Контрольная работа: Описание Новосибирского краеведческого музея
Контрольная работа: Описание Новосибирского краеведческого музея
Содержание
Введение............................................................................................................................................................................................. 2
1. История Новосибирского
краеведческого музея.......................................................................................................................... 3
2. Экскурсии музея............................................................................................................................................................................. 3
3. Коллекции и проекты..................................................................................................................................................................... 8
Заключение..................................................................................................................................................................................... 13
Список литературы......................................................................................................................................................................... 15
Введение
Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную
форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом.
Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою
культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий.
Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют
своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по
сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего
значения.
Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не только
положительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладание
экскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризации
коллекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм,
основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В наших
музеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себя
роль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных –
руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности»
для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которые
готовит музейный педагог.
Цель данной работы – рассмотреть Новосибирский
краеведческий музей.
Задачи:
рассмотреть историю становления и развития;
выявить основные экскурсии;
изучить коллекции.
1.
История Новосибирского краеведческого музея
Музей был открыт 20 августа 1920 г. Профиль - родиноведение.
Основатель: Акзимиров В.А. (?- 1922). С 1922 по 1932 гг. - директор Максимилиан
Краков - геолог, писатель, репрессирован.
Здание построено в 1910-1912 гг. по проекту известного
архитектора А.Д.Крячкова. Здесь располагалась городская дума и торговые площади
(нижний этаж).
Первые десятилетия отличает активная экспедиционная
деятельность, собран богатейший этнографический материал по коренным народам
Сибири, старожильческому наследию, сформирована емкая естественнонаучная
коллекция, библиотека. Благодаря этому музейные собрания и экспозиции знакомят
посетителя с культурой всего Сибирского региона во всем его многообразии. Среди
уникальных собраний - коллекция, раскрывающая духовную культуру коренных
народов и переселенцев: предметы шаманизма и ламаизма, православная икона и
пластика.
С 50-х годов музей участвует в ежегодных археологических
экспедициях, скомплектована археологическая коллекция, насчитывающая более 50
тыс.ед. Последние десять лет уникальный материал дало сотрудничество с архивом
ФСБ, что дало возможность организовать серию выставок «Сибирь Советская»,
штрихи к портрету. В настоящее время фонды музея составляют 7150 тыс. единиц
хранения, что позволяет обновлять экспозиционные комплексы, создавать новые
выставки[1].
2. Экскурсии музея
Становление музейной экскурсии стало одним из итогов
экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы
культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как
происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на
примере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и
высоким уровнем экскурсий[2].
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по Новосибирскому краеведческому музею
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Сибирь. Тайны прошлого
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Путешествие в бабушкино детство
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Края во II половине XIX века
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
История Новониколаевска
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Особенности экономического развития Новониколаевска
Тип: обзорная
Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли народного
хозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: Любая
«В гостях у сказки». Мы играем и поем
Тип: тематическая
Профиль: развлечения и досуг
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: детская
Сибирь Советская
Тип: тематическая
Профиль: история и общество, наука, техника и отрасли
народного хозяйства
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Новосибирск в годы ВОВ
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Природа в Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах
музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Экологические проблемы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах
музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Рельеф, климат, почвы Новосибирской области
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах
музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Удивительный мир насекомых
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах
музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Древняя флора и фауна
Чарующий мир камня
Развитие органического мира
Описание: Экскурсия проводится в экспозиционных залах
музея по ул. Вокзальная магистраль 11.
Тип: тематическая
Профиль: природа
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Историко-краеведческая экскурсия в экспозиционных залах
Описание: Историко-краеведческая экскурсия в
экспозиционных залах музея по ул. Ленина 23: Городской быт начала XX века.
Сибирский период жизни и деятельности С.М. Кирова. Деятельность Обской группы
РСДРП 1904-1909 гг. (Шамшин, Шамшурин, Петухов, Ковальчук).
Тип: тематическая
Профиль: история и общество
Вид: внутримузейная
Язык: русский
Возрастная группа: любая
Площади музея:
экспозиционно-выставочная 3172м2
временных выставок 280м2
фондохранилищ 591м2
Филиал или подчиненная организация:
Барабинский краеведческий музей - M1047
Венгеровский районный краеведческий музей имени
П.М.Пономаренко - M1049
Искитимский краеведческий музей - M1050
Колыванский краеведческий музей - M1053
Кочковский краеведческий музей - M1054
Кыштовский краеведческий музей - M1063
Мошковский краеведческий музей - M1065
Народный историко-краеведческий музей г. Татарска - M1066
Черепановский районный историко-краеведческий музей -
M1068
Бергульский Дом-музей П.П.Бажова - M1069
Выставочный зал (г. Новосибирск) - M1070
3.
Коллекции и проекты
Наиболее ценные (уникальные) коллекции[3]:
Этнографическая коллекция - 21900 ед.
Коллекция культовых предметов - 300 ед.
Коллекция мебели 18-20 вв. - 230 ед.
Коллекция драгметаллов - 1600 ед.
Коллекция оружия - 350 ед.
Природоведческая коллекция - 1500 ед.
Коллекция узорчатых камней - 500 ед.
Крупные выставочные проекты:
III Красноярская музейная бьеннале, ассоциация
"Открытый музей", Красноярск 1999. (1 приз в номинации операторская
работа, фильм "Птичьи дети").
Электронные каталоги 1998-2002 гг., фонд "Открытое
общество".
Президентский гранд, экспозиционная деятельность,
выставка, посвященная 90-летию А.И.Покрышкина.
Окружная выставка "Государственные символы
России" 2003.
Межрегиональная выставка "Немцы в истории Сибири,
Сибирь в судьбах немцев" 2003.
Выездные и обменные выставки:
"Жизнь, отданная небу". Фотовыставка
рассказывает о жизненном пути А.И.Покрышкина, трижды героя Советского Союза,
маршала авиации.
Наиболее интересные предметы фондов:
Бубен шаманский (алтайский)
Датировка: Конец XIX - начало XX века
Размер: высота - 64 см., толщина - 12 см., ширина - 55 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань
Описание: Бубен почти круглый, слегка вытянутый по
вертикали. Внутри бубна закреплена деревянная рукоять. В верхней части к ней
приклеплен кожаными ремнями железный, горизонтально расположенный стержень.
Рукоять является стилизованным изображением "хозяина" бубна. На
внешней стороне бубна имеется рисунок красной и белой краской: модель
устройства мира
Бубен шаманский (челканский)
Датировка: Конец XIX - начало XX века
Размер: высота - 64 см., толщина - 15 см., ширина - 51 см.
Техника: дерево, кожа, металл, ткань, нить
Описание: Яйцевидный бубен, обтянут кожей, которая
пристегана толстой нитью к обечайке. Рукоять вырезана из цельного куска дерева
симметрично. Верхняя и нижняя половины изображают в плоскости овальную голову и
квадратное туловище. Перпендикулярно расположено плоское возвышение с выемкой
на уровне плеч. На лицах закреплено по два круглых металлических глаза.
Пролог старопечатный
Автор: Москва, Печатный двор
Датировка: 1641 год
Размер: 33 X 20cм.
Техника: печать
Описание: Пролог - славяно-русский церковно-учительский
сборник литературного характера. Пролог 1641 года - это первое московское
печатное издание Пролога. В его основу положен так называемый стишной пролог.
Литературной целью составителей Пролога было полное собрание в единое
повествование справочно-познавательных рассказов о многих античных,
византийский и ближневосточных персонажах.
Четвероевангелие печатное, с приложением указателя дней,
в которые читается оно
Датировка: Вторая половина XVIII века
Размер: 31,5 X 19.4
Техника: бумага, доски, бархат, медь
Описание: Имеется несколько владельческих записей.
Сборник слов и толкований на священное писание Ефрема
Сирина
Датировка: Конец XVIII века
Техника: бумага, кожа
Псалтырь (или книга псалмов царя Давида)
Датировка: 1787 год
Размер: 30,5 X 20см.
Техника: бумага, доски, кожа
Описание: В 1878 году псалтырь перепечатан в типографии
Федора Карташева.
Четвероевангелие старообрядческое
Датировка: Конец XVIII века
Размер: 36,5 X 22, толщина - 16,3см.
Техника: бумага, кожа, дерево
Невеста и дружка, село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 30 июня 1926 года
Размер: 28,1 X 32,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: На рисунке имеются надписи.
Праздничная одежда староверов. Катя Макарова Железнова,
село Нижний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 1926 год
Размер: 37 X 28,5 см.
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Девушки в будничной одежде. Село Верхний Уймон
Тип: графическая работа
Автор: Нагорская Н.Н.
Датировка: 13 июля 1926 года
Техника: бумага, акварель
Описание: Надписи на рисунке.
Тунгус (Каргасокский район Томского округа, юрты Капкэс)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 42,3 X 28,3 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Слепой остяк (Каргасокский район Томского округа, юрты
Каргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 1925 год
Размер: 50,5 X 31,7 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Портрет мальчика - остяка 3,5 лет - Сигита Зырянова
(Каргасокский район Томского округа, юрты Каргалдай)
Тип: графическая работа
Автор: Нагорная Н.Н.
Датировка: 8 июля 1925 года
Размер: 34,6 X 25,2 см.
Техника: бумага, угольный карандаш
Всего в музее 7150000 единиц хранения
Заключение
Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний»
(И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое
единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который
экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в
пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на
экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм
публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту,
где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма.
Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии
коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей
начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж –
экскурсовод.
Поэтому следующий признак музейной экскурсии –
руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и
впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный
характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими
признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет
тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие
маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему.
Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем
особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский[4], следует признать
приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому
экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается
необходимыми словесными пояснениями – рассказом.
Восприятию объектов показа, в нашем случае – музейных
экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как
моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность
экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах[5].
Все названные признаки роднят музейную экскурсию с
экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что
проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу),
а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и
экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от
экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои
очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество
экскурсии в любом музее зависит, прежде всего, от того, насколько экскурсовод
владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности
новые тенденции и запросы аудитории.
Список
литературы
1.
Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.
2.
Гнедовский М.Б. Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М.,
1987.
3.
К истории отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор
публикаций второй половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992.
4.
Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого
музея: Каталог. - Новосибирск, 1996
5.
www.museum.ru
[1] www.museum.ru
[2] Гнедовский М.Б.
Музей и образование. Материалы для обсуждения. – М., 1987.
[3] Хозяйство русских
в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея: Каталог. -
Новосибирск, 1996
[4] Бакушинский А.В.
Исследования и статьи. – М., 1981.
[5] К истории
отечественной экскурсионной школы. Реферативный обзор публикаций второй
половины XIX – начала ХХ вв. – М., 1992.