Контрольная работа: Закон непротиворечия
Контрольная работа: Закон непротиворечия
Закон непротиворечия
Характеристика
закона непротиворечия
Закон непротиворечия
- два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в
одном и том же отношении.
К
противоположным суждениям относятся:
- противные
(контрарные) суждения А и Е, которые оба могут быть ложными, поэтому не
являются отрицающими друг друга и их нельзя обозначить как а и а;
-
противоречащие (контрадикторные) суждения А и О, Е и I, а также единичные
суждения (Это есть S есть P) и (Это S не есть P), которые являются отрицающими,
так как если одно из их истинно, то другое обязательно ложно, поэтому их
обозначают а и а.
Формула
закона непротиворечия в двузначной классической логике а а отражает лишь
часть содержательного аристотелевского закона непротиворечия, так как она
относится только к противоречащим суждениям (а и не а) и не
распространяется на противные (контрарные) суждения. Поэтому формула а а неадекватна,
не полностью представляет содержательный закон непротиворечия. Следуя традиции,
мы сохраняем за формулой а а название «закон непротиворечия», хотя оно
значительно шире, чем формула.
Если в
мышлении (и речи) человека обнаружено формально-логическое противоречие, то
такое мышление считается неправильным, а суждение, из которого вытекает
противоречие, отрицается и считается ложным. Поэтому в полемике при
опровержении мнения оппонента широко используется метод «приведение к абсурду».
Диалектические
противоречия процесса познания иногда выражаются в форме формально-логических
противоречий, например: опровержение гипотезы путем опровержения
(фальсификации) следствий, противоречащих опытным фактам или ранее известным
законам; выступления докладчика и оппонента; обвинителя и защитника; взгляды
людей придерживающихся конкурирующих гипотез; рассуждение врача (или врачей пи
консилиуме), получившего клинические анализы, не совместимые с ранее
поставленным диагнозом болезни, и т.д. Во всех этих и подобных им ситуациях,
фиксируется несовместимость суждения а и не а, например,
несовместимость какого-либо суждения а из прежней теории и суждения не а,
выражающего мысль о новом полученном опытном факте, т.е. фиксируется мысль, что
суждения а и не а не могут быть оба истинными, а поэтому их
конъюнкция ложна.
Первичным
содержанием выступает диалектическое противоречие, объективно возникающее в
процессе познания и служащее его движущей силой. Вторичным же является способ
фиксации (выражения) диалектического противоречия в виде конъюнкции двух
суждений а и не а, т.е. в форме формально-логического
противоречия.
Здесь на лицо
ситуация, когда возникшее диалектическое противоречие в познании до момента его
разрешения выражается в форме а и не а, т.е. принимает облик,
оболочку, внешнюю форму формально-логического противоречия, по существу же
остается диалектическим, требующим своего разрешения в ходе исследования
возникшей проблемы. В результате диалектического синтеза и антитезиса
получается новое знание, отличающееся и от того, и от другого, а также
являющееся их конъюнкцией.
Итак, в
мышлении диалектическое противоречие до его разрешения иногда принимает форму
(структуру) формально-логического противоречия, а обнаружение последнего
свидетельствует о том, что необходимы дальнейший анализ и исследование в
возникшей в познании ситуации. Разрешение обнаруженного диалектического
противоречия способствует прогрессу познания.
Выполнить
задание
Задача
№1
Могут ли быть
одновременно ложными суждения в каждой из следующих пар?
а) Все имена
пишутся с большой буквы; Ни одно имя не пишется с большой буквы.
б) Я решаю
логические задачи, значит, развиваю свой интеллект; Я не решаю логические
задачи, значит, не развиваю свой интеллект.
Решение:
а) Все имена
пишутся с большой буквы.
- Это
общеутвердительное суждение (тип А). Все S есть P.
Ни одно имя
не пишется с большой буквы.
- Это
общеотрицательное суждение (тип Е). Ни одно S не есть Р.
Согласно
закономерностям логического квадрата, А и Е находятся в отношениях
противоположности. Следовательно, оба данных суждения могут быть одновременно
ложными.
б) Я решаю
логические задачи, значит, развиваю свой интеллект.
- Это сложное
суждение вида А В, где А и В общеутвердительные суждения (тип А).
Я не решаю
логические задачи, значит, не развиваю свой интеллект.
- Это сложное
суждение вида А В, где А и В общеотрицательные суждения (тип Е).
Данные
сложные суждения не могут быть одновременно ложными.
Задача
№2
Какие
суждения являются отрицаниями суждений:
а) «Когда в
товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». (И.А. Крылов)
б) «Пень не
околица, глупая речь не пословица».
Решение:
а) Запишем
суждение с символической форме: А В. Если в товарищах согласья нет (А),
то на лад их дело не пойдет (В).
Согласно
закону принесения отрицания: (А В) А В.
«Неверно, что
когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» эквивалентно «В
товарищах согласья не было, но на лад их дело пошло».
б) Запишем
суждение в символической форме: А В. Пень не околица (А), а глупая
речь не пословица.
Согласно
закону принесения отрицания: (А В) А В.
«Неверно, что
пень не околица, а глупая речь не пословица» эквивалентно
«Пень -
околица или глупая речь - пословица».
Задача
№3
Составить
символическую запись следующих сложных суждений:
а) Прозрачный
лес один чернеет,
И ель сквозь
иней зеленеет,
И речка подо
льдом блестит… (А.С. Пушкин)
б) «Если ты
видишь юного живым, возносящимся на небо, то ради бога, скорей ухвати его за
пятку и сдерни на землю». (Из древнерусской философии).
Решение:
а) Прозрачный
лес один чернеет (А),
И ель
сквозь иней зеленеет (В),
И речка
подо льдом блестит (С).
Символическая
запись: А В С.
б) «Если ты
видишь юного живым возносящимся на небо (А), то ради бога,
скорей
ухвати его за пятку (В) и сдерни на землю (С)».
Символическая
запись: А (В С).
Задача
№4
Записать
высказывания, являющиеся отрицанием данных:
а) И зимой
будет ягода, если заготовить загодя.
б) Он очень
любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, что он азартен.
Решение:
а) И зимой
будет ягода (В), если заготовить загодя (А).
Символическая
запись: А В.
Согласно
закону принесения отрицания: (А В) А В.
«Неверно, что
и зимой будет ягода, если заготовить загодя» эквивалентно «Зимой не было ягоды,
хоть и заготовили загодя».
б) Он
очень любит охоту (А), бридж (В) и бильярд (С), поэтому можно
сказать, что он азартен (D).
Символическая
запись: (А В С) D.
Согласно
закону принесения отрицания: ((А В С) D) (А В С) D.
«Неверно, что
если он очень любит охоту, бридж и бильярд, то можно сказать, что он азартен»
эквивалентно «Он очень любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, но
нельзя, сказать, чтобы он был азартен».
Задача
№5.
Сделать
логический вывод, если это возможно, путем обращения превращения и противопоставления
предикату каждого из следующих суждений:
а) Все
силлогизмы являются умозаключениями.
б) Ни один из
тех, кто побывал в Санкт-Петербурге, не мог пройти мимо памятника Петру I.
Решение:
а) Запишем
данное суждение в стандартной форме:
Все
силлогизмы есть умозаключения - это общеутвердительное суждение (тип А).
Обращение:
некоторые умозаключения есть силлогизмы (тип I).
Превращение:
ни один силлогизм не есть не умозаключение (тип Е).
Противопоставление
предикату: ни одно умозаключение не есть не силлогизм (тип Е).
б) Запишем
данное суждение в стандартной форме:
Ни один человек,
побывавший в Санкт-Петербурге (S) не есть человек, прошедший мимо
памятника Петру I. (Р) - это общеотрицательное суждение (тип Е).
Обращение: ни
один человек, прошедший мимо памятника Петру I, не есть человек. Побывавший в
Санкт-Петербурге (тип Е).
Превращение:
Все люди, побывавшие в Санкт-Петербурге, есть люди, не прошедшие мимо памятника
Петру I (тип А).
Противопоставление
предикату: Все люди, прошедшие мимо памятника Петру I, есть люди, не побывавшие
в Санкт-Петербурге (тип А).
Задание
№6.
Определить
термины, большую и меньшую посылки, заключение; указать фигуру и модус
силлогизма. Правильно ли сделано заключение? Если нет, то, какое именно правило
силлогизма нарушено?
а) Всякое
хищение - умышленное преступление.
Кража -
тайное хищение имущества.
Кража -
умышленное преступление.
б) Все
женщины любят красиво одеваться.
Некоторые
профессора - женщины.
Некоторые
профессора любят красиво одеваться.
Решение:
|
а) Всякое хищение (М+) - умышленное преступление (Р-)
Кража (S+) - тайное хищение имущества (М+)
|
- большая посылка.
- меньшая посылка
|
| Кража (S+) - умышленное преступление (Р-) |
- заключение |
М - Р (тип А)
S -М (тип А)
S - Р (тип А)
Первая фигура
силлогизма, модус ААА, правильный. Все правила силлогизма выполняются.
Заключение верно.
б)
|
Все женщины (М+) любят красиво одеваться (Р-)
Некоторые профессора (S-) - женщины (М+)
|
- большая посылка
- меньшая посылка
|
| Некоторые профессора (S-) - любят красиво одеваться (Р-) |
- заключение |
М - Р (тип А)
S - М (тип I)
S - Р (тип I)
Первая фигура
силлогизма, модус АII, правильный. Все правила силлогизма выполняются.
Заключение верно.
Задача
№7.
Сделать
логический вывод и проверить правильность полученных силлогизмов:
а) Лишь тот,
кто храбр, достоин славы.
Некоторые
хвастуны не храбры.
б) Ни один
эгоист не нравится окружающим.
Все
обязательные люди окружающим нравятся.
Решение:
|
Всякий человек, являющийся храбрым (М+), есть человек,
достойный славы (Р-).
Некоторые хвастуны (S-) не есть люди, являющиеся храбрыми
(М+).
|
- большая посылка.
- меньшая посылка.
|
| Некоторые хвастуны (S-) не есть люди, достойные славы
(Р+). |
- заключение. |
М - Р (тип А)
S - М (тип О)
S - Р (тип О)
Первая фигура
силлогизма. Вывод неверен, так, как нарушено, правило первой фигуры: меньшая
посылка должна быть утвердительной.
б) Запишем
данные посылки в стандартной форме:
Ни один
эгоист не есть человек, нравящийся окружающим.
Все
обязательные люди есть люди, нравящиеся окружающим.
|
Ни один эгоист (Р+) не есть человек, нравящийся
окружающим (М+).
Все обязательные люди (S+) есть люди, нравящиеся
окружающим (М-)
|
- большая посылка
- меньшая посылка
|
| Ни один обязательный человек (S+) не есть эгоист (Р+) |
- заключение |
Р - М (тип Е)
S - М (тип А)
S - Р (тип Е)
Вторая фигура
силлогизма, модус ЕАЕ, правильный. Все правила силлогизма выполняются. Вывод сделан,
верно.
Задача
№8.
Определить
логическую структуру следующих умозаключений.
Проверить
правильность вывода:
а) Ни один
ребенок не любит насилия.
Я тоже не
люблю насилия.
Я - ребенок.
б) Все
участники семинара по криминалистике - следователи.
Некоторые
участники семинара по криминалистике не работают в прокуратуре.
Некоторые
следователи не работают в прокуратуре.
Решение:
а) Запишем
данные умозаключения в стандартной форме:
Ни один ребенок
не есть человек, любящий насилие.
Все люди,
называющие себя «я», не есть люди, любящие насилия.
Все люди,
называющие себя «я», есть дети.
|
Ни один ребенок (Р) не есть человек, любящий насилие (М)
Все люди, называющие себя «я», (S) не есть люди, любящие
насилие (М)
|
- большая посылка
- меньшая посылка
|
| Все люди, называющие себя «я», (S) есть дети (Р) |
- заключение |
Р - М (тип Е)
S - М (тип Е)
S - Р (тип А)
Вывод
неверен, так как нарушено первое правило посылок: из двух отрицательных посылок
нельзя сделать никакого вывода.
б) Запишем
данные умозаключения в стандартной форме:
Все участники
семинара по криминалистике есть следователи.
Некоторые
участники семинара по криминалистике не есть люди, работающие в прокуратуре.
|
Все участники семинара по криминалистике (М) есть
следователи (Р)
Некоторые участники семинара по криминалистике (М) не
есть люди, работающие в прокуратуре (S)
|
- большая посылка
- меньшая посылка
|
| Некоторые следователи (Р) не есть люди, работающие в
прокуратуре (S) |
- заключение |
М - Р (тип А)
М - S (тип О)
Р - S (тип О)
Третья фигура
силлогизма. Вывод неверен, так, как нарушено, правило третьей фигуры: меньшая
посылка должна быть утвердительной.
Задача
№9
Установить
вид и структуру доказательства:
Представитель
обвинения так построил доказательство вины обвиняемой. Обвиняемый был на месте
преступления - в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви.
Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет
потерпевший примерно в то время, когда была совершена кража. Обвиняемый пытался
продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему. Из всего этого следует, что
обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры.
Решение:
По виду
прямое подтверждение.
Тезис:
Обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры (Т).
Аргументы:
1. Обвиняемый
был на месте преступления (А1). В квартире, где была совершена кража, имеются
следы его обуви; соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из
подъезда, в котором живет потерпевший примерно в то время, когда была совершена
кража.
2. Обвиняемый
пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему (А2).
Демонстрация:
(А1 А2) Т.