Курсовая работа: Герои и антигерои в русских волшебных сказках
Курсовая работа: Герои и антигерои в русских волшебных сказках
Содержание
Введение
1. Художественные
приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную
характеристику
2. Герои и
антигерои в русских волшебных сказках
2.1. Герои и
антигерои в сказках о господах
2.2. Герои и
антигерои в сказках о служителях культа
2.3. Примеры
типичных новеллистических сказок
Заключение
Литература
Введение
Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к
сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало,
выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой
человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его жизнью.
Волшебные сказки по своему сюжетному составу
сложный жанр. Они включают в себя и героические сказки о борьбе со змеями,
Кащеем Бессмертным, и сюжеты о поисках диковинок — златорогого оленя,
жар-птицы, и повествование о мачехе и падчерице, и многие другие.
Отметим, что художественные образы волшебной
сказки представляют единую художественную систему, выражающую народные
этические и эстетические представления. Каждый из традиционных образов имеет
свою постоянную характеристику и действует в сказке согласно своей эстетической
функции.
Цель: Охарактеризовать традиционные образы героев
и антигероев в русских волшебных сказках.
В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям
персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц:
вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его), даритель
(передает герою волшебное средство), помощник (перемещает героя, помогает ему в
борьбе с вредителем), царица (искомый персонаж), отправитель (отсылает героя),
герой, ложный герой.
Задачи:
- дать анализ основным художественным приемам, с
помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику;
- исследовать разновидности волшебных русских
сказок, отображающих образ героев и антигероев.
1. Художественные приемы, с помощью которых
центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц
приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к
единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не
соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются
различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с
ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя - бабушка-задворенка, чудесные
птицы и т. д. В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них
фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей
Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин - как правило,
мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга — «костяная нога, сама на
ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый». Это Змей
Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может
быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Эти чудовища несут гибель
людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало
воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха,
это старшие братья героя и т. д.
Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на
смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович.
Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на
помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в
трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный
моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от
Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил
Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить
к нему на могилу.
Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем
в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших,
хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.
При всем сюжетном различии волшебные сказки
обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой
соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от
завязки через развитие действия — к кульминации, ведущей к развязке. Действие
сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет
последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который
передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич
побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает
ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь,
облик красавицы царицы, Кульминационный, или, иначе, центральный, мотив
специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т. е. подменяться
сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.
Конфликтность, выражающаяся в резком
противопоставлении основных действующих лиц, непременное условие сюжетного
действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными
мотивировками, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание
получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего герою (его семье
или людям вообще) какой-то вред, например уничтожение посева, похищение царевны
и т. п. Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич
побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В
зависимости от направленности сюжета мотивировки могут получать героическую,
бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста,
но эта простота — ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в
процессе ее бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке и он награждает ее,
дочери мачехи грубят Морозке и погибают.
При учете сюжетных - различий, авторских
интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических
образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет
идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные
представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы
сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя
становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев
раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы
психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную
жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и
неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке
мы уже находим наметки изображения личности.
И все же говорить об индивидуализации образов
можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного
сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об
изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел
воплощение в разных типах героев — мужских и женских образах.
Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван
допускает любые замены — Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и
другие.
В начале сказки он называется среди прочих
действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» — таково типичное начало
большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных
персонажей, сказка вводит ряд традиционных положений и ситуаций, связанных
только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не
доверяют. Определение «младший» может быть не только
возрастным, но и социальным: Иван-дурак презираем
старшими братьями, его лишают наследства, Иван крестьянский сын, как младший,
противопоставляется царским сыновьям.
Не редко героя отличает чудесное рождение: царица
съедает горошину, выпивает воды из колодца или ручья - у нее рождаются
сыновья-близнецы. Иван Медведко родится от брака человека и медведя, чудесную
рыбу съедают царица, служанка и корова, у каждой из них рождается сын, но сын
коровы (Иван Быкович) проявляет в будущем черты героя.
Эти мотивы, начинающие сказку, в силу своей
традиционности, являются как бы сигнальными ситуациями, которые обращают
внимание слушателей на героя и соответственно определяют отношение к другим
персонажам. Такая предвзятость усиливает эмоциональное восприятие.
В большинстве волшебных сказок герой в отличие от
других персонажей наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается
уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за
руку схватит — рука прочь, кого за ногу схватит — нога прочь». Ему по силе лишь
чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный
двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в
двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»):
«...Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь,
галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал»
Следует отметить, что любое качество героя сказка
дает не как щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и
кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года
кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение
долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от
стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть
события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке
о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери,
побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или
переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю
куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены.
Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и
несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные
предметы, невесту.
Особую убедительность правильным поступкам
придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать
богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался,
отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает
нужный совет.
Личность героя проявляется в поступках, в его
реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой)
служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека,
правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в
обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами:
шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским
конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня,
как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.
Волшебная сказка знает два основных типа героев:
Ивана-царевича — героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей
Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок
«Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др.
Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую
обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть
общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям
свет, который проглотил змей, избавить от
чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и
здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее
детей.
Раскрывая образы своих героев, сказка передает
народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и
верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных
противопоставлений. Антитеза — это художественный прием, с
помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику.
Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение,
так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных
принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания
сказок.
Основным типам героев — активному (Иван-царевич)
и пассивному (Иван-дурак, падчерица) — соответствуют и типы противников.
Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного»
царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства — царь,
царевна, братья и пр.
Чудовищные противники — персонажи героических
сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно
изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей,
сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с
ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и
разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней
противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.
Антагонистические отношения героя и его
противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем
сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это
различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом
обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща
конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда
различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с
ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание,
что за одним именем могут скрываться различные персонажи.
Таким образом, помимо основных действующих лиц -
героя и его противника - в сказке немало и других персонажей, каждому из
которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно
многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных
помощников. Это персонажи только волшебной сказки.
- В волшебных сказках домашние и дикие животные
всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка
выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и. собака возвращают похищенное
царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или
разделаться с колдуном - любовником сестры.
- Издавна, желая избавить себя от болезней и
случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное
воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество
самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож
и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она
своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных
предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает
опасности. Чудесные предметы в сказке - это, как правило, внешне обычные
бытовые предметы - гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии:
скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень
превращается в непроходимый лес.
2. Герои и антигерои в русских волшебных сказках
2.1. Герои и антигерои в сказках о господах
Для сказок о господах в большей
степени, чем для других бытовых сказок, характерны необычные положения и
ситуации («алогизм обычного»):
«Барыня и мужик». Пришел в господскую
деревню мужик, остановился возле барского двора: ходит по двору свинья с
поросятами. Пал мужик на колени и начал кланяться свинье в землю. Увидела это
из окна барыня и говорит девке, чтобы узнала, чего это мужик на коленях стоит и
свинье поклоны бьет. «Матушка, - ответил мужик, - доложи барыньке, что
свинья-то ваша пестра, моей жене - сестра, а у меня завтра сын женится, так на
свадьбу зову. Не отпустит ли свинью в свахи, а поросят в поезд?» Барыня
выслушала эти речи и говорит девке: «Какой дурак! Пусть люди над ним посмеются.
Наряди скорее свинью в мою шубу да вели запрячь в повозку пару лошадей: пусть
не пешком идет на свадьбу». Увез мужик свинью.
«Барыня и цыплятки». Барыня так же глупа, как
и барин. Она верит хитрому кучеру, который вызвался высидеть пятьдесят
черненьких цыплят. Прошло три недели, не терпится барыне увидеть высиженных
кучером цыплят. Послал он ей двух взятых из-под наседки и через дворовую велел
передать барыне: «На цыплят долго любоваться нельзя. Поскорее верните назад -
сердце ломит».
В сказочном вымысле народ возвращает господам все
побои.
«Сапожник и барыня». Жила в усадьбе барыня, и
до того сердитая -мужикам житья не было никакого: «драла, как собак». Нашелся
один храбрец, который дал барыне сонных капель. Уснула барыня. Спящую барыню
перенесли в дом к сапожнику, а жену сапожника снесли в барский дом. Проснулась
сапожничиха в барском доме, не растерялась в новом положении, дала толковые
наставления дворовым. Пробудилась и барыня утром, кричит: «Слуги!» А сапожник
сидит, шьет. «Слуги!» - «Ты что, такая-сякая!» - «Что такое!» - «Ах ты!..»
Сапожник до того был сердит, что просто страсть! Вскочил он со стула, сдернул с
ноги ремень и давай бить барыню: «Ты что, не знаешь своего дела? Ты должна
вставать и печь топить». Долго бил сапожник барыню. Побрела она за дровами,
затопила печь, сварила обед. Прожила барыня у сапожника два месяца и, когда ее
вернули в усадьбу, стала она «мягкая-размягкая».
Барин поверил в существование теплого леса. Барин
думает, что коза может задавить волка, что из тыкв можно высидеть лошадей.
Столь же несведуща в обыденных вещах и барыня. Незнание реальных свойств вещей,
конечно, утрировано в сказке, но ведь господа действительно не знали многое из
того, что было известно людям труда.
«Барин и кузнец»» Позавидовал один барин
кузнецу. «Живешь, -говорит, - живешь, еще когда-то урожай будет и денег
дождешься, а кузнец молотком постучит - и с деньгами. Дай кузницу заведу».
Завел барин кузницу, велел лакею мехи раздувать; стал ждать заказчиков. «Эй,
заезжай сюда!» - крикнул он проезжему мужику. Тот заказал барину железные
обручи на все колеса. Сговорились о цене, начал работать барин, а ковать не
умеет. Пережег железо. «Ну, - говорит, - все обручи не выйдут, разве один
обруч!» - «Ладно, - согласился мужик, - один так один». Ковал, ковал барин я
говорит: «Ну, мужичок, не выйдет и один обруч, а выйдет ли, нет ли сошничек».
Сошник не получился. Не вышел и кочедычек. Получился у барина пшик: сунул в
воду раскаленное железо, зашипело оно - «пшик»!
Таким образом, сказки данной категории высмеивают
господ, не знающих труда, настоящих свойств вещей. Они живут в удовольствиях,
не ведая нужды. Ненормальное явление, когда народ трудился в поте лица, а барин
пользовался всеми жизненными благами, и породило бытовую выдумку в
сказках-новеллах о господах. С помощью бытовой выдумки в сказках о господах
оценивались не только барские порядки, но и выражалась мечта народа о разумных
социальных отношениях, при которых человек труда становится владельцем всего,
чего был лишен в жизни. Не случайно множество сказок о господах вершит жестокую
расправу над господином, отбирая у него лошадей, тарантас, скотину, разоряет
барина до конца.
2.2. Герои и антигерои в сказках о служителях
культа
Служители культа сами не соблюдали того,
чему учили паству. «Люби ближнего твоего, как самого себя», - предписывало
евангелие. В народных сказках рассказывается, как сам поп соблюдает эту заповедь.
«Работник и поп». Жил-был
поп. Нанял себе работника, привел
домой. «Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не
оставлю». Пожил работник с неделю. «Ну, свет, - говорит поп, - бог даст -
переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем завтра косить сено». «Хорошо,
батюшка». Утром поп говорит попадье: «Давай-ка нам, матка, завтракать, мы
пойдем на ноле косить сено». Попадья собрала на стол. Позавтракали поп и
работник. «Давай, свет, - говорит поп работнику, - мы и пообедаем за один раз,
и будем косить без роздыха». - «Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем».
-«Давай, матка, на стол обедать», - приказал поп жене. Она подала им и обедать.
Они по ложке, по другой хлебнули - и сыты. Поп говорит работнику: «Давай, свет,
за одним столом и пополуднуем, и будем косить до самого ужина». - «Как вам
угодно, батюшка, полудновать - так по-лудновать!» Подала попадья на стол
полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой - и сыты. «За равно, свет, -
говорит поп работнику, - давай заодно и поужинаем, и заночуем на поле завтра
раньше на работу поспеем». - «Давай, батюшка». Попадья подала им ужинать. Они
хлебнули раз-два и встали из-за стола. Поп хочет, чтобы работник ел меньше, а
работал больше. Однако работник оказался непрост, схватил свой армяк и собрался
вон. «Куда ты, свет?» - спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете,
что после ужина надо спать ложиться».
Таким образом, сказочники настойчиво внушают
своим слушателям, что поп - лицемер, что поп - ханжа, что он не верит ни во
что, что самая его
служба
лишь выгодный способ обогащения. Цинично нарушает корыстолюбивый поп церковные
правила.
2.3. Примеры типичных новеллистических сказок
К относятся истории об одураченном барине, о
барыне, обманутой хитрым крестьянином, о богатом хозяине, нанявшем работника, а
также сказки об отношениях богатых, господ и бедняков, крепостных.
«Барин и плотник». Вынес мужик на базар
гусака. Видит—идет барин. «Купи, барин, гусака». — «А что стоит?» Заломил мужик
цену. Рассердился барин. Отнял у мужика гусака и жестоко избил крестьянина.
«Ну, ладно, — сказал мужик, — попомнишь ты этого гусака!» Воротился домой,
снарядился плотником, взял в руки пилу и топор и пошел к барской усадьбе. Идет
мимо и кричит: «Кому теплы сени работать?» Барин услыхал — позвал мужика к
себе: «Да сумеешь ли ты сделать?» — «Отчего не сделать, вот тут неподалечку
растет теплый лес: коли из того лесу да выстроить сени, то и зимой топить не
надо». — «Ах, братец, — сказал барин, — покажи мне этот лес поскорее». —
«Изволь, покажу». Поехали они вдвоем в лес. В лесу срубил мужик огромную сосну
и стал ее «пластать на две половины»; расколол дерево с одного конца и ну клин
вбивать, а барин смотрел, смотрел да спроста и положил руку в щель. Только он
это сделал, как мужик выбил клин и накрепко защемил барину руку. Закричал
барин, а мужик взял ременную плетку и начал барина «дуть» да приговаривать: «Не
бей мужика, не бери гусака! Не бей мужика, не бери гусака!» Уходя от барина,
мужик сказал: «Ну, барин, бил я тебя раз, прибью и в другой, коли не отдашь
гусака да сотню рублей в придачу».
До вечера просидел барин в лесу. Едва его нашли.
Захворал он, лежит в постели и охает, а мужик нарядился «дохтуром», идет и
кричит: «Кота полечить? Всякую болезнь снимаю». Не узнал барин мужика.
Согласился лечиться. Истопили баню. Разделся барин. «А что, сударь, —
спрашивает
«дохтур», — стерпишь ли, коли в этаком жару
начну тебя мазью пачкать?» — «Нет, не стерпеть мне!» — говорит барин. «Как же
быть? Не велишь связать тебя?» — «Пожалуй, свяжи». Мужик связал его бечевою,
взял веревку и «давай валять на обе корки» с тем же приговором: «Не бей мужика,
не бери гусака!» Уходя, сказал: «Отдашь ли деньги? Не то прибью и в третий
раз!» Барин еле жив из бани вылез и велел мужику отослать деньги за взятого
гусака.
«Про Нужду». Один барин пожелал узнать, кто такая
Нужда: «Охота мне ее поглядеть». Мужик вызвался помочь барину. «Вот, сударь, —
сказал мужик, — на бугре Нужда стоит. Вот она как от ветру шатается». Сел мужик
к барину в сани, поехали они в чистое поле Нужду глядеть. Заехали в глубокий
снег, встали. «Покарауль-ка, — сказал барин мужику, — наших тройку лошадей».
Слез и вместе с кучером полезли по снегу. Нет, не видно нигде Нужды! Тем
временем мужик лошадей выпряг — только его и видели. Вернулись барин с кучером.
Тут их и «постигла Нужда». Лошадей нет, а повозку кидать жалко. Говорит барин:
«Впрягайся, кучер, в корень, а я хоть в пристежку». Отвечает кучер: «Нет, вы,
барин, поисправнее, немножко посильнее; вы — в корень, я в пристежку». Запрягся
барин в корень. Так узнал барин, что есть Нужда.
Таким образом, юмор, свойственный
новеллистическим сказкам об отношениях неверной жены и одураченного мужа, в
сказке о барине и плотнике вытесняется социальной сатирой. Сказка не ведает
жалости к барину. Сказочник убеждает слушателей, что дело не в гусаке и не в
обиде, которую нанес барин крестьянину. Барин — представитель того сословия,
которое обирает крестьян. Сказка такого рода — не исключение. Сказки
высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают барина за его жестокость, спесь,
жадность, безделье и глупость.
Заключение
В новых волшебных сказках, традиционно связанных
с прежней фантастикой, выразилось народное отношение к новому общественному
строю. Сюжеты о младшем брате и гонимой падчерице имеют реальную основу и свой
социально-исторический смысл. Это типичные сюжеты, которые сложились, следуя
прежним традициям, сказка воспроизводит бедствия и страдания героев. Сказочники
неизменно позволяют героям торжествовать над силами зла. Герои терпят холод и
голод, теряют близких и родных, проваливаются в бездонные ямы, плутают в густом
лесу, теряют дорогу в пути, встречают страшных чудовищ, становятся жертвами
чаровниц и колдунов, чтобы, в конце концов, победить - обрести благополучие.
Раньше волшебное повествование воспроизводило в
мифологических формах борьбу людей с силами природы. Теперь противниками
человека стали социальные силы угнетения и порабощения. Изменился и образ
сказочных чудовищ. Характерной чертой Кощея, Змея Горыныча, ведьмы является
ничем не прикрытый и не скрываемый эгоизм, жажда обогащения, власти. Средства
их борьбы - насилие, обман, грубая физическая сила. Чудовищам противостоят
герои - защитники родового равноправия, носители идей коллективизма. Среди
персонажей сказок появляются и первые жертвы. Сказка осуждает порядки угнетения
и насилия и выражает утопический идеал справедливой жизни. Древнейшая мифология
поставлена на службу устремлениям народных масс к свободе и счастью. Древнейшая
магия, вера в духов-предков, тотемистических покровителей - вся к этому времени
старевшая система родовой матриархальной мифологии поставлена на защиту
равноправия и прав человека.
Литература
Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.:
Просвещение, 1977. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: «Наука»,
1975. Померанцева Э.В.. Русская народная сказка. М., 1983.