Контрольная работа: Жизнь и музыка И.С. Баха
Контрольная работа: Жизнь и музыка И.С. Баха
Башкирский
государственный педагогический университет
Жизнь и музыка И.С. Баха
Контрольная работа
Выполнила: студентка 3 курса
Кондратьева Е.Н.
Проверила: Левина И.Р.
Уфа
2010
Иоганн
Себастьян Бах
Иоганн
Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года. Бах принадлежал к разветвленному
немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении
трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах
Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра
на скрипке и клавесине). После смерти отца (мать умерла ранее) был взят в семью
старшего брата Иоганна Крис-тофа, служившего церковным органистом при
Санкт-Михаэлискирхе в Ордруфе. В 1700-03 гг. учился в школе церковных певчих в
Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с
творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К
этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для
органа и клавира.
Годы
странствий (1703-08)
После
окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и
оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре,
Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его
творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для
органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд
возлюбленного брата» (1704).
Веймарский
период (1708-17)
Получив в
1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в
Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в
котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе
многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья
до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20).
Используя традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства. В
Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм
Фридеман и Карл Филипп Эммануил.
Служба в
Кетене (1717-23)
В 1717 Бах
принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в
Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь,
просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не
мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три
сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло,
Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для
оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» —
24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие
преимущества темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого
шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного
клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. Но
безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя
четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене
Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св.
Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с
одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и
пение).
В Лейпциге
(1723-50)
Бах
становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным
составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к
исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать
и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно
попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от
творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал
великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка:
кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе
бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729),
десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»),
произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить
цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747
Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю
Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство
фуги» (1749-50) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.
Судьба
творческого наследия
В конце
1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря
зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.
Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар,
сведший его в могилу. Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа
из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он
прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила
затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время
строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение. Сложной оказалась и
судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после
смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный
интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило
исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф.
Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество»,
стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было
издано 46 томов).
Бах —
крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет
собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не
только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры,
стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим
композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового
времени.
Среди
продолжателей исканий Баха — его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от
первой жены – Марии Барбары Бах (1684 - 1720), и 13 от второй - Анны Магдалены
Вилькен (1701 - 1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей
стали композиторами. Кроме упомянутых выше — Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн
Кристоф (1732-95).
Вокальные
произведения
Кантаты. В
течение долгого периода своей жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы
руководил исполнением кантаты, тема которой выбиралась согласно лютеранскому
церковному календарю. Хотя Бах исполнял и кантаты других композиторов, в
Лейпциге он сочинил как минимум три полных годовых цикла кантат, по одной на
каждое воскресенье года и каждый церковный праздник. Кроме того, он сочинил
некоторое количество кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бахом было написано
более 300 кантат на духовную тематику, из которых только около 195 дожили до
наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментовке.
Некоторые из них написаны для одного голоса, некоторые — для хора; некоторые
требуют для исполнения большого оркестра, а некоторые — всего несколько
инструментов. Однако наиболее часто используемая модель такова: кантата
открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии
для солистов или дуэтов, а завершается всё хоралом. В качестве речитатива
обычно берутся те же слова из Библии, что читаются на этой неделе по
лютеранским канонам. Завершающий хорал часто предвосхищается хоральной
прелюдией в одной из средних частей, а также иногда входит во вступительную
часть в виде cantus firmus. Наиболее известными из духовных кантат Баха
являются «Christ lag in Todesbanden» (номер 4), «Ein' feste Burg» (номер 80),
«Wachet auf, ruft uns die Stimme» (номер 140) и «Herz und Mund und Tat und
Leben» (номер 147). Кроме того, Бах сочинил и некоторое количество светских
кантат, обычно приуроченных к каким-либо событиям, например, к свадьбе. Среди
самых известных светских кантат Баха — две Свадебных кантаты и шуточная
Кофейная кантата.
Пассионы,
или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) —
произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа,
предназначенные для исполнения на вечернях в страстную пятницу в церквях св.
Фомы и св. Николая. Пассионы являются одними из наиболее масштабных вокальных
произведений Баха. Известно, что Бах написал 4 или 5 пассионов, но только эти
два полностью дошли до наших дней.
Оратории и
магнификаты. Наиболее известна Рождественская оратория (1734) — цикл из 6
кантат для исполнения во время рождественского периода литургического года.
Пасхальная оратория (1734—1736) и магнификат представляют собой скорее обширные
и тщательно проработанные кантаты и имеют меньший размах, чем Рождественская
оратория или пассионы. Магнификат существует в двух версиях: изначальной
(ми-бемоль мажор, 1723) и более поздней и известной (ре мажор, 1730).
Мессы.
Наиболее известная и значимая месса Баха — месса си минор (закончена в 1749
году), представляющая собой полный цикл ординария. В эту мессу, как и во многие
другие произведения композитора, вошли переработанные ранние сочинения. Месса
никогда не исполнялась целиком при жизни Баха — впервые это произошло только в
XIX веке. Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за
длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4
коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как Sanctus и Kyrie.
Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180
хоралов, песни и арии.
Месса си
минор
Месса си
минор (Высокая месса) — месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна
Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической
литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были
написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г.
I. Kyrie
1.
Kyrie eleison — Господи, помилуй.
5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2.
Christe eleison — Христос, помилуй.
Дуэт (soprano I,II)
3.
Kyrie eleison — Господи, помилуй.
4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
II. Gloria
1.
Gloria in excelsis — Слава в Вышних Богу.
5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2.
Et in terra pax — И на земли мир.
5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
3.
Laudamus te — Хвалим Тебя. Ария
(soprano II)
4.
Gratias agimus tibi —
Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
5.
Domine Deus — Господа Бога. Дуэт
(soprano I, tenor) in G major
6.
Qui tollis peccata mundi — Взявшего
на себя грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
7.
Qui sedes ad dexteram Patris — Сидящего
одесную Отца. Ария (alto)
8.
Quoniam tu solus sanctus — Ибо Ты
Един Свят. Ария (bass)
9.
Cum Sancto Spiritu — Со Духом Святым.
5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
III. Credo
1.
Credo in unum Deum — Верую во Единого
Господа. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2.
Patrem omnipotentem — Отца
Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
3.
Et in unum Dominum — И во Единого Господа
(Иисуса Христа). Дуэт (soprano I, alto)
4.
Et incarnatus est — И воплотившегося. 5-голосный
хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
5.
Crucifixus — Распятого. 4-голосный хор
(Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
6.
Et resurrexit — И воскресшего.
5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
7.
Et in Spiritum Sanctum — И в Духа
Святаго. Ария (Bass)
8.
Confiteor — Исповедую. 5-голосный хор
(Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
9.
Et expecto — Чаю (воскресения
мертвых). 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
IV.
Sanctus, Hosanna, Benedictus и Agnus Dei
1.
Sanctus — Свят Господь Саваоф. 6-голосный
хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
2.
Hosanna — Осанна в Вышних.
8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
3.
Benedictus — Благословен. Ария (Tenor)
4.
Hosanna (da capo) — Осанна (окончание).
8-голосный (двойной) хор
5.
Agnus Dei — Агнец Божий. Ария (alto)
6.
Dona nobis pacem — Дай нам мир.
4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus
tibi» из «Gloria» Автограф первого листа
«Credo».
Описание
С самого
момента своего зарождения, со времен Средневековья месса – многоголосое
циклическое хоровое произведение на текст католической литургии – имела
универсальный, незыблемый вид – пятичастное строение. Мессы, и средневековые, и
более поздние, баховского времени, сочинялись композиторами на латинские
тексты, которые, в свою очередь, были незатейливыми. Их задача была предельно
проста – отразить главные помыслы души верующего человека.
К XIV веку
определились основные части мессы:
Часть
первая: «Господи, помилуй» – Кирие – мольба и просьбы о прощении.
Часть
вторая: «Слава» – Глориа – выражение восторга и ликования.
Часть
третья: «Верую» – Кредо – утверждение силы и твердости духа.
Часть
четвертая: «Свят» – Санктус – торжество и величие.
Часть
пятая: «Агнец Божий» – Agnus Dei – благодарение и умиление.
Бах начал
сочинять Мессу («Высокой» ее назвали потомки много лет спустя после смерти
автора) в 1733 и завершил в 1738 году.
Она состоит
из четырёх разделов. Первый, включающий части Kyrie и Gloria, обозначен Бахом
как собственно «месса». Два хора, разделяемые дуэтом для двух сопрано,
грандиозные и по протяженности звучания, и по составу исполнителей. Они
написаны всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe
eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно
музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! Здесь лирика,
мольба, драматичность, трагизм. Это ощущение усиливается тем, что Бах часто
передавал роль человеческого голоса инструментом. В ведении мелодии инструментальные
партии в этих случаях не уступают вокальным. Названия номеров Мессы и в
следующих частях служат лишь знаками, настраивающими на соответствующий «ключ
восприятия».
Следующая,
вторая, обширная часть Мессы — «Gloria» («Слава») – содержит восемь разнообразных
номеров: четыре хора, ария для альта (меццо-сопрано или контральто), дуэт
сопрано и тенора, арии альта и баса. Это как бы законченный концерт из восьми
номеров, развивающих жизнеутверждающую тему восхваления. Такова драматургия
мессы: скорбность в «Kyrie» и пафос ликования в «Gloria».
Завершается
эта часть Мессы могучим хором «Cum sancto spiritu» («Со святым духом»), он
предваряется артистической арией баса, сопровождаемой солирующей валторной и
двумя фаготами.
Второй
раздел – Credo, именуется «Никейский символ веры» – вершина Мессы. И может
быть, философская вершина всей музыки Баха. Это завершенная трагедия,
законченная по форме своей внутри самой монументальной Мессы.
В фуге
начального хора — тема символа веры.
Остальные
три части Мессы содержат лишь пять номеров. Триумфально-праздничный хор
«Sanctus» («Свят») — мажорная вершина Мессы. Предельно яркое выражение радости
хором и оркестром — в полную силу звучат духовые и дробь литавр. Хор «Osanna»
заключает развитие темы прославления.
С высот
одухотворенного восторга перед неохватным миром прекрасного Бах, не отходя от
канонического текста, возвращает нас в глубь человеческого сердца. Бах и поэт
жизни земли. Он вводит в мессу арию тенора в сопровождении скрипки и органа;
после этой лирической вставки сурово гремит хор, повторяющий с оркестром
«Осанну».
И последняя
часть. Самая глубокая ария Мессы: «Agnus Dei» («Агнец божий»). Ария альта со
скрипками и с поддерживающими их басовыми инструментами но поэтичности своей
может быть сравнима со знаменитой арией альта из «Страстей но Матфею». В ней
слышатся отзвуки трагедии, но захватывает нас власть духовной красоты. Именно
эта ария чаще всего исполняется в концертах как самостоятельное лирическое
произведение. Заключительный хор «Dona nobis pacem» («Дай нам мир») —
повторение одной из хоровых фуг второй части Мессы («Gratias»), но с другими
словами. Таким образом, и два номера заключительной части произведения снова
выделяют его драматическую основу: мотивы жалобы, мольбы, жертвенности звучат в
арии альта, и победные громкозвучные мотивы света, радости — в финальном хоре.
...Слушая
Мессу Баха, мы держим в руках программу с указанием частей ее, а то и с кратким
пояснением всех номеров произведения. Музыковеды помогают проследить
чередование драматических и лирических эпизодов, смену разных музыкальных
структур.
Для своих
месс Иоганн Себастьян заимствовал музыку из своих духовных и светских кантат.
Полностью
эту мессу Бах никогда не исполнял. Лишь первые части ее звучали в лейпцигских
храмах.
Впервые
полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после
его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном
своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное
произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется
воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме
даже такого музыкального города, как Дрезден.
Список
используемой литературы
1.
И.Н. Форкель. О жизни, искусстве и произведениях И.-С. Баха, глава
II
2.
М.С. Друскин. Иоганн Себастьян Бах — стр. 51
3.
А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах — глава 8