойства. Состав массы
черепка и качество изготовления должны обеспечивать установленные цвет,
пористость, водопоглощаемость, прочность и термостойкость. Поверхность изделий
должна быть гладкой или рельефной, в зависимости от вида и фасона изделия с
блестящим сплошным и равномерным покрытием глазурью без заметных наплывов,
сборки и трещин. Украшения должны гармонировать с формой и быть аккуратно
выполнены, а краска и золото узоров – прочно закреплены. Не допускаются грубые
дефекты, затрудняющие использование изделий или заметно ухудшающие внешний вид.
Постановлением Совета Министров №4 от 21.01.04 обязательная
сертификация товаров наименования: «посуда столовая, кухонная и прочие
хозяйственные и туалетные изделия из керамики, в том числе с декоративным
покрытием тугоплавкими металлами» – отменена.
Керамические
бытовые товары могут проходить добровольную сертификацию.
Чтобы
рассмотреть контроль качества керамических бытовых товаров, рассмотрим
требования на группе фарфоровых изделий.
К основным
требованиям, предъявляемым к бытовым фарфоровым изделиям, относятся
функциональные, эргономические, эстетические требования и надежность в
потреблении
Только по совокупности этих требований устанавливаются показатели
качества фарфоровых изделий бытового назначения, и оценивается их качество.
Функциональные требования означают, пригодность изделий для хранения пищи и
напитков, простоту и легкость извлечения из них пищи и напитков, а также
универсальность выполнения обеих функций. В первом случае изделия должны быть
непроницаемыми для пищи и напитков и устойчивыми к ним. Они должны быть также
устойчивыми к различным внешним воздействиям: атмосферным, химическим, тепловым
и механическим.
Устойчивость фарфоровых изделий к различным воздействиям зависит
от структурных особенностей строения черепка, химической стойкости черепка и
глазури, теплопроводности, термической стойкости и т. д.
Простота и легкость извлечения из изделий пищи и напитков зависят
от объемно-пространственного решения, формы и размеров посуды.
В понятие формы включается соответствие ее утилитарным и
эстетическим требованиям, устойчивость изделий, согласованность приставных
деталей с основной формой и размерами и др. Форма изделия должна
соответствовать эталонам, утвержденным художественными советами отрасли.
Устойчивость изделия обеспечивается при отношении его высоты к диаметру
основания более 3,14.
Форма изделий должна отвечать господствующему на данном этапе
стилю и национальным особенностям, быть наиболее экономичной и удобной для
использования и ухода за изделием при эксплуатации.
Наиболее удачны изделия, выдержанные в едином стиле по тематике,
декору, цвету. Детали изделия должны составлять единое целое и одновременно
подчеркивать одна другую. Углы и ребра изделия должны быть округлыми, без
резких переходов.
От формы и размера изделия зависит степень его заполнения, которая
определяется соотношением диаметра верхнего отверстия и максимальной высоты,
выражаемым функциональным углом. Функциональный угол – это угол наклона сосуда,
при котором отрывается первая капля жидкости. Величина его зависит от функции,
выполняемой изделием. Так, для чашек, кружек и бокалов он равен 11, 18, 16°,
для чайников, молочников и кувшинов – 16° 42', а для тарелок – 5° 42' 6».
Универсальность изделий означает широту выполнения различных
функций – от хранения до приема пищи и напитков.
Эргономические требования характеризуют удобство пользования бытовыми
фарфоровыми изделиями и их гигиенические особенности.
К первой группе относятся показатели, характеризующие соответствие
изделий антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека.
Антропометрические требования характеризуют уровень соответствия
наружных и внутренних диаметров, размеров ручек, держателей крышек изделия
форме и размерам руки человека. Так, ручка сосуда должна быть согнута по форме
указательного пальца, иначе она выскальзывает из руки. Неудобны, например,
чайники с недостаточным углублением и неправильным углом гнезда для крышки, а
также ручками и носиками неправильной формы. Носик несовершенной конструкции – без
достаточного перегиба в верхней части – подтекает, особенно при медленном
наливании жидкости. Для того чтобы крышки чайников не выпадали, наряду с
углублением гнезда целесообразно предусмотреть специальные выступы на крышках.
Толщина и форма борта, ножки должны обеспечивать необходимую механическую прочность
при транспортировании и эксплуатации изделия.
Физиологические и психофизиологические требования характеризуют
соответствие изделий силовым возможностям человека и его психологическим
навыкам потребления пищи и напитков.
Во вторую группу включены показатели, характеризующие тепловые,
звуковые, биологические свойства и гигиеничность.
Гигиенические требования характеризуют уровень нагревания и
охлаждения изделий, уровень загрязняемости и очищаемости, безвредность
керамических красок и глазури.
При определении уровня нагревания фарфоровых изделий обращают внимание,
прежде всего на нагрев ручек чайника и кофейника.
Уровень загрязняемости и очищаемости зависит от адсорбционной
способности глазури, характера поверхности, наличия различных приставных
деталей и лепных украшений, величины поверхностей, не покрытых глазурью.
Верхний диаметр емкостных изделий должен обеспечивать возможность мытья их.
Изделия с гладкой поверхностью значительно меньше загрязняются и
легче очищаются, чем изделия с шероховатой поверхностью и приставными деталями.
К эстетическим требованиям, характеризующим способность фарфоровых
изделий выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную
ценность, относятся: целостность композиции, рациональность формы,
информативность и совершенство производственного исполнения.
Целостность композиции проявляется в гармоничном единстве частей и
целого, органической связи элементов формы изделия, согласованности с другими
предметами домашнего обихода и интерьера в целом.
Целостность композиции характеризует общее пространственное
решение формы, ее декоративность, художественно-конструктивное решение,
возможность членения формы на одинаковые или отличные друг от друга элементы, а
также пропорциональность формы с характерными для нее масштабностью,
контрастностью, гармоничностью композиции.
Рациональность формы изделий проявляется через логичность
пространственного и декоративного решения формы и ее элементов и соответствие
пластики формы свойствам материала и технологии его обработки. Изделия, форма
которых рациональна, наиболее прочные и долговечные, а изделия нерациональной
формы обладают меньшей полезностью. Особые требования предъявляют к форме
изделий для детей. Эта посуда должна быть максимально устойчивой и
многофункциональной.
Информативность бытовых фарфоровых изделий проявляется в
оригинальности формы, отличающей данное изделие от других, в соответствии
господствующим в данный момент стилю и моде.
Совершенство производственного исполнения определяется чистотой и
правильностью исполнения контуров рисунка и соединений отдельных элементов,
тщательностью и четкостью исполнения глазурных и декоративных покрытий,
фирменных и маркировочных знаков.
Показатели эстетических свойств имеют особое значение при оценке
качества изделий художественно-декоративного назначения.
Надежность в потреблении. Важными требованиями к фарфоровым
изделиям бытового назначения являются долговечность и сохраняемость.
Долговечность изделий зависит от физического и морального износа, который
обусловлен как особенностями строения черепка и конструктивного решения, так и
ухудшением утилитарных и эстетических свойств. При этом под сохраняемостью
изделий понимают, прежде всего, сохраняемость их утилитарных и эстетических
свойств в том виде, какой они имели при выпуске с производства. Она имеет также
важное значение при транспортировании и хранении изделий.
Особое внимание при оценке качества фарфоровых изделий уделяют
наличию, размерам, расположению и количеству дефектов.
Фарфоровые изделия по форме, размерам, декорированию, белизне,
механической прочности, термической и химической стойкости, водопоглощению,
просвечиваемости и цвету должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям
и установленным нормативам.
Качество фарфоровых изделий оценивают лабораторным и органолептическим
методами. Инструментальным методом определяют белизну, термическую и химическую
стойкость глазури и разделки, плотность и водопоглощение. Органолептически
устанавливают наличие дефектов и соответствие изделий требованиям стандартов и
технических условий.
Белизна фарфоровых изделий должна быть не менее 55% и не менее 63%.
Водопоглощение черепка не должно превышать 0,2%. Термическая стойкость обычных
изделий не ниже восьми теплосмен, тонкостенных – семи.
При установлении сортности по ограничительной системе определяют
вид, размер, количество и местонахождение дефектов, а также их влияние на
внешний вид, гигиенические, механические и термические свойства изделий.
Наиболее строго регламентируются дефекты, находящиеся на лицевой поверхности и влияющие
на снижение основных свойств.
Все дефекты фарфоровых изделий делят на дефекты черепка и глазури
и дефекты декорирования.
Дефекты черепка и глазури наиболее разнообразны и многочисленны. Одни из
них ухудшают внешний вид изделий, другие отрицательно влияют на их свойства.
К дефектам черепка и глазури относятся деформация, цек, мушка,
выплавка, засорка, задувка, натеки глазури, плешины, пузыри и прыщи, наколы,
выбоины и щербины, трещины, подрыв носиков и ручек и др.
Деформация выражается в искажении формы и размеров всего изделия
или отдельных участков его. Этот дефект чаще всего встречается на изделиях
тонкостенных и большого диаметра. Образуется из-за неоднородного состава массы,
при установке изделий на неровную поверхность, нарушении режима обжига и т. д.
Величина деформации определяется в миллиметрах и сантиметрах.
Цек – мельчайшая сетка трещин в глазурном слое. Причины
возникновения его: несоответствие коэффициентов термического расширения черепка
и глазури, неравномерная толщина глазури. Цек – недопустимый дефект, он
ухудшает внешний вид и гигиеничность изделий.
Мушка – небольшая точка темно-серого, коричневого или черного
цвета на поверхности изделия. Образуется при наличии в массе примесей окислов
железа, пирита, черной слюды и др. Это самый распространенный дефект.
Выплавка имеет вид темно-коричневых пятен. Образуется при большом
содержании железистых примесей и попадании в массу металла от аппаратуры.
Мушки и выплавки допускаются в зависимости от их количества,
размера и местонахождения. Сквозная выплавка не допускается.
Засорка образуется при попадании на поверхность изделия частиц
шамота от капселя, этажерок и других посторонних предметов. Она бывает
подглазурная и надглазурная. Надглазурную засорку удаляют шлифованием либо
полированием, после чего на поверхности изделия остаются матовые участки. При
этом снижается блеск, и ухудшаются гигиенические свойства изделий.
Задувка – участки темно-серого или коричневого цвета на
поверхности изделия. Результат обжига изделий в капселях с трещинами, а также в
капселях, плохо защищающих от воздействия пламени и золы. Задувка ухудшает
внешний вид; на изделиях 1-го сорта не допускается.
Натеки глазури – утолщения глазурного слоя на отдельных участках
изделий. Образуются они при применении легкоплавкой глазури, температура плавления
которой не соответствует температуре обжига, а также вследствие небрежного
глазурования.
Плешины – места на поверхности изделия, не покрытые глазурью и
поэтому легко загрязняющиеся в процессе эксплуатации. Образуются они при
небрежном обращении с изделиями перед глазурованием или плохой очистке
поверхности изделия от пыли, которая препятствует контакту глазури с черепком и
закреплению ее. Плешины не только ухудшают внешний вид изделий, снижая блеск
поверхности, но и отрицательно влияют на их гигиенические свойства. Размер их
определяют по площади.
Пузыри и прыщи – следствие запоздалого выделения газов во время
спекания черепка.
Наколы представляют собой кратероподобные углубления в глазурном
слое. Образуются они во втором периоде обжига вследствие выделения продуктов
сгорания сажистого углерода в окислительной среде после того, как глазурь уже
расплавилась и покрыла ровным слоем черепок. Наколы снижают блеск, ухудшают
гигиенические свойства изделий.
Выбоины и щербины – неровности на поверхности изделия. Они могут
быть заглазурованными и незаглазурованными. Размер выбоин и щербин определяют
по глубине или площади.
Трещины возникают при разной влажности отдельных участков изделия
или нарушении температурного режима сушки и обжига.
Подрыв носиков и ручек встречается в местах присоединения деталей
к корпусу изделий. Причиной его образования могут быть различные влажность и
состав черепка и деталей, в результате чего при обжиге происходит неравномерная
усадка. После обжига под глазурным слоем образуется трещина, вследствие чего
снижается механическая прочность изделий.
Дефекты декорирования отрицательно влияют на внешний вид изделия. К ним
относятся сборка деколи и разрыв краски, пережог и недожог краски и деколи,
помарки краской, царапины на рисунке, отслоение краски. Указанные дефекты, за
исключением помарки краской и царапин на рисунке, возникают при нарушении
температуры и режима муфельного обжига. Так, при пережоге сильно изменяется
цвет, при недожоге появляется матовость. Помарки краской и царапины на рисунке –
результат неаккуратного обращения с изделиями при декорировании.
Фарфоровые изделия по уровню качества делят на три категории – высшую,
первую, вторую. Уровень качества фарфоровых изделий определяют по методике,
разработанной ГИКИ: по 40-балльной системе с оценкой «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно». При этом учитывают, прежде всего, механическую прочность,
белизну, термическую устойчивость, а также свойства, характеризующие внешний
вид изделий, обращая основное внимание на оригинальность рисунка и формы. Кроме
того, оценивают удобство при эксплуатации, рациональность комплектации наборов
и сервизов.
Изделиям, получившим оценку «отлично», присваивают Знак качества.
Аттестованные изделия должны соответствовать требованиям, предъявляемым к
изделиям 1-го сорта; белизна обычных изделий должна быть не ниже 67%;
тонкостенных – 68 и декоративных – 65%. Не допускаются плешины и сборка
глазури, прыщи, а также дефекты декорирования.
Маркировку наносят на обратную сторону керамических изделий несмываемой
краской или декалькоманией, а затем закрепляют ее обжигом. На дне изделия
указывают товарный знак, группу сложности разделки и розничную цену. На мелкие
изделия и на майолику наклеивают этикетку с указанием цены. Цвет краски и
этикетки зависит от сорта изделий: красный – для изделий 1-го сорта, синий – 2-го,
зеленый – 3-го. На аттестованные изделия красной краской наносят
государственный Знак качества.
Упаковывают керамические изделия в пачки, пакеты и картонные
коробки. Чашки с блюдцами завертывают в бумагу через одно изделие, а затем по 2-6
шт. упаковывают пачками.
Кружки упаковывают в пакет или коробки, предварительно завернув их
в бумагу по 4 шт. каждого размера. Изделия, входящие в сервиз, укладывают в картонные
коробки массой не более 20 кг. Тарелки завертывают в бумагу через одно изделие,
а затем в пакет по 25-40 шт. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или
заклеивают бумажной лентой.
Художественно – декоративные и подарочные изделия упаковывают в
коробки из гофрированного картона, строго фиксируя их положение. На каждое
упакованное место наклеивают этикетку с указанием наименования
завода-изготовителя, наименования и количества изделий, сорта, группы сложности
разделки, даты и номера ГОСТа или ТУ.
Транспортируют керамические изделия в железнодорожных вагонах или
контейнерах. Для предохранения изделий от разрушения пол и каждый ряд изделий,
а также все свободные места и зазоры между рядами застилают древесной стружкой.
В нижних рядах размещают массивные изделия, в верхних – более легкие и ценные.
Если в пути предполагаются перевалки, то изделия упаковывают в деревянные ящики
массой по 100–140 кг. На контейнерах и железнодорожных вагонах должны быть
предупредительные надписи «Осторожно, стекло!»
Несмотря на тщательную упаковку, при
транспортировании возможен бой изделий сложной формы. Нормы боя изделий
установлены в процентах от стоимости партии товара в зависимости от вида
изделий, вида транспорта, места расположения склада, дальности расстояния, вида
упаковки.
Хранят керамические изделия в упакованном виде при температуре от
5 до 40°С и относительной влажности до 80% в сухих проветриваемых помещениях,
защищая от воздействия атмосферных осадков и загрязнения. Изделия размещают на
стеллажах по видам, сортам, сложности разделок и другим признакам. На стеллажах
необходимо иметь трафареты для учета реализации и запасов изделий на складе. В
районах Арктики и Крайнего Севера керамические изделия хранят в закрытых
помещениях при температуре от –40 до 30°С и относительной влажности до 98%.
Таблица 1
|
Посуда
фарфоровая столовая и чайная |
Посуда
фаянсовая столовая и чайная, изделия из майолики |
Гончарные изделия |
В пачках, в пакетах |
В картонных коробках |
В пачках, в пакетах |
В деревянных ящиках |
В картонных коробках |
В деревянных ящиках |
1. При получении оптовыми
базами и розничными предприятиями на прирельсовых складах в зависимости от
расстояния:
|
|
|
|
|
|
|
|
до 300 км |
0,40 |
0,30 |
0,60 |
0,45 |
0,35 |
0,65 |
1,50 |
от 301 до
1000 км |
0,50 |
0,40 |
0,70 |
0,55 |
0,45 |
0,75 |
1,90 |
от 1001 до
3000 км |
0,60 |
0,50 |
0,80 |
0,65 |
0,55 |
0,90 |
2,60 |
от 3001 до
5000 км |
0.80 |
0,70 |
0,90 |
0,85 |
0,75 |
1,10 |
3,00 |
свыше 5000 км |
1,00 |
0,90 |
1,10 |
1,10 |
1,10 |
1,20 |
3,40 |
2. При перевозке автотранспортом
от завода изготовителя, с прирельсовых складов и со складов баз в зависимости
от расстояния:
|
|
|
|
|
|
|
|
до 50 км |
0,50 |
0,40 |
0,55 |
0,55 |
0,45 |
0,60 |
1,50 |
от 51 до 100 км |
0,60 |
0,50 |
0,60 |
0,65 |
0,55 |
0,65 |
1,65 |
от 101 до
300 км |
0,75 |
0,65 |
0,76 |
0,80 |
0,70 |
0,80 |
1,90 |
свыше 300 км |
0,90 |
0,80 |
0,90 |
0,95 |
0,85 |
0,95 |
2,25 |
3. При хранении и продаже
в розничной торговой сети всех фарфоровых, фаянсовых и майоликовых товаров – 0,05%,
гончарных – 1% розничного товарооборота этих товаров.
4. При хранении на складах
оптовых баз распакованных фарфоровых, фаянсовых и майоликовых товаров – 0,05%,
гончарных – 0,1% стоимости распакованного и отпущенного товара.
5. При получении товара
базами или розничными предприятиями торговли, расположенными вне пределов
станций железных дорог или подъездных путей, применяется сумма норм,
установленных разделами 1 и 2 в зависимости от расстояния.
6. При отправке товара со
складов баз в упаковке завода-изготовителя получатель применяет для списания
потерь сумму норм, установленных разделом 1 для расстояния до 400 км и
разделом 2 в зависимости от расстояния.
7. При отправке груза в
прямом смешанном железнодорожном, водном сообщении нормы потерь, указанные в
разделе 1, повышаются на 50%.
При
определении потерь изделий, поступающих по импорту, расстояние перевозки
исчисляется от пограничных станций и портов перевалки.
|
Список
использованных источников
1.
Алексеев Н.С.
Товароведение
хозяйственных товаров: Учебник для товаровед, фак. торг, вузов. В 2-х т. Т. 1. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.; Экономика, 1984. – 320 с.
2.
Касьянова Р.И.
и Яковлева В.Н. Товароведение химико-москательных и силикатных товаров: Учебник для
товаровед. М., «Экономика», 1973. – 280 с.