Курсовая работа: Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
Курсовая работа: Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
Государственное Образовательное
Учреждение
Высшего Профессионального
Образования
Ижевский Государственный
Технический Университет
Кафедра «Тепловые двигатели и
установки»
Отчет по домашнему
заданию
курса «Устройство и
проектирование ЛА»
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА С
ЖРД,
АНАЛОГ РАКЕТЫ Р-5
Проверил
Ст. преподаватель Лошкарев А.Н.
Выполнил
Студент гр.5-57-2 Буторин А.В
2009
Содержание
Введение
1.
Краткие
теоретические сведения о Р-5
2.
Термодинамический
расчет
3.
Профилирование
камеры сгорания и сопла
4.
Определение
полиномов {RaTa},
{Wa} и {na}
от α
Заключение
Литература
Введение
Домашнее задание по
курсу «Устройство и проектирование ЛА» является следующим этапом в
конструировании летательного аппарата, начатом в курсовом проекте по дисциплине
«Механика полета» в 4 семестре. Все расчеты в домашнем задании ведутся для
жидкостного двигателя.
Исходными данными для
домашнего задания являются характеристики прототипа летательного аппарата:
компоненты топлива, тяга двигателя и давление в камере сгорания.
По доступной литературе
и в соответствии с результатами, полученными на предыдущем этапе
конструирования разрабатывается общий вид летательного аппарата
1)
Провести термодинамический расчет.
2)
Профилирование камеры сгорания и сопла.
3)
Построить график изменения газодинамических характеристик потока: скорости W,
давления p и температуры T по длине сопла.
1.Краткие теоретические сведения о
Р-5
В конструкции ракеты Р-5 впервые оба
топливных бака были сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а
также расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода во время
нахождения ракеты на стартовом устройстве и на участке выведения не столь
значительны, как представлялось ранее, и что при соответствующей подпитке
кислородного бака на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем
такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих жидкий
кислород в качестве одного из компонентов топлива.
На ракете Р-5 установили специальный
насадок на сопло двигателя, что позволило увеличить дальность полета до 1200
км, а также исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы
управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов и
интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым продолжением
хвостового отсека, а чувствительные элементы размещались, во избежание влияния
вибраций, подальше от двигателя, в межбаковом пространстве на специальных
кронштейнах. Впервые, наряду с автономной системой управления, стали
использовать системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и
аварийного выключения двигателя. В конструкции баков были предусмотрены
специальные воронкогасители, уменьшающие остатки незабора компонентов топлива.
2.Термодинамический
расчет
Термодинамический
расчет рекомендуется проводить по справочнику «Термодинамические и
теплофизические свойства продуктов сгорания ». Топливная пара керосин –
кислород рассматривается во 2 томе указанного справочника. Для дальнейших
расчетов определяю давление в камере сгорания– зная камерное давление двигателя
прототипа, в Р-5 оно равно рк= 25 атм ,нужно принять ближайшее ему
давление, имеющееся в справочнике, ему соответствует величина 5000 кПа = 50атм.
Это давление и будет расчетным, т.е рк = 5000 кПа. Далее
строим зависимости произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла
RaTa,
скорости продуктов сгорания на срезе сопла Wa
и коэффициента изэнтропы на срезе сопла na
от коэффициента избытка окислителя αок,
имея в виду, что газовая постоянная на срезе сопла равна отношению
универсальной газовой постоянной к молекулярному весу продуктов сгорания на срезе
сопла. За срез сопла следует принять столбец таблицы, давление в котором равно
50 кПа, или 0.5 атм.
α ок |
na |
Ta |
Wa |
μ
a |
Ra,Ra=R/μ
a |
RT |
0,4 |
1,231 |
962,2 |
2498 |
17,84 |
466,031 |
448412 |
0,5 |
1,229 |
1326 |
2625 |
19,11 |
435,06 |
500931 |
0,6 |
1,208 |
1548 |
2929 |
21,52 |
386,338 |
598052 |
0,7 |
1,165 |
1964 |
3009 |
23,92 |
347,575 |
682638 |
0,8 |
1,129 |
2362 |
3020 |
26,18 |
317,57 |
750100 |
0,9 |
1,115 |
2537 |
2983 |
27,73 |
299,819 |
760640 |
1 |
1,112 |
2555 |
2933 |
28,71 |
289,585 |
739890 |
1,1 |
1,112 |
2528 |
2883 |
29,44 |
282,404 |
713921 |
1,2 |
1,114 |
2481 |
2834 |
30,01 |
277,04 |
687341 |
1,5 |
1,124 |
2267 |
2701 |
31,04 |
267,847 |
607212 |
2 |
1,157 |
1818 |
2502 |
31,50 |
263,936 |
479836 |



Построив указанную
зависимость, можно определить расчетное значение рабочего коэффициента избытка
окислителя αр.
Максимумы функций RaTa
= f(αок) и Wa=
f(αок), как правило,
не совпадают, поэтому теоретический рабочий коэффициент избытка окислителя
определяется, как средний между максимумами указанных функций.
В зависимостях,
построенных в данной работе, αр = 0,8. Таким образом,
однозначно определим все прочие газодинамические характеристики продуктов
сгорания в камере и по соплу (соответствующую страницу из справочника
«Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания»
3.Профилирование камеры
сгорания и сопла
Исходные данные:
Тяга ракетного
двигателя P=440 кН
Давление на срезе сопла
pa=50кПа
Давление за срезом
сопла ph=100кПа
Газовая постоянная на
срезе сопла Ra=317
Температура на срезе
сопла Ta=2362
К
Скорость продуктов
сгорания на срезе сопла Wa=3020
м/с
Газовая постоянная в
критическом сечении сопла Rkp=
343.837
Температура в критическом
сечении сопла Tkp=3463
К
Скорость продуктов
сгорания в критическом сечении сопла Wkp=1159м/с
Давление в критическом
сечении сопла pkp=2894
кПа

- определяется расход
топлива через камеру сгорания

Определение площадь
критического сечения:

Определение радиуса
критического сечения:

Определение объем
камеры сгорания исходя из приведенной длины камеры сгорания:


Определение площади
поперечного сечения камеры сгорания:

Определение длины
цилиндрической части камеры сгорания:

Определение радиуса
поперечного сечения камеры сгорания rк

Определение профиля
входной части сопла
Определение диаметра
среза сопла Da
Определение угла на
выходе из сопла βа
βа=11о=0,192rad
Определение угла на
входе в сопло βm
и длины сопла Lc
с
использованием монограмм:



Определение зависимости
Ts, Ws, ps по длине сопла(Ls):
Ts
|
Ws
|
ps
|
Ls
|
3463 |
1159 |
2362 |
0 |
2974 |
2267 |
2558 |
0.207 |
2558 |
2834 |
2974 |
0.379 |
2362 |
3020 |
3463 |
1.014 |

4. Определение
полиномов {RaTa},
{Wa}
и {na}
от α
Для аппроксимации
графиков R·T=RT(
), W=W(
), n=n(
) полиномом
второй степени нужно решить следующую систему уравнений:

где правая часть –
искомый полином, а левая – значение функции, которую аппроксимирует данный
полином. Требуется найти коэффициенты полиномов.
Запишем систему уравнений
в матричном виде



Тут
матрицы-столбцы a, b
и c – неизвестные коэффициенты
полинома, а квадратная матрица
-
матрица, содержащая значения расчётного коэффициента избытка окислителя и двух
соседних, которые есть в таблицах справочника [1].



Задачу
решаем с использованием MathCad

Результатом
работы которой станут матрицы-столбцы искомых коэффициентов:

Получаем систему аппроксимирующих полиномов для
заданных функций
-3271800∙ +6649880∙α+2006060=RT
|
Заключение
В результате выполнения
домашнего задания был произведен термодинамический расчет, в результате
которого определили расчетные значения давления в камере сгорания и
коэффициенты избытка окислителя , было провидено профилирование камеры
сгорания, определили полиномы аппроксимацией графиков зависимостей произведения
газовой постоянной и температуры на срезе сопла RaTa,
скорости продуктов сгорания на срезе сопла Wa
и коэффициента изэнтропы на срезе сопла na
от коэффициента избытка окислителя άок, построение
теоретического профиля камеры сгорания, чертеж конструктивно-компоновочной
схемы ракеты.
Список
используемых источников
1
Газодинамические и теплофизические свойства
продуктов сгорания /под ред. В.П. Глушко. – М.: изд-во Академии Наук СССР.
2
Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели. –
М.: Машиностроение, 1968.- 396 с.
3
Новиков В.Н. и др. Основы устройства и конструирования
летательных аппаратов. – М.: Машиностроение, 1991. – 368 с.