Курсовая работа: Библиотека и семья
Курсовая работа: Библиотека и семья
Орловский колледж искусств
Библиотека
и семья
Курсовая
работа
Студентки III-го курса
Библиотечного
факультета
Щербаковой
Н.Л.
По предмету
«Библиотековедение».
Специальность:
«Библиотечное
дело».
Преподаватель:
Кондрашова
Г.С.
Орел
– 2003
ПЛАН
I.
Введение.
II.
Библиотека и
семья.
III.
Библиотека и семейное
чтение; задачи и проблемы, перспективы.
IV.
Библиотечное
обслуживание детей:
1) Задачи детской библиотеки в
формировании духовного развития юной личности.
2) О роли семейного чтения в развитии
ребенка.
3) Формы библиотечного обслуживания
детей: особенности библиотечного обслуживания детей разного возраста.
4) Морально-эстетические аспекты
библиотечного обслуживания юного читателя.
V.
Заключение.
VI.
Список
литературы.
I.
Введение
Цель этой курсовой
работы, значение детской библиотеки в семейном воспитании.
Информационная
потребность ребенка в результате освоения правильно скорректированных
дошкольных и школьных программ должны провести его в юношеском возрасте к
самостоятельному получению информации. Своеобразным местом обучения может и
должна стать детская библиотека. В детской библиотеке ребенок получает доступ
не только к информации. Но и к культурным ценностям. Синтезом которого является
книга. Пользовательские навыки формируемые в школе и дома, не должны отторгать
ребенка от основной цели обращения к фондам библиотек – творческого проявления
личности. Технологические составляющие информационно-поискового пространства,
компьютерная грамотность и уровень осознания читателем своих потребностей
является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Для
подготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональной
библиотечной печати за последнее десятилетие XX века и первые годы XXI века (1990 – 2002 гг.). рассматривались публикации из
журналов “Библиотека”, “Библиотековедение”. Весь материал курсовой работы изложен в соответствии с
учебным пособием «Библиотека и юный читатель».
II.
Библиотека и
семья
Важный фактор,
влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству
чтением детей. – ее содружество, контакты с семьей читателя.
В семье формируется
личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности. в
том числе и к чтению. Во многих семьях имеются книги и периодика для детей.
Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает
информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители
являются авторитетом для детей в выборе книг. в оценке прочитанного. Но
родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит в тому,
что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства,
без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В
результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей в вопросах
детского чтения не зависит, как правило. Т профессии и возраста родителей,
культурно бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие слабой пропаганды
среди родителей детской литературы.
Основой работы библиотеки
с родителями юных читателей являются изучение поли семьи в чтении детей. Для
этого библиотекари приглашают родителей посетить детскую библиотеку, беседуют с
ними о детском чтении, его особенностях, бывают на родительских собраниях в
школах микрорайона, просят их ответить устно или письменно на такие вопросы: «Есть
ли у ребенка личная библиотека? Сколько в ней книг? какие газеты и журналы
выписываются для детей? Какие положительные качества развивает у ребенка
чтение?».
Подобные же вопросы,
по-другому сформулированные. Могут быть заданы и самим читателем. Из ответов
видно, что есть родители, владеющие определенными знаниями и опытом руководства
чтением детей, и родители, испытывающие трудности в этом. Недооценивающие роль
книги и библиотеки в формировании личности ребенка. Ответы помогут увидеть роль
семьи и руководстве чтением детей и определить пути работы с родителями в
условиях библиотеки.
Библиотекарю следует
знакомить родителей с лучшей детской литературой, основами педагогики детского
чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Важно привлечь родителей к
активному сотрудничеству с библиотекой в руководстве чтением их детей,
формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестись
дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или
подросток пользуется библиотекой.
Формы этой работы могут
быть самыми разнообразными от массовой до индивидуальной. Целесообразно и
сотрудничество с библиотекой для взрослых, в которой читают сами родители.
Списки лучших книг для каждой возрастной группы читателей-детей под общим
заглавием «Лучшие книги – вашему ребенку».
Некоторые библиотеки
проводят специальные «Дни родителей» в программе которых – экскурсии по
библиотеке, обзоры детских книг и литературы о руководстве детским чтением,
беседы о путях взаимосвязи библиотеки и семьи, выступлением отдельных родителей
о том. Как они руководят чтением своих детей. а также «час» вопросов и ответов.
Обмен опытом и ответы на вопросы могут быть предусмотрены и на классных
собраниях родителей в школе. Возможны организованные совместно со школой специальные
конференции на тему «Ребенок и книга». В отдельных библиотеках для родителей
издаются специальные памятки о том, как руководить чтением детей. Массовая
работа с родителями должна сочетаться и индивидуальной, консультативной
работой. Индивидуальные беседы возможны, когда родители приходят вместе с
ребенком, записываются в библиотеку или менять книги.
Во время последующих
посещений библиотеки родителями библиотекарь просматривает вместе с ними
формуляр читателя. записи бесед с ним, выясняет, что читает ребенок дома,
рекомендует книги, расширяющие его кругозор, отвечает на вопросы родителей.
Таких вопросов бывает много.
Рекомендуется приглашать
родителей и на массовые мероприятия, в которых участвует их ребенок (обсуждение
книги, «защита» читательского формуляра, утренник и др.).
Важно рассказать
родителям о тех формах работы с книгой, которые могут быть использованы в
семье, например, чтение вслух, беседа и т.д.
Может быть, для отдельных
родителей следует составить индивидуальный план чтения или включить в их план
чтения литературу о детских книгах, творчестве детских писателей, педагогике
детского чтения.
Нужно всемирно привлекать
родителей к участию в работе детской библиотеки. Один, например, может
выступить с сообщением на занятии кружка, другой – в клубе интересных встреч,
третий – дать профессиональный совет. Такое сотрудничество полезно не только
библиотеке, т.к. содействует повышению качества ее работы с читателями, но оно
полагает также повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки
в семье.
III.
Библиотека и
семейное чтение; задачи, проблемы, перспективы.
В XX веке литература, книжная культура
для детства и отрочества перестает быть достоянием только тех народов и стран,
чьи книжные традиции уходят в XIX
в,, XVII, XVIII века и глубже. Детская литература, как явление национальной
культуры начинает развиваться и у тех народов, где таких глубоких традиций не
было. На территории России это имеет место.
Сегодня чтение молодого
поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным
социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом
это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие
книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение
во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого
периода жизни, как детство и отрочество.
Это получило
документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.
Забота государства,
стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее
десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.
Не смотря на то, что в
нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое
средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся
личность юного читателя не оспоримо.
Человек – самоценная
личность и частица мира, у которой свои неповторимые генетические корни.
Поэтому сравнивать и противопоставлять – дело не продуктивное.
Традиции просветительской
культуры России категоричны в своем стремлении к духовности, «Идеологическое»
направление детской литературы и педагогики детского чтения, источник
оригинальной книжной культуры, теории и педагогики детского чтения, в том числе
и собственных, приближенных к аудитории детства и отрочества людей ее
библиотечного обслуживания, опосредственного и непосредственного влияния на
организацию чтения.
Те, кто сегодня
профессионально работает в области детского чтения, продвижения детской книги к
читателю, не зависимо от территории и языка на котором говорят. Сталкиваются со
множеством схожих проблем, таких как , например, особенности чтения
подрастающего поколения в многонациональных обществах. Ребенок, где бы он ни
был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во
многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное
занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.
В детской библиотеке
ребенок получает доступ к информации, но и к культурным ценностям, синтезом
которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской
библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на
педагогические и образовательные цели. Мы должны уберечь душу ребенка от
технократического восприятия жизни.
Конечно, подрастающее
поколение должно уметь пользоваться вычислительной техникой, но при этом из его
досуговых интересов не должны уйти книга и искусство. С внедрением
автоматизированных технологий у библиотек возникает множество проблем. Они
косаются с внутри библиотечных процессов, и повышения квалификации сотрудников.
Однако, целый ворох проблем приносят и читателям, которые сегодня учатся
общаться с компьютером раньше, чем читать книги. Отрадно, что детские
библиотеки сегодня активно участвуют в процессе вхождения в мировое
информационное пространство.
Сегодня детские
библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков
и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой
самореализации ребенка.
Детская библиотека – социальный
институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить
соблюдение прав ребенка. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчас
значительные трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяют
читателей..
Проблема комплектования,
а главное финансирование – самая серьезная.
Разрушена система
информации о новинках издательств, система доставки литературы в регионы.
Многие детские и школьные
библиотеки стали решать эти проблемы сами, организуя альтернативное
комплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямые
договоры с ними. Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладении
способами поиска, переработки и усвоения деловой информации в организации
процессов самообразования, человек получает доступ к культуре отнюдь не тогда,
когда его обязывают прочитать или запомнить огромное количество материала.
Человек должен жить в культуре, мыслить, оценивать ситуацию, делать выбор, а
истина – это доступ к фактам и источникам.
Думается, что в
библиотеках России, работающих с детьми, сосредоточен мощный интеллектуальный и
культурный потенциал, достаточный для того, чтобы решать все проблемы
превращающие их в незаметных помощников воспитания нового поколения.
IV.
Библиотечное
обслуживание детей
1) Задачи детской библиотеки в
формировании духовного развития юной личности.
2) О роли семейного чтения в развитии
ребенка.
3) Формы библиотечного обслуживания
детей; особенности библиотечного обслуживания детей разного возраста.
4) Морально эстетические аспекты библиотечного
обслуживания юного читателя.
Развитие библиотеки,
как центра «обережения» детства – одна из современных культурно эстетических
концепций ее миссии. Актуальная потребность детства – творчество.
Изучая проблему
самореализации библиотеки в этом процессе, нельзя не согласиться с мнением
специалистов, что «будет преступно, если мы оторвем творческое становление
человека от его становления духовного, оторвем творчество от человечности.
Внося свой вклад в
решение данной проблемы, библиотека поддерживает следующие идеи. Детская
библиотека – социальный институт воспитания и духовного развития личности,
который обязан обеспечивать соблюдение прав ребенка.
На творчество, т.е.
на свободное личное проявление и на внимание к нему, на показ результатов этой
деятельности. На творческое развитие, т.е. на помощь и позитивное воздействие
извне; на личное владение результатами своего труда.
Рядовая функция
детской библиотеки – способствовать читательскому развитию, оно
рассматривается, как особый вид творчества.
«Детская библиотека –
литературно-эстетический центр», издано методическое пособие в помощь
читательскому развитию детей и подростков. Накопленный детскими библиотеками
опыт требовал осмысления и применения оптимальных людей деятельности по
развитию способностей детей. С этой целью была проведена областная творческая
лаборатория «Детская библиотека и детское творчество».
У читателе, чьи
родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители
не подают в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми – это сближает
их. А также помогает малышу лучше усвоить их содержание. А поскольку из разных
видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в
эмоциональном общении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями
опыта человечества, чтения-слушания художественных произведений является
начальным этапом приобщения ребенка к чтению вообще.
Ребенок неосознанно
переживает воздействие произведения, он накапливает опыт такого переживания,
когда не способен воспринимать еще смысл текста, не способен воспринимать его
без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и
проводником в общении дошкольника с автором произведения.
После освоения
ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом
произведения начинает принимать диалоговый характер.
Главная задача
библиотек научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.
Сейчас, когда наши дети
читают все меньше и меньше необходимо искать новые методы привлечения молодежи
в библиотеки.
Самый простой из них
– наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость
общения с книгой дома, в школе, в библиотеке.
Библиотека – это
прежде всего мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с семьей.
Безусловно
справедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге,
которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуре общения, являлась
носителем нравственных, духовных ценностей.
В нашей жизни, когда надо
думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских семей, к
сожалению, меньше уделяют внимание детям. Появилась реальная опасность в борьбе
с житейскими трудностями не совсем потерять наших детей и «спасательным кругом»
в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся с
подрастающим поколением. В их числе – библиотеки, которые, как и прежде
открывают двери всем желающим. Именно при библиотеках вновь начали возрождаться
кружки, помогающие детям с толком провести свободное время. Известно, что мир
для ребенка начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению
зарождается здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак
того, ч о в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства.
Важно не расширять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она
передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
Работа с семьей, родителями в детских библиотеках предоставлена программа
семейных чтений. А также разработанные библиографами пособия по семейному
чтению. «Читаем всей семьей» (для детей и родителей 5 –6 лет) и «Для
талантливых детей и заботливых родителей» (Здесь представлены книги, которые
помогают интересно и разумно проводить с детьми свободное время, научить играть
и ними, вместе мастерить, готовить, общаться. Традиционно в детских библиотеках
организуются выставки: «Что читать вашему ребенку», «Читаем вместе», «Семейное
чтение», «Семейное творчество», «Дом – улыбка вашей семьи», «Тепло семейного
очага», «Любимая книга вашей семьи».
Библиотеки посещают
разные семьи, многодетные, имеющие детей инвалидов, среди них есть и одаренные
дети… Дайджест «Эти трудные – одаренные дети», составленные и оформленный
библиографами, очень кстаит пришелся родителям, имеющим талантливых детей. В
детских библиотеках особое внимание обратили на семьи, где есть будущие
школьники, чтоб помочь родителям лучше подготовить ребенка к школе,
организовали «Школу первоклассника».
Требования сегодняшнего
дня сближают библиотекаря с медицинскими учреждениями, определяя направления
работы с инвалидами, библиотекари прежде всего изучают социальное положение
семей, в которых воспитываются такие дети. Во многих библиотеках, тех юных
читателей, кто не может сам приходить в библиотеку, обслуживают на дому. Эта
деятельность не носит разового характера. а ведется целенаправленно и
систематически. Подбираются приемлемые задания, соответствующие умственным
способностям и физическим возможностям каждого юного читателя, отбирается
лучшая и красочно оформленная литература, рассылаются приглашения на самые
интересные мероприятия. Таким образом детские библиотеки, помимо своих задач
выполняют реабилитационные и благотворительные функции.
Действительно, семья –
это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и
читательской. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры
молодым поколениям зависит от того, какие образцы читательского поведения
предлагают им взрослые – их родители. Как правило, почти в каждой семье есть
библиотека. На Руси издревле считалось: «В без книги, как без окон – темно». И
приобщение ребенка к чтению начинается именно с личной библиотеки. Рекомендации
молодым, как правильно ее формировать, бывают нужны и полезны. В каждом
возрасте свой круг чтения, и очень важно, чтобы в домашней коллекции имелись
книги по душе каждому члену семьи. Поэтому в детских библиотеках в рамках
библиотечной программы «Информкультура школьнику» имеется и раздел «Свет дома
твоего», где речь идет о создании наших библиотек. О совместной организации с
детьми и их родителями своей домашней библиотеки и ее личного оформления.
Дошкольный возраст – это период жизни человека, важный во всех отношениях. Ученые
считают, что именно в эти годы – человек способен усвоить по объему столько же
информации, сколько потом за все отпущенное ему судьбою время. И естественно
библиотекарей волнует вопрос: Какую помощь мы можем оказать малышам и их
родителям в таком стремительном духовном развитии.
Дошкольники – вообще
читатели. Каждая детская библиотека старается выделить для них свое, особое
место. Главная трудность, с которой сталкиваются библиотекари – это отсутствие
книжных фондов для детей до 3-х лет. Чтобы решить эту проблему, начали
комплектование специализированного фонда развивающих настольных книг и
книг-игрушек.
Библиотекари предлагают
родителям маленьких читателей возможность выбора: настольные игры и
книжки-игрушки.
Современных детей
окружает множество игр, библиотекари помогают выбрать родителям самые полезные.
Одной из новых форм работы стало создание обучающих и развивающих циклов и
курсов с целью подготовить детей к школе. Особое внимание в работе с
дошкольниками уделяется тем, кто готовится на следующий год стать
первоклассником. Работая с дошкольниками, библиотекари сталкиваются с тем, что
родители зачастую не осознают необходимости записывать свое чадо в библиотеку.
Поэтому вся деятельность направлена на то, чтобы в общественном сознании
укоренился взгляд на детскую библиотеку, как на серьезную школу раннего
развития.
Детская библиотека –
специализированное информационное, культурное, образовательное учреждение,
располагающее организованным фондом тиражированных документов для детей и
подростков, а также литературой по вопросам детского чтения. По сути детская
библиотека – педагогическое учреждение, основная цель которого создание
максимума условий для комфортного развития личности. Открытие природы детства в
детской жизни для успеха воспитания возможна только при том условии, если
библиотекарь станет носителем идеи ребенка в обществе. Взаимодействие с
ребенком и книгой, детский библиотекарь отчетливо обнаруживает профессиональные
и личностные представления о смысле своего труда. Библиотекарь – руководитель чтения,
общается не только с юными читателями, но и педагогами, воспитателями школ.
Знание детской литературы
– это значит развивать коммуникативный талант библиотекаря, потому что
правдивое художественное произведение ключ к познанию, возрастному психологическому
пониманию, мотиворованности тех или иных поступков, характеризующих героя книги
и, следовательно наличествующую в реальности жизни. знание литературы помогает
прогнозировать возможные реакции детей и одновременно учитывать в работе с ними
то углубленное, сокровенное, что отличает возраст в целом и каждого читателя в
отдельности. Знание детской литературы, круг чтения придает библиотекарю
профессиональную уникальность. Любовь к детям, готовность принять их такими
какие они есть – сердцевина рассматриваемой профессиограммы.
Любовь – человеческое
свойство, которое не поддается теоретическому анализу. Любовь к детям, к своему
делу – одно из определяющих источников, желание работать не устанно, творить,
открывать.
Без любви к детям едва ли
можно близко к сердцу принимать детские боли, заботы, победы, увлечения,
большие или маленькие непослушания.
V.
Заключение
Главная цель
библиотечного обслуживания детей во всем мире определяется прежде всего
интересами самого ребенка в этом столетии, которое называют веком детей. В чем
нуждаются дети? И как библиотеки и библиотекари могут помочь им в
удовлетворении потребностей, необходимых для адаптации к жизни в обществе.
Более того, по оценке многих педагогов-исследователей, детская библиотека –
именно та среда, в которой наиболее неформально удовлетворяется потребность
детей в общении. В сохранении субкультуры детства, в приобщении к культуре, к
чтению. Поэтому библиотекарь должен быть в душе и художником, и поэтом, и
педагогом, и психологом. Личность библиотекаря, его профессиональные качества
важнейший залог того, как в последствии ребенок будет относиться к библиотеки и
к чтению.
Известно, что мир ребенка
начинается с семьи: первые шаги, слова, книжки и привычка к чтению зарождается
здесь же. Хорошая книга в руках родителей и их чада – добрый знак того, что в
этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство. Важно не
растерять эту связь семьи и книги, а укрепить ее так, чтобы она передавалась из
поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
VI.
Список литературы
1)
Федоренко В.
книгоношество на новый лад //Библиотека. – 1997. - № 2. – С. 41 – 45.
2)
Нагарова Н. Новый
взгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 34 – 35.
3)
Самохина, Е.
Человек дни откровения //библиотека. – 1997. - № 6. – С. 38 – 40.
4)
Аусенко Е. Талант
быть собеседником //Библиотека. – 1997. - № 12. – С. 24 – 25.
5)
Семенова А.
Удивись сам и удиви других //Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 60 – 62.
6)
Гришина Т. Новые
формы обслуживания //Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 60 – 62.
7)
Алтухова Г.
Кодекс этики //Библиотека. – 1997. – № 5. – С. 28 – 29.
8)
Иванова А. Еще
раз о кодексе //Библиотека. – 1998. - № 9. – С. 57.
9)
Олейников А. Не
ребенок, но еще и не взрослый //Библиотека. – 1999. - № 10. – С. 42 – 43.
10)
Абуткина Е.
Библиотека + семья = ? //Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 35 – 38.
11)
Сокольская Л.
Помогите мальчику //Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 48 – 53.
12)
Алтухова Г. Речь
как инструмент профессии //Библиотека. – 2000. - № 5. – С. 65 – 67.
13)
Метод.
рекомендации. – Орловская областная библиотека. – метод. и библиотечный отдел –
1995. – С. 1 – 10.
14)
Метод.
рекомендации. – Орловская дет. биб-ка. – метод. реком. – 1995. – С. 1 – 10.
15)
Жаркова Л.
Голубева С. Детская библиотека сегодня //Библиотековедение. – 1995. - № 7. – С.
115 – 116.
16)
Румянцева Г.
Научись понимать //Библиотека. – 1999. - № 6. – С. 60.
17)
Библиотека и юный
читатель. – 1995. – С. 72 – 75.
18)
Орлова С.
Библиотека и семейное чтение //библиотека. – 1999. - № 10. – С. 47.
19)
Буничева А.
Общественный институт развития детского творчества //Библиотека. – 2002. - № 1.
– С. 69 – 72.