Контрольная работа: Методы оценки мер по повышению эффективности функционирования грузоперевозок
Контрольная работа: Методы оценки мер по повышению эффективности функционирования грузоперевозок
Задача №1
Грузооборот
Дано: По данным таблиц 1 и 2 построить
эпюры грузопотоков и определить среднее расстояние lгр. перевозки.
Решение:
Таблица 1
Пункт отправления |
Объем перевозок, т |
Пункт назначения |
А |
Б |
В |
Г |
А |
- |
100 |
150 |
200 |
Б |
50 |
- |
100 |
150 |
В |
100 |
150 |
- |
50 |
Г |
150 |
50 |
100 |
- |
P = Q lгр ; lгр = P / Q ; lгр = P/ Q
Q - объем перевозок, который
планируется на определенный период времени, т. Р – грузооборот, ткм. lгр - среднее расстояние перевозки, км.
Найдем объем перевозок в
прямом Qпр и обратном Qобр направлениях:
Qпр = QАБ + QАВ + QАГ + QБВ + QБГ + QВГ = 100+150+200+100+150+50 = 750т.
Qобр = QГВ + QГБ + QГА + QВБ + QВА + QБА = 100+50+150+150+100+50= 600т.
Q = Qпр + Qобр = 600 + 750 = 1350 т.
Найдем грузооборот в
прямом Рпр и обратном Робр направлениях:
Рпр = QАБ lАБ + QАВ ·lАВ + QАГ· lАГ+ QБВ lБВ + QБГ ·lБГ+ QВГ ·lВГ = 100240+ 150 290 +200340 +10050 +150100
+5050 = 158000 ткм.
Робр = QГВ ·lГВ + QГБ l ГБ +
QГА lГА + QВБ lВБ + QВА ·l ВА +
QБА lБА =10050 + 50100 +150340 +15050 + 100290 +50240 = 109500
ткм.
P = Рпр + Робр
= 158000 + 109500 = 267500 ткм.
Средняя дальность
перевозки lгр:
lгр = P/ Q = 267500 /1350 = 198,15 км.
Построим эпюру
грузопотоков:
Задача №2
Эксплутационные качества подвижного
состава
Дано: используя данные параметров
подвижного состава – автомобиля Урал – 375Д (грузоподъемность qн = 5,0 т., собственная масса G0 = 7,8 т., длина кузова ак
= 3,9 м., ширина кузова бк = 2,4 м., высота бортов h = 0,9 м., длина автомобиля La = 7,7 м., ширина автомобиля Вa = 2,7 м.) определить объемную
грузоподъемность qоб и коэффициент использования ηq массы.
Решение: qоб = qн / Vк = qн / (ак · бк
· h) = 5 / (3,9 · 2,4 · 0,9) = 0,594 т/м3
ηq = G0 / qн = 7,8 /5 = 1,56
Задача №3
По результатам, полученным в задаче №2 сделать вывод о том, какой из
указанных грузов обеспечит наилучшее использование грузоподъемности подвижного
состава.
Решение: необходимо подобрать такой груз, средняя плотность ρг
которого будет равна или приблизительно равна qоб. Например, это может быть свёкла ρг
= 0,65 т/м3.
Задача №4
Дано: определить объемную
грузоподъемность qоб для автомобилей – самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-554М,
КамАЗ-5511, МАЗ-5549, если высота наращивания бортов h1 = 100мм.
Решение:
qоб = qн / Vк = qн / (ак · бк
·(h- h1))
qоб ЗИЛ-ММЗ-555 = 5,2 / (2,6 · 2,2 ·
(0,6-0,1)) = 1,82 т/м3
qоб ЗИЛ-ММЗ-554М =5,5 / (3,3 · 2,3 · (0,8-0,1))
= 1,04 т/м3
qоб КамАЗ-5511 = 10 / (4,5 · 2,3 ·
(0,8-0,1)) = 1,38 т/м3
qоб МАЗ-5549 = 8,0 / (3,3 · 2,3 ·
(0,7-0,1)) = 1,76 т/м3
Задача №5
Используя результаты
решения задачи 4, определить, у какого из автомобилей-самосвалов будет лучшее
использование грузоподъемности при перевозках каменного угля (σ = 0,82 т/м3
), сухого грунта (σ = 1,3 т/м3), гравия (σ = 1,6 т/м3)
k иг = σ/ qоб
1) для каменного угля:
k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 0,82/1,82 = 0,45
k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 0,82/1,04 = 0,79
(лучшее использование груз-ти)
k иг КамАЗ-5511 = 0,82/1,38 = 0,59
k иг МАЗ-5549 = 0,82/1,76 = 0,47
2) для сухого грунта:
k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,3/1,82 = 0,71
k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,3/1,04 = 1,25
k иг КамАЗ-5511 = 1,3/1,38 = 0,94
(лучшее использование груз-ти)
k иг МАЗ-5549 = 1,3/1,76 = 0,74
3) для гравия:
k иг ЗИЛ-ММЗ-555 = 1,6/1,82 = 0,88
k иг ЗИЛ-ММЗ-554М = 1,6/1,04 = 1,54
k иг МАЗ-5549 = 1,6/1,76 = 0,91
(лучшее использование груз-ти)
Задача №6
Определить
грузоподъемность 1 м2 площади кузова автомобиля Урал – 375Д.
qs = qн /(ак · бк)= 5
/ (3,9 2,4) = 0,53
Задача №7
Дорожные условия эксплуатации подвижного состава
Дано: определить радиусы поворота Rк на участках дороги второй категории, используя
значения коэффициентов сцепления φ = 0,3, скорости движения
автомобилей υ = 65 км/ч, χ = 0,29, b = 3 м, n = 4
Радиус поворота:
Rк = υ2 / [127 * (0,3 * φ ± i)]
Поперечный уклон: i = 2 * χ / (b * n) = 2 * 0,29 / (3* 4) = 0,048 ‰.
Rк1 = 652/(127(0,3*0,3+0,048))
=240,5 м.
Rк2 = 652/(127(0,3*0,3-0,048))
=792,1 м.
Задача №8
Используя
данные задачи 7 и примечание к ней, кроме значения υ, определить
допустимую скорость движения на кривых участках дороги, если длина радиуса R = 195 м

Задача №9
Определить
пропускную способность N
дороги в обоих направлениях, если в ней имеются 4 полосы движения n=4, и заданы габаритная длина
автомобиля La=12 м, безопасное расстояние между
следующими друг за другом автомобилями Sт=6 м и скорость V=68 км/ч.
Задача №10
Технико-эксплутационные показатели работы подвижного состава
Определить списочные
автомобиле-дни АДи и среднесписочный парк автомобилей Асс
в расчёте на год в автотранспортном предприятии.
Используем данные: Ан
= 150 а/м. Авыб = 16 а/м. Апос = 20 а/м. Дата
выбытия автомобилей – 1.04. Дата поступления автомобилей – 15.04.
Списочные автомобиле-дни:
АДи = (Ан – Авыб) * Дк
+ АДпос + АДвыб
Среднесписочный парк
автомобилей:
Асс = АДи / Дк
Автомобиле-дни пребывания
в АТП поступающих автомобилей:
АДпос = (15+31+30+31+31+30+31+30+31)*20 =
5200 (а/м-дня).
Автомобиле-дни пребывания
в АТП выбывающих автомобилей:
АДвыб = (31+28+31)*16 = 1440, а/м-дней.
АДи = (150 – 16) * 365 + 5200 + 1440 = 55550, а/м-дня.
Асс = 55550 / 365 = 152 а/м.
Задача №11
В автоколонне в течение
месяца (Дк = 30 дней) были простои автомобилей по различным
техническим причинам: в ремонте, в ожидании ремонта и в ТО – 2. В АТП
предполагается внедрить агрегатный метод ремонта и ТО – 2 выполнять на поточных
линиях. В результате внедрения этого метода ремонта простои в ожидании ремонта
будут полностью устранены, простои в ремонте уменьшатся на 50%, а в ТО – 2 с
внедрением поточных линий – на 40%. Определить, на сколько процентов повысится
коэффициент технической готовности αт подвижного состава в
результате проведения намеченных мероприятий.
Асп1 = 125 а/м. АДор =
70 а/м-дней АДрем1 = 130 а/м–дней АДТО-2 1
= 140 а/м-дней
αт = [АДи – (АДрем + АДор
+ АДто-2)] / АДи
αт1 = [125*30 – (130+ 70 + 140)] / 125 *
30 = 0,91 – техническая готовность.
Асп2 = 125 а/м. АДор2 =
0 а/м-дней АДрем2 = 65 а/м–дней АДТО-2 2 =
84 а/м-дней
αт2 = [125 * 30 – (65 + 84)] / 125 * 30
= 0,96
Коэффициент технической
готовности αт в результате проведения намеченных
мероприятий повысится на 5 % [(0,96-0,91)*100 = 5%].
Задача №12
По данным задачи 11, в
дополнение к простоям по техническим причинам в автоколонне были также простои
исправных автомобилей по различным эксплуатационным причинам. Определить, на
сколько повысится коэффициент выпуска подвижного состава αв,
если простои по эксплуатационным причинам сократятся на 25%. АДэп1
= 310 дней; АДэп2 = 233 дней.
αв = [АДн – (АДрем +
АДор + АДто-2 + АДэп)] / АДи
αв1 = [125 * 30 – (130 + 70 + 140 +
310)] / 125 * 30 = 0,83.
αв2 = [125 * 30 – (130+ 70+ 140+233)] /
125 * 30 = 0,85.
Коэффициент выпуска
подвижного состава αв при сокращении простоев по
эксплуатационным причинам на 25% повысится на 2 % [(0,85-0,83)*100 = 2%].
Задача №13
Автопоезд в составе
автомобиля-тягача МАЗ-504В и полуприцепа МАЗ-5215 общей грузоподъёмностью qн
= 12 т перевозит в течение месяца грузы различной средней плотности σ.
Длина кузова полуприцепа равна 7,5 м, ширина–2,5 м, высота бортов – 0,84 м.
Определить, на сколько
надо нарастить борта hдоп.
полуприцепа при перевозках грузов, средняя плотность которых σ =
0,68 т/м.
hдоп. = qн / σ * Sк
hдоп. = 12 / 0,68 * 7,5 * 2,5 = 0,94 (м).
Dh = hдоп – h = 0,94 – 0,84 = 0,10 м.
Задача №14
Автомобиль ЗИЛ-130
грузоподъёмностью qн = 6 т. перевозит груз, имея показатели
работы: lег = 17 км. υт =
28 км/ч. tп-р = 48 мин. = 0,80 ч. Определить время
tе, затрачиваемое на одну ездку в часах, если
коэффициент использования пробега βе на маршруте равен
0,5.
tе = lег / (βе * υт) + tп-р = 17 / (0,5 * 28) + 0,80 = 2,01 ч
Задача №15
Автомобиль КамАЗ-5320
грузоподъёмностью qн = 8 т. перевозит баллоны с кислородом,
имея показатели работы: lег =17 км, Lн = 14 км. Тн = 10 ч. υт
= 24 км/ч. tп-р = 22
мин.= 0,4 ч. βе = 0,5. Определить число ездок nе автомобиля за рабочий день.
nе = Тм / tе tе = lег / (βе * υт) + tп-р Тм = Тн – tн tн = Lн / υт
tн = 14 / 24 = 0,58 ч. Тм = 10 – 0,58
= 9,42 ч.
tе = 17/(0,5*24) + 0,4 = 1,82 ч. nе = 9,42 / 1,82= 5,18 = 5 ездок.
Задача №16
Оперативное планирование и управление перевозками
Рассчитать и
построить график выпуска и возврата автомобилей с линии по приведённым данным: Аэ
= 70 а/м. Число механизмов в пунктах погрузки N1 = 3 мех. N2
= 4 мех. N3 = 1 мех. N4
= 2 мех. Время простоя автомобилей в пунктах погрузки: tп1 = 16 мин. tп2 = 15 мин. tп3 = 9 мин. tп4 = 17 мин. υт
= 27 км/ч. Lн =9 км.
Общее число механизмов во
всех пунктах погрузки: ΣN
= 3+ 4 + 1 + 2 = 10 мех.
Число одновременно
выпускаемых а/м-лей из гаража АТП: А = ΣАэ /
ΣN = =70 / 10 = 7 а/м.
Средневзвешенное значение
интервала выпуска автомобилей на линию:
Iв = (N1 * tп1 + N2 * tп2 + … + Nn * tпn) / ΣN = (3 *16 +4*15 + 1*9 + 2*17) / 10 =15,1 мин.
Время, необходимое на
выпуск всех автомобилей из АТП:
Твып. = Iв*А =15,1*7≈ 105,7 (мин) = 1,76 ч.
Время выезда автомобиля
из АТП: Тв = Тн раб. – Lн / υт = 8.00 – 9 / 27 = 7,67ч.
= 7 ч.41 мин.
Задача №17
Технико-эксплуатационные
показатели работы автобусов
Определить время рейса и
оборота tо автобуса, если показатели работы автобусов на
маршруте: Lм = 20 км. υт = 22 км/ч. nпр = 15 Тм = 8 ч.
Время простоя автобуса на
каждой промежуточной остановке tn = 0,5 мин., на конечных остановках tк по 5 мин. Определить также число рейсов zр автобуса за рабочий день.
Время рейса автобуса: tр = Lм / υт
+ nпр * tn + tк = 20 /
0,37 + 15 * 0,5 + 5 ≈ 66,6 мин.
Время оборота автобуса: tо = 2 * tр
= 2 * 66,6 = 133,2 мин.
Число рейсов автобуса за
рабочий день: zр = Тм / tр = 8/1,2 ≈ 7 рейсов.
Задача №18
Определить время работы
на маршруте Тм, а также эксплуатационную скорость υэ
и скорость сообщения υс. Lм = 20 км. υт = 22 км/ч. nпр = 15
Время простоя автобуса на
каждой промежуточной остановке tn = 0,5 мин., на конечных остановках tк по 5 мин. Lн = 13 км. Тн = 14 ч.
Время работы автобуса на
маршруте: Тм = Тн – Lн / υт = 14 – 13 / 22 = 13,41ч.
Время рейса: tр = Lм / υт + nпр * tп + tк = 20 /
22 + 15 * 0,008 + 0,083 = 1,11 ч.
Эксплуатационная
скорость: υэ = Lм / (tдв + nпр * tn + tк) = 20 /
(1,11+ +0,13+0,083) = 15,1км/ч.
Скорость сообщения: υс
= Lм / (tр – tк) = 20 / (1,11– 0,083) = 19,47 км/ч.
Число рейсов за рабочий
день: zр = Тм / tр = 13,41/ 1,11 = 12 рейсов.
Задача №19
Определить время выхода
из парка автобусов с 1-го по 10-ый номер, если время начала их работы Тнач
на маршруте следующее:
Последовательность выхода автобусов
по номерам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Тнач, ч.
|
600
|
612
|
625
|
632
|
648
|
700
|
715
|
720
|
740
|
750
|
Данные о технической
скорости автобуса: Lм = 20 км. υт
= 22 км/ч. nпр = 15
Нулевой пробег от парка
до конечной остановки: Lн = 13 км. Тн
= 14 ч.
Время выхода
из парка автобуса: Твып. = Тнач. - tн
Время нулевого пробега: tн = Lн / υт
= 13/ 22= 0,6ч. = 36 мин.
Твып.1 = 600 – 36 = 524
Твып.6 = 700 – 36= 624
Твып.2 = 612 – 36 = 536
Твып.7 = 715 – 36 = 639
Твып.3 = 625 – 36 = 549
Твып.8 = 720 – 36 = 644
Твып.4 = 632 – 36 = 556
Твып.9 = 740 – 36 = 704
Твып.5 = 648 – 36 = 612
Твып.10 = 750 – 36 = 714
Задача №20
Организация
таксомоторных перевозок
Определить показатели
работы автомобиля-такси за рабочий день: βпл., lср., υэ, tпро, П, если показатели счётчиков таксометра и
спидометра при выезде и возврате в парк имели следующие значения: Lпл. выезд = 9736 км. Lвыезд = 69576 км. Lпл. возвр. = 9937 км. Lвозвр.= 69318 км. Показания счётчиков: при
выезде – 14,8 руб. при возвр. – 46,8 руб. Количество посадок: при выезде – 67 при
возвр. – 88.
П = 88-67 = 21 посадок. Lпл. = 9937-9736= 201 км. L = 69576-69318 = 258 км.
При определении времени
работы автомобиля-такси на линии время обеденного перерыва принять 1,5 ч.
Коэффициент платного пробега такси: βпл. = Lпл./L = 201/258 = 0,78
Средняя дальность
поездки: lср. = Lпл. / П = 201/21= 9,6 км.
Эксплуатационная
скорость: υэ = L. / Тн = 258/8,51 = 30,3 км/ч.
Время оплаченного
пробега: tпл. = Lпл. / υэ =
201/30,3 = 6,6 ч.
Время оплаченного
пассажирами простоя в день: tпро = 8,51-6,6 = 1,91 ч.
Задача №21
В результате перевода
части автомобилей-такси на 2–сменную работу среднее время пребывания такси на
линии Tп увеличилось с 10,5 до 11,5 ч. Насколько возрастёт
дневная выручка Дт каждого таксометра, если среднечасовые
показатели каждого из них имели значения: υэ = 24 км/ч. П
= 2, βпл. = 0,75 tпрnо = 9 мин. = 0,15 ч. Тн1 = 10,5 ч. Тн2
= 11,5 ч.
Тариф за 1 км платного
пробега Ткм = 5 руб./ч.
Тариф за 1 посадку Тпос.
= 5 руб./пасс.
Тариф за 1 час простоя Тч
= 20 руб./час.
Общий пробег такси за
день: L1 = Тн * υэ =
10,5 * 24 = 252 км.
L2 = Тн * υэ =
11,5 * 24 = 276 км.
Пробег такси с
пассажирами за день: Lпл.1 = L * βпл. = 252*
0,75 = 189 км.
Lпл.2 = L * βпл. = 276 * 0,75 =207 км.
Дневная выручка:
Дт1 = Lпл. * Ткм + П *
Тпос. + tпрnо * Тч = 189 * 5 + 2
* 5 + 0,15* 20 = 958 руб.
Дт2 = Lпл. * Ткм + П *
Тпос. + tпрnо * Тч = 207 * 5 +
2* 5 + 0,15 * 20 = 1048 руб.
В результате
перевода части автомобилей-такси на 2-сменную работу дневная выручка увеличится
на 90 руб.
Задача №22
Определить общий, платный
и неоплаченный пробеги автомобиля - такси за рабочий день L, Lпл., lн, если: βпл. = 0,74 Тн
= 10,5 ч. υэ = 25 км/ч.
Общий пробег: L = Тн * υэ
= 10,5 * 25 = 262,5 км.
Платный пробег: Lпл. = L * βпл. = 262,5 * 0,74 = 194,3
км.
Неоплаченный пробег (при Lн = 0 км): lн
= L – Lпл. = 262,5 – 194,3 = 68,2 км.