Контрольная работа: Православие
Контрольная работа: Православие
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Таврический
национальный университет им М.И. Вернадского
Контрольная работа
По дисциплине
«Религиоведение»
Тема: «Православие»
Работу выполнил
Студент _____________
Работу проверил
преподаватель
_______________________
Симферополь, 2008
План
Введение
1. Православие как разновидность
христианства
2. Особенности православного
вероучения и культа
Заключение
Список использованных источников
Введение
Предметом изучения в контрольной работе
является религиоведения.
Объект изучения – зарождение и
становление православия, как одной из форм христианского учения.
Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что каждая религия это
мировоззрения и общественная мысль, облеченная в виде культа. Особенно
интересны для исследования случаи, когда религия не остается неизменной, а
дополняется жизнью и изменениями в ней.
Цель работы на
основании изученной методической и периодической, учебной литературы
охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.
Для достижения поставленной цели планируется решить
следующие основные задачи:
- описать процесс возникновения
православия и принципов данной веры;
- представить основные признаки культа
данной веры.
1.
Православие как разновидность христианства
Православие (от греч. правоверие) — одно
из трех главных, наряду с католицизмом и протестантизмом, христианских
вероисповеданий распространенное преимущественно в странах Восточной Европы
Ближнего Востока и на Балканах. Сложилось православие как восточная ветвь
христианства после разделения Римской империи (395г.) и оформилось после
разделения церквей (1054г.). Православие не имело единого церковного центра,
так как с начала своего формирования церковная власть в Византии была сосредоточена,
как отмечалось, в руках четырех патриархов — Константинопольского,
Александрийкого, Антиохийского и Иерусалимского. При этом Константинопольский
патриарх, хотя и именовался вселенским, был всего лишь першим среди равных. По
мере распада Византийской империи каждый из упомянутых патриархов стал
возглавлять самостоятельную (автокефальную) поместную православную церковь.
Византия в то время представляла собой сильное централизованное государство.
Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой
был объявлен Константинополь. В VI
в. глава Византийской церкви Константинопольский патриарх после освобождения
Византией Рима от варваров стал именовать себя вселенским, т. е. главой как
восточной, так и западной церквей. Борьба между главой Римской католической
церкви Папой и Константинопольским патриархом за власть над христианами
продолжалась в течение многих веков с переменным успехом. После завоевания
императором франков Карлом Великим Италии (конец VII
— начало VIII в.) Папа Римский
выходит из-под юрисдикции византийского императора и его позиции усиливаются.
Византия же в это время подвергается атакам со стороны арабского халифата и
теряет несколько важных территорий, на которых консолидируются самостоятельные
церковные организации.
Как и католицизм, православие
сформировалось в начале средних веков. Католицизм и православие едины в
безоговорочном принятии таких фундаментальных мировоззренческих принципов, как
теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм и ревеляционизм.
Рассмотрим каждый из этих принципов.
Теоцентризм.
В
соответствии с этим принципом источником всякого бытия, блага и красоты
является Бог. Служение Богу рассматривается как основа нравственности,
подражание и уподобление ему — как высшая цель человеческой жизни. Исходящее от
теологии требование представлять Бога бытием абсолютным и единственно истинным
заставляло таких мыслителей, как Ориген, Иларий, Августин и Боэций, углубляться
в вопросы онтологии и уточнять понятия "бытие", "существование",
"сущность", "субстанция", "акциденция",
"атрибут", "модус", "качество",
"свойство" и др. Следует отметить, что в анализе этих понятий был
сделан шаг вперед по сравнению с предшествующей эпопей, Онтологическая
терминология, давно употреблявшаяся греками, впервые обрела твердые латинские
эквиваленты, вошла в философский лексикон средневековья и посредством его
перешла в философию Нового времени.
Креационизм.
Этот
принцип гласит, что все изменяемое сотворено богом из ничего и, наоборот, все
сотворенное изменяется и стремится и к ничтожеству. Указанный принцип наиболее
обстоятельно расмотрел Августин, которому он послужил поводом для обсуждения
Проблем изменения и развития, а также времени и временности.
Провиденциализм.
Положение
о том, что Бог перманентно правит созданным им миром, человеческой историей и
поведением каждого отдельного человека, также было универсальным принципом.
Применительно к космологии этот принцип приводил к идее мировой гармонии и
осмысленности всех происходящих в мире событий. У Филона и апологетов он
объединяется с концепцией Логоса, стимулируя интерес к проблеме единства бытия
и мышления, мышления и языка. Провиденциалисткое воззрение на историю, особенно
характерное для Августина, косвенно содействовало преодолению циклической
концепции времени и утверждению важнейшего понятия исторического прогресса.
Персонализм.
Этот
фундаментальный принцип требовал понимания человека как "персоны" —
неделимой личности, обладающей разумом и свободой воли, сотворенной по образу и
подобию Бога и наделенной совестью. С этой точки зрения каждая личность — это
особый замкнутый мир, внутри которого невидимо действует борющиеся между собой
силы добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонностей;
мир, в котором есть свой суд (суд совести) и свой икон (внутренний логос,
отражающий Логос божественный). Этот персональный мир фактически непроницаем
для других людей и совершенно прозрачен только для Бога.
Ревеляционизм.
Согласно
этому принципу самый надежный и достоверный способ познания наиболее важных для
человека истин состоит в постижении смысла священных писаний, заключающих в
себе божественное откровение, т. е. раскрытие перед человеком божественной воли
и тайн бытия. Ревеляционизм не исключал других способов познания, однако часто
делал их излишними. Стимулируя развитие герменевтики, и в какой-то мере
семиотики ревеляционизм в то же время существенно сдерживал развитие опытного
знания и научного новаторства.
Таковы важнейшие инварианты, позволяющие
отнести православие и католицизм к одному духовному универсуму, знакомство с
которым совершенно необходимо, если мы хотим составить сколько-нибудь полное и
объективное представление об истории христианской религиозной мысли.
Однако наряду с общими позициями между
православием и католицизмом существуют глубокие мировоззренческие различия,
наметившиеся еще до разделения церквей и вызванные как разницей социальных
условий Византии и Западной Европы, так и воздействием культурных традиций
античной Греции и Рима. Базой для теологических конструкций православия была
непосредственно воспринятая традиция греческой философии, прежде всего
неоплатонизма, придающего большое значение онтологическим проблемам и, что
особенно важно, с его опытом такой организации религиозного переживания, при
которой мистика и экстаз наиболее тесно связаны с мифологически-интуитивным
восприятием логических категориальных конструкций. Без этого
платоновско-неоплатонического опыта была бы невозможна православная христология
с ее интуитивно-чувственным, почти наглядным продумыванием категориальных
соотношений "ипостасей" в структуре триединства и "естеств"
(и соответствующих им воль) в структуре богочеловечества. В западном богословии
онтологическая проблематика проступает менее явственно. На его стиль более
повлияла иная философская традиция — римский эклектизм с его субъективистским
подходом, в рамках которого этатистско-юридический практицизм (Цицерон) и
рефлектирующий психологизм (Сенека) дополняют друг друга. Ввиду этого для
католической теологии Бог и человек суть, прежде всего субъекты воли, для
православной — объекты онтологических процессов. Для первой наиболее важно
найти гармонию между двумя волями либо в рационалистически-юридической
плоскости, либо в рамках сентиментального переживания с установкой на
индивидуалистический субъективизм (мистика); основная теоретическая проблема
католицизма — соотношение свободной воли человека и предопределяющей воли Бога.
В этом смысле, как для католицизма, так и для протестантизма конструктивно
важна (позитивно или негативно) теория предопределения, совершенно безразличная
для православия. Православие ищет возможность объективного, сущностного
приобщения человеческой природы к божественной (учение Афанасия
Александрийского об "обожении", определившее стиль православной
мистики). Основная теоретическая проблема православия — онтологическое
соотношение человеческой и божественной природы в Богочеловеке.
В православии гораздо непосредственнее и
интенсивнее выразилось характерное для христианского мышления вообще
утверждение адекватного раскрытия абсолюта через его вещественные проявлении. В
католицизме этот момент представлен менее ярко. Во-первых, западная теология
вносит в понимание триединства эмационистские и убординационистские черты,
благодаря которым второе и особенно третье лицо троицы могут восприниматься как
божество низшей категории; между тем именно с этими лицами связывается идея об
отношении божества с человеком. Православие настаивает на том, что н
воплотившемся Боге-Сыне и ниспосланном церкви Святом Духе верующий реально
обладает всей полнотой божества без какого-либо изъятия. Во-вторых,
католическая догматика ставит между Богом и человеком еще и категорию
благодати, интерпретируя ее как чисто феноменальное проявление божества,
внешнее относительно к его нуменальной сущности. Напротив, в православии
благодать понимается иди непосредственное раскрытие божеского в человеческом,
применительно к которому не может быть речи о грани между нуменальным и
феноменальным. В "энергии" божества присутствует его сущность — таков
приговор восточной церкви в паламитских спорах XIV
в. Поэтому в религиозной философии православия важную роль играет представление
об обожествленной материи, которое происходит через "усвоение"
божественного эйдоса; причем в отличие от неоплатонизма православие учит о
сущностном "взаимопроникновении" этих двух начал. Восточная теология
склонна рассматривать освящение, очищение, которые происходят только в
духовной, идеальной сфере и не получают так или иначе вещественного
подтверждения, как недостоверные.
Обожествляющее преображение материи в
понимании православия не только однажды имело место применительно к плоти
Богочеловека (и регулярно воспроизводится в евхаристии), но оказалось возможным
и в других сферах, например, в иконе. В последней православие усматривает не
условное изображение, призванное вызывать сентиментальные религиозные эмоции,
но предметное раскрытие сверхчувственного (такое понимание выкристаллизовалось
в процессе иконоборческих споров). На первый взгляд иногда кажется, что иконы
статичны и лишены искры жизни. Но вглядитесь в "Троицу" Андрея
Рублева и увидите, что внешнее движение, в большинстве случаев действительно
сведенное к минимуму, уступает место движению внутреннему, углубленности,
перенасыщенности духовной жизни. Покой Троицы — это духовное равновесие, ощущение
незыблемости своего внутреннего мира, чувство вечности.
Эти и другие типологические различия
западной и восточной теологии оформляются в догматических разногласиях.
Православие отвергает западное добавление к символу веры (исхождение Святого
Духа не только от Отца, но и от Сына), которое порождено восходящим к Августину
субординационистским пониманием структуры триединства, неприемлемым для
православия.
Православию осталась чуждой юридическая
концепция первородного греха как правовой ответственности, переходящей от
предков к потомкам: в понимании православия грех Адама вызвал только сущностную
деградацию человеческой природы, наследственную предрасположенность ко злу, но
юридической ответственности за деяния Адама человек не несет. Поэтому в
православии нет догмата о рождении Девы Марии в результате "непорочного
зачатия" (т. е. такого, при котором наследственная ответственность за
первородный грех оказалась бы снятой); неюридическое понимание греха в
православии исключает и концепцию чистилища.
2. Особенности православного вероучения
и культа
Для всех православных церквей общими
являются вероучение, культ и каноническая деятельность. Основу православного
вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры, принятый на первых двух
вселенских соборах (в 325г. — Никейским и в 381г. — Константинопольским, или Цареградским).
Этот символ веры был утвержден в виде 12 членов (параграфов), содержащих
догматические формулировки основных положений вероучения о Боге как Творце, о
его отношении к миру и человеку, о триединстве Бога, Боговоплощении,
искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли церкви. Символ веры читается
как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором
присутствующими в храме.
Краеугольным догматом православия является
учение о троичности божества. Представление о Боге едином в трех лицах
претерпело сложный путь развития. Христиане первых трех веков фактически были
унитариями, а не тринитариями.
В наиболее раннем из новозаветных
произведений — "Апокалипсисе Иоанна" — не упоминается о троичности
Бога. Нет догмата о Троице и в более поздних посланиях Павла. В отдельных
местах, где говорится о Святом Духе, имеется в виду не личное божество, не
ипостась Троицы, I безличная сила,
якобы исходящая от божества. Только в Евангелиях появляется формула "во
имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мтф. 28, 18—20). В четвертом Евангелии от
Иоанна впервые встречается понятие о логосе. Христианские писатели во II—III
вв. еще и» сформулировали догмат о "единой природе" Троицы. Тертулиан
считает абсолютным Богом только Отца. Сын (Иисус) подчинен Отцу и выступает у
Тертуллиана посредником между Отцом и миром. Дух же Святой — не ипостась
Троицы, а второстепенное божественное начало, которое Иисус послал на землю
вместо себя. Юстин, один из наиболее видных апологетов во II
в., первым пытается раскрыть взаимоотношения Отца и Сына. По мнению Остина,
Иисус был рожден Богом накануне сотворения мира и, следовательно, зависел от
Отца. Любопытное объяснение троичности Бога дал Ориген, один из виднейших раннехристианских
богословов. Согласно Оригену, Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух — различные
существа. В абсолютном смысле Богом Ориген признает только Отца. Логос (или
Христос) находится в подчинении у верховного Бога-Отца. Непосредственное
воплощение Логоса; Иисуса немыслимо. Христос имеет только духовное начало.
Воплощение Христа образованные христиане должны понимать не буквально, а как
наставление в истинах высшего порядка. Что касается телесного воплощения, то
это лишь видимость, которую преподнес Логос плотским загрубевшим умам,
нуждающимся в обращении к Богу, в чувственном впечатлении, в наглядности. Сын и
Дух Святой — последовательные эманации верховного Бога. Дальнейшие эманации
Бога — это мир духов, включая человеческие души; наконец, последняя, наиболее
низшая эманация — материя, чувственный мир. Примерно такую же схему дал Плотин
в "Эннеадах". Важно отметить, что Ориген пришел к выводу о вечности
материи. Без природы Богу "нечего было бы делать".
Вопрос о природе Иисуса Христа и его
взаимоотношениях с Богом-Отцом вызвал острые споры на Никейском соборе 325г.
Сын был признан единосущным Отцу, но составляющим отличное от него лицо.
Природа Святого Духа была "определена" в посленикейский период (на
Константинопольском соборе 381г.). Святой Дух был признан также единосущным
Богу. Три лица христианской Троицы — Отец, Сын, Святой Дух — получили название ипостасей
(сущностей). Был оформлен основной догмат христианского вероучения: Бог един по
существу и троичен в лицах. Итак, Православное вероучение сформировалось в
результате первых семи вселенских соборов.
С догматическим вероучением тесно
связана система культовых действий. Основы последних составляют семь главных
обрядов — таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами
потому, что в них "под видимым образом сообщается верующим невидимая
божественная благодать". Православные признают семь таинств: крещение,
причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение
(соборование), священство. Помимо совершения таинств культовая система включает
в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное
место в православном культе занимают праздники и посты. Наиболее почитаемый
праздник — Пасха. Затем идут так называемые двунадесятые праздники — Рождество
Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество
Богородицы, Воздвижение Креста, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное
воскресенье, Вознесение и Троица. За двунадесятыми праздниками следует пять
праздников, называемых великими: Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи,
Праздник святых Иоанна и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров
Пресвятой Богородицы. Остальные праздники называются престольными. Это местные
праздники, связанны с престолами — святым местом в храме, которое посвящено
тому или иному святому.
Заключение
В
процессе исследования мной были сделаны следующие выводы и обобщения.
Сложилось
православие как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи
(395г.) и оформилось после разделения церквей (1054г.). Как и католицизм,
православие сформировалось в начале средних веков.
Основными
принципами православной веры являются: теоцентризм, креационизм,
провиденциализм, персонализм, ревеляционизм.
В
православии гораздо непосредственнее и интенсивнее выразилось характерное для
христианского мышления вообще утверждение адекватного раскрытия абсолюта через
его вещественные проявлении.
Православию
осталась чуждой юридическая концепция первородного греха как правовой
ответственности, переходящей от предков к потомкам: в понимании православия
грех Адама вызвал только сущностную деградацию человеческой природы,
наследственную предрасположенность к злу, но юридической ответственности за
деяния Адама человек не несет.
Краеугольным
догматом православия является учение о троичности божества.
Список использованных источников
1.
Гараджа В.И. Религиоведение. — М., 2005.
2.
Гараджа В.И. Социология религии. — М., 2005.
3.
Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. — М., 2007.
4.
Радугин А.А. Введение в религиоведение. — М., 1997.
5.
Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М., 2007.
6.
Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и
психология религии. — Ростов на Дону, 2003.