Курсовая работа: Кривошипно-шатунный механизм автомобиля
Курсовая работа: Кривошипно-шатунный механизм автомобиля
1. Сопряжение
«поршень – гильза (цилиндр)»
Автомобиль ЗИЛ
130–76
Двигатель ЗИЛ 130
(6 л)
Поршень ББ 99,99
– 99,98 мм
Гильза ББ 100,03
– 100,02 мм
Зазор наибольший
находится по формуле, мм:
, (1)
где
– наибольший диаметр отверстия, мм;
– наименьший диаметр вала, мм.
Зазор наименьший
находится по формуле, мм:
, (2)
где
– наименьший диаметр отверстия, мм;
– наибольший диаметр вала, мм.
Для данного
сопряжения поршень является валом, гильза – отверстием.
Наибольший
диаметр поршня (вала) равен 99,99 мм (
мм),
наименьший диаметр поршня (вала) равен 99,98 мм (
мм),
наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 100,03 мм (
мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия)
равен 100,02 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: у
двигателей ЗИЛ 130 в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,03 мм,
в худшем случае – +0,05 мм. На заводе поршни и гильзы устанавливают одной
размерной группы. Зазор +0,03 мм означает, что при комплектовании поршней и
гильз «овал в овал» в смазанном состоянии поршень медленно опускается под
действием собственного веса.
Автомобиль ВАЗ
2115–01
Двигатель ВАЗ
21038 (1,5 л)
Поршень Е 82,015
– 82,005 мм
Гильза Е 82,05 –
82,04 мм
Наибольший
диаметр поршня (вала) равен 82,015 мм (
мм),
наименьший диаметр поршня (вала) равен 82,005 мм (
мм),
наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 82,05 мм (
мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия)
равен 82,04 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: у
двигателей ВАЗ 21038 в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,025 мм,
в худшем случае – +0,045 мм.
Автомобиль Ford
Mondeo
Двигатель
бензиновый (1,6 л)
Поршень класс 3 –
76,005 – 75,995 мм
Гильза класс 3 –
76,030 – 76,020 мм
Наибольший
диаметр поршня (вала) равен 76,005 мм (
мм),
наименьший диаметр поршня (вала) равен 75,995 мм (
мм),
наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 76,030 мм (
мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия) равен
76,020 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: у
двигателя Ford Mondeo в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,015 мм,
в худшем случае – +0,035 мм.
Автомобиль Honda
Accord
Двигатель
бензиновый F20A2 (2 л)
Поршень класс A 84,990 –
84,980 мм
Гильза класс A 85,020 –
85,000 мм
Наибольший
диаметр поршня (вала) равен 84,990 мм (
мм),
наименьший диаметр поршня (вала) равен 84,980 мм (
мм),
наибольший диаметр гильзы (отверстия) равен 85,020 мм (
мм), наименьший диаметр гильзы (отверстия)
равен 85,000 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: у
двигателя Honda Accord в лучшем случае зазор между поршнем и гильзой равен +0,010 мм,
в худшем случае – +0,040 мм.
2. Сопряжение «поршень –
поршневой палец – шатун»
Автомобиль ЗИЛ
130–76
Двигатель ЗИЛ 130
Отверстие в
бобышке (группа 3) 27,9900 – 27,9875 мм
Диаметр пальца
(группа 3) 27,9950 – 27,9925 мм
Диаметр отверстия
в малой головке шатуна (группа 3) 28,0020 – 27,9995 мм
Натяг наибольший
находится по формуле, мм:
, (3)
Натяг наименьший
находится по формуле, мм:
, (4)
Натяг средний
находится по формуле, мм:
, (5)
Зазор средний
находится по формуле, мм:
, (6)
Сопряжение
«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен
27,9950 мм (
мм). Наименьший диаметр поршневого
пальца (вала) равен 27,9925 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в бобышке (отверстия) равен 27,9900 мм (
мм);
наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 27,9875 мм
(
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
мм
мм
Вывод: у
двигателей ЗИЛ 130 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае
натяг равен +0,0075 мм, в худшем случае – +0,0025 мм. Натяг +0,0050 мм
означает, в холодном состоянии поршневой палец чуть-чуть «закусывает» в
отверстиях в бобышках. Чуть-чуть «закусывает» означает, что в если держать за
поршень и трясти его, поршень палец держит, а палец поршень – нет.
Сопряжение
«поршневой палец – шатун»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен
27,9950 мм (
мм). Наименьший диаметр поршневого
пальца (вала) равен 27,9925 мм (
мм). Наибольший диаметр отверстия
в малой головке шатуна (отверстия) равен 28,0020 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в малой
головке шатуна (отверстия) равен 27,9995 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: у
двигателей ЗИЛ 130 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор
равен +0,0045 мм, в худшем случае – +0,0095 мм. Средний зазор, равный
0,0070 мм означает, что в смазанном состоянии если держать за палец, то
шатун медленно опускается под действием собственного веса.
Автомобиль ВАЗ
2115–01
Двигатель ВАЗ
21083 (1,5 л)
Отверстие в
бобышке (группа 3) 21,994 – 21,990 мм
Диаметр пальца
(группа 3) 21,982 – 21,978 мм
Диаметр отверстия
в малой головке шатуна (группа 3) 21,960 – 21,940 мм
Сопряжение
«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен
21,982 мм (
мм). Наименьший диаметр поршневого
пальца (вала) равен 21,978 мм (
мм). Наибольший диаметр отверстия
в бобышке (отверстия) равен 21,994 мм (
мм);
наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 21,990 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
мм
мм
Вывод: у
двигателей ВАЗ 21083 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае
натяг равен -0,008 мм, в худшем случае -0,016 мм.
Сопряжение «шатун
– поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 21,982 мм
(
мм). Наименьший диаметр поршневого пальца
(вала) равен 21,978 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 21,960 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в малой
головке шатуна (отверстия) равен 21,940 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: у
двигателей ВАЗ 21083 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае
зазор равен -0,042 мм, в худшем случае –0,018 мм. Средний зазор,
равен 0,030 мм.
Автомобиль Ford
Mondeo
Двигатель бензиновый
(1,6 л)
Отверстие в
бобышке (группа С) 20,644 – 20,641 мм
Диаметр пальца
(группа С) 20,631 – 20,628 мм
Диаметр отверстия
в малой головке шатуна (группа С) 20,609 – 20,589 мм
Сопряжение
«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен
20,631 мм (
мм). Наименьший диаметр поршневого
пальца (вала) равен 20,628 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в бобышке (отверстия) равен20,644 мм (
мм);
наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 20,641 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
мм
мм
Вывод: у
двигателя Ford Mondeo в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае
натяг равен -0,016 мм, в худшем случае –0,010 мм.
Сопряжение «шатун
– поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 20,631 мм
(
мм). Наименьший диаметр поршневого пальца
(вала) равен 20,628 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в малой головке шатуна (отверстия) равен 20,609 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в малой
головке шатуна (отверстия) равен 20,589 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: у
двигателя Ford Mondeo в сопряжении
«поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор равен -0,042 мм, в худшем
случае –0,019 мм. Средний зазор, равен 0,030 мм.
Автомобиль УАЗ
Двигатель УАЗ 417
Отверстие в
бобышке (группа 3) 24,9950 – 24,9925 мм
Диаметр пальца
(желтая метка) 24,9950 – 24,9925 мм
Диаметр отверстия
в малой головке шатуна 25,0020 – 24,9995 мм
Сопряжение
«поршень – поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен
24,9950 мм (
мм). Наименьший диаметр поршневого
пальца (вала) равен 24,9925 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в бобышке (отверстия) равен 24,9950 мм (
мм);
наименьший диаметр отверстия в бобышке (отверстия) равен 24,9925 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: у
двигателя УАЗ 417 в сопряжении «поршень – поршневой палец» в лучшем случае
натяг равен +0,0025 мм, в худшем случае зазор +0,0025 мм.
Сопряжение «шатун
– поршневой палец»: наибольший диаметр поршневого пальца (вала) равен 24,9950 мм
(
мм). Наименьший диаметр поршневого пальца
(вала) равен 24,9925 мм (
мм). Наибольший диаметр отверстия
в малой головке шатуна (отверстия) равен 25,0020 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в малой
головке шатуна (отверстия) равен 24,9995 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: у
двигателя УАЗ 417 в сопряжении «поршневой палец – шатун» в лучшем случае зазор
равен +0,0045 мм, в худшем случае – +0,0095 мм. Средний зазор, равен
0,0070 мм.
3. Сопряжение
«стержень клапана – втулка клапана»
Втулка клапанов
на старых моделях двигателей изготавливались из модифицированного чугуна (чугун
с графитом), на современных двигателях втулки клапанов изготавливаются из
металлокерамики. Перед сборкой втулки клапанов следует пропитать моторным
маслом.
Автомобиль ЗИЛ
130
Диаметр впускного
клапана 10,940 – 10,910 мм
Диаметр
выпускного клапана 10,920 – 10,895 мм
Диаметр отверстия
в направляющей втулке 11,027 – 11,000 мм
Сопряжение
«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен
10,940 мм (
мм). Наименьший диаметр впускного
клапана (вала) равен 10,910 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,027 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке (отверстия) равен 11,000 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Сопряжение
«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен
10,920 мм (
мм). Наименьший диаметр выпускного
клапана (вала) равен 10,895 мм (
мм). Наибольший диаметр отверстия
в направляющей втулке (отверстия) равен 11,027 мм (
мм);
наименьший диаметр отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 11,000 мм
(
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в лучшем
случае зазор между впускным клапаном и втулкой равен +0,060 мм, в худшем
случае – +0,117 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и
втулкой равен +0,080 мм, в худшем случае – +0,132 мм;
Автомобиль ВАЗ
2115–01
Диаметр впускного
клапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметр
выпускного клапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметр отверстия
в направляющей втулке впускного клапана 8,040 – 8,022 мм выпускного
клапана 8,047 – 8,029 мм
Сопряжение
«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен
8,000 мм (
мм). Наименьший диаметр впускного
клапана (вала) равен 7,985 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,040 мм
(
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,022 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Сопряжение
«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен
8,000 мм (
мм). Наименьший диаметр выпускного
клапана (вала) равен 7,985 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,047 мм
(
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,029 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в лучшем
случае зазор между впускным клапаном и втулкой впускного клапана равен +0,022 мм,
в худшем случае – +0,055 мм; в лучшем случае зазор между выпускным
клапаном и втулкой выпускного клапана равен +0,029 мм, в худшем случае +0,062 мм;
Автомобиль Ford
Mondeo
Диаметр впускного
клапана 6,043–6,028 мм
Диаметр
выпускного клапана 6,025–6,010 мм
Диаметр отверстия
в направляющей втулке 6,092–6,060 мм
Сопряжение
«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен
6,043 мм (
мм). Наименьший диаметр впускного
клапана (вала) равен 6,028 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,029 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке (отверстия) равен 6,060 мм (
мм),
Сопряжения:

Сопряжение
«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен
6,025 мм (
мм). Наименьший диаметр выпускного
клапана (вала) равен 6,010 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке (отверстия) равен 6,092 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке (отверстия) равен 6,060 мм (
мм),
Сопряжения:

Вывод: в лучшем
случае зазор между впускным клапаном и втулкой равен +0,017 мм, в худшем
случае +0,064 мм; в лучшем случае зазор между выпускным клапаном и втулкой
равен +0,035 мм, в худшем случае +0,082 мм
Автомобиль ВАЗ
2108
Диаметр впускного
клапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметр
выпускного клапана 8,000 – 7,985 мм
Диаметр отверстия
в направляющей втулке впускного клапана 8,040 – 8,022 мм выпускного
клапана 8,047 – 8,029 мм
Сопряжение
«впускной клапан – втулка»: наибольший диаметр впускного клапана (вала) равен
8,000 мм (
мм). Наименьший диаметр впускного
клапана (вала) равен 7,985 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,040 мм
(
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке впускного клапана (отверстия) равен 8,022 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Сопряжение
«выпускной клапан – втулка»: наибольший диаметр выпускного клапана (вала) равен
8,000 мм (
мм). Наименьший диаметр выпускного
клапана (вала) равен 7,985 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия в направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,047 мм
(
мм); наименьший диаметр отверстия в
направляющей втулке выпускного клапана (отверстия) равен 8,029 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в лучшем
случае зазор между впускным клапаном и втулкой впускного клапана равен +0,022 мм,
в худшем случае – +0,055 мм; в лучшем случае зазор между выпускным
клапаном и втулкой выпускного клапана равен +0,029 мм, в худшем случае +0,062 мм;
4. Сопряжение
«ведущий вал коробки передач – подшипник – отверстие под подшипник в корпусе
коробки»
В сопряжении
детали с подшипником качения при вращающемся вале сопряжение «вал – внутренняя
обойма подшипника идут по рядам отклонений и квалитетам js6, k6, m6, n6; сопряжение
«наружная обойма подшипника – корпус» – по отклонениям и квалитетам K7, Js7, H7, G7, H8.
Автомобиль ЗИЛ
130–76
Отверстие под
подшипник ведомого вала корпуса КП 110,023 – 109,988 мм
Диаметр наружной
обоймы 110,000 – 109,985 мм
Диаметр шейки
вала под подшипник 50,003 – 50,002 мм
Внутренний
диаметр внутренней обоймы 50,000 – 49,986 мм
Сопряжение
«наружная обойма – отверстие под подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы
(вала) равен 110,000 мм (
мм). Наименьший диаметр
наружной обоймы (вала) равен 109,985 мм (
мм).
Наибольший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 110,023 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия под
подшипник (отверстия) равен 109,988 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении
«наружная обойма – отверстие под подшипник» в лучшем случае всегда маленькие
натяги около 0,01 мм, в худшем случае зазор до 0,04 мм. В процессе
эксплуатации корпус нагревается больше, чем обойма, поэтому обойма должна
чуть-чуть прокручиваться в корпусе.
Сопряжение «вал –
внутренняя обойма»: наибольший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен
50,003 мм (
мм). Наименьший диаметр шейки вала
под подшипник (вала) равен 50,002 мм (
мм).
Наибольший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 50,000 мм (
мм); наименьший диаметр внутренней обоймы
(отверстия) равен 49,986 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
мм
Посадка k6.
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «вал
– внутренняя обойма» в лучшем случае всегда натяг (лучшем случае 0,03 – 0,04 мм,
в худшем случае 0,003 мм (запасные части)).
Автомобиль ВАЗ
2101, 2102, 21011, 21013
Отверстие под
подшипник ведомого вала корпуса КП 72,03 – 72,00 мм
Диаметр обоймы
72,000 – 71,987 мм
Диаметр ведомого
вала 25,000 – 24,979 мм
Внутренний
диаметр внутренней обоймы 25,000 – 24,990 мм
Сопряжение
«наружная обойма – отверстие под подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы
(вала) равен 72,000 мм (
мм). Наименьший диаметр
наружной обоймы (вала) равен 71,987 мм (
мм).
Наибольший диаметр отверстия под подшипник (отверстия) равен 72,03 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия под
подшипник (отверстия) равен 72,00 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении
«наружная обойма – отверстие под подшипник» в данном случае получилось в лучшем
случае нет ни натяга ни зазора, а в худшем случае зазор +0,043 мм.
Сопряжение «вал –
внутренняя обойма»: наибольший диаметр шейки вала под подшипник (вала) равен
25,000 мм (
мм). Наименьший диаметр шейки вала
под подшипник (вала) равен 24,979 мм (
мм).
Наибольший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 25,000 мм (
мм); наименьший диаметр внутренней обоймы
(отверстия) равен 24,990 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении «вал
– внутренняя обойма» в лучшем случае натяг 0,010 мм, в худшем случае зазор
+0,021 мм.
5. Сопряжение
«ступица – подшипник – цапфа»
Автомобиль ЗИЛ
130
Шейка под
внутренний подшипник ступицы переднего колеса 54,988 – 54,973 мм
Диаметр
внутренней обоймы 55,000 – 54,986 мм
Отверстие под
наружное кольцо наружного подшипника 89,976 – 89,941 мм
Диаметр наружной
обоймы 89,982 – 89,000 мм
Сопряжение
«подшипник – цапфа»: наибольший диаметр шейки под внутренний подшипник ступицы
(вала) равен 54,988 мм (
мм). Наименьший диаметр
шейки под внутренний подшипник ступицы (вала) равен 54,973 мм (
мм). Наибольший диаметр внутренней обоймы
(отверстия) равен 55,000 мм (
мм); наименьший диаметр
внутренней обоймы (отверстия) равен 54,986 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся отверстии в сопряжении
«подшипник-цапфа» в лучшем случае натяги до 0,002 мм, в худшем случае
зазоры до 0,03 мм.
Сопряжение
«ступица – подшипник»: наибольший диаметр наружной обоймы (вала) равен 89,982 мм
(
мм). Наименьший диаметр наружной обоймы
(вала) равен 89,000 мм (
мм). Наибольший диаметр
отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 89,976 мм (
мм); наименьший диаметр отверстия под
наружное кольцо (отверстия) равен 89,941 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
мм
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в сопряжении
«ступица-подшипник» в лучшем случае самый большой натяг до 0,041 мм, в
худшем случае зазор -0,976 мм.
Автомобиль ВАЗ
2101, 2102, 21011, 21013
Внутренний
диаметр внутреннего подшипника 26,000 – 25,990 мм
Поворотная цапфа
25,990 – 25,977 мм
Отверстие под
внутренний подшипник ступицы 57,137 – 57,112 мм
Наружный диаметр
подшипника 57,150 – 57,137 мм
Сопряжение
«внутренний подшипник – цапфа»: наибольший диаметр поворотной цапфы (вала)
равен 25,990 мм (
мм). Наименьший диаметр поворотной
цапфы (вала) равен 25,977 мм (
мм). Наибольший диаметр
внутренней обоймы (отверстия) равен 26,000 мм (
мм);
наименьший диаметр внутренней обоймы (отверстия) равен 25,990 мм (
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся отверстии в данном
сопряжении в лучшем случае нет натяга или зазора, в худшем случае зазор +0,023 мм.
Сопряжение
«подшипник – отверстие под внутренний подшипник ступицы»: наибольший диаметр
наружной обоймы (вала) равен 57,150 мм (
мм).
Наименьший диаметр наружной обоймы (вала) равен 57,137 мм (
мм). Наибольший диаметр отверстия под
наружное кольцо (отверстия) равен 57,137 мм (
мм);
наименьший диаметр отверстия под наружное кольцо (отверстия) равен 57,112 мм
(
мм),
Сопряжения:
мм;
мм.
мм
Вывод: в
сопряжении детали с подшипником качения при вращающемся вале в данном
сопряжении в лучшем случае самый большой натяг до 0,04 мм, в худшем случае
нет ни натяга, ни зазора.
6. Определение выступания
поршня над уплотнительным буртом гильзы двигателей КамАЗ-740.
На двигателях КамАЗ-740
на поршнях и выступе гильзы указываются индексы 10, 20, 30, 40, которые
указывают не на диаметр поршня и гильзы (как у других двигателей), а указывают
на расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем её положении до
уплотнительного выступа гильзы.
В связи с этим возможны
16 вариантов сборки, в результате которой меняется камера сгорания.
При разных вариантах
сборки изменяется расстояние от днища поршня до уплотнительного бурта гильзы, и
меняется размер камеры сгорания. Для определения размера камеры сгорания в
различных вариантах сборки применяется теория размерных цепей.
Верхнее отклонение
замыкающего звена равно сумме верхних отклонений всех увеличивающихся звеньев
минус сумма нижних отклонений всех уменьшающихся звеньев:
(7)
где BOAзам – верхнее отклонение замыкающего звена, мм;
ΣBOAув – сумма верхних отклонений всех увеличивающих звеньев, мм;
ΣHOAум – сумма нижних отклонений всех уменьшающих звеньев, мм.
Рисунок 6.1 – Схема
замеров при подборе варианта исполнения поршня.

Нижнее отклонение
замыкающего звена равно сумме нижних отклонений всех увеличивающихся звеньев
минус сумма верхних отклонений всех уменьшающихся звеньев:
HOAзам=ΣHOAув-ΣBOAум , (8)
где HOAзам – нижнее отклонение замыкающего звена, мм;
ΣHOAув – сумма нижних отклонений всех увеличивающихся звеньев,
мм;
ΣBOAум – сумма верхних отклонений всех уменьшающихся звеньев, мм.
Номинальный
размер замыкающего звена равен сумме номинальных размеров всех увеличивающихся
звеньев минус сумма номинальных размеров всех уменьшающихся звеньев.
HPAзам=ΣHPAув-ΣHPAум, (9)
где HPAзам – номинальный размер замыкающего звена, мм;
ΣHPAув – сумма номинальных размеров всех увеличивающихся звеньев,
мм;
ΣHPAум – сумма номинальных размеров всех уменьшающихся звеньев,
мм.
Таблица 6.1 – Подбор
поршней по гильзам
С – расстояние от образующей шатунной
шейки в верхнем её положении до выступа гильзы |
Индекс варианта исполнения поршня |
Б – расстояние от оси отверстия под
поршневой палец до днища поршня |
260,12 – 260,24 |
10 |
75,67 – 75,71 |
260,24 – 260,35 |
20 |
75,78 – 75,82 |
260,35 – 260,46 |
30 |
75,89 – 75,93 |
260,46 – 260,57 |
40 |
76,00 – 76,04 |
Задача:
определить выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы, если на
двигатель установлены поршни с индексом 10, гильзы с индексом 10.
Дано: мм
мм
мм
мм
Найти: мм.
Решение:
HPAзам=225+75 – (260+40)=0 мм;
=(+0,71+0,03) – (+0,12–0,26)=+0,88 мм;
HOAзам=(+0,67–0,03) – (+0,24–0,25)=+0,65 мм.
Aзам=
мм.
Вывод: если
устанавливать на двигатель поршни и гильзы с одинаковыми индексами (10–10, 20–20,
30–30, 40–40) – так делают на заводе, то выступание поршня над уплотнительным
буртом гильзы будет от +0,88 до +0,65 мм.
Задача:
определить выступания поршня над уплотнительным буртом гильзы, если на
двигатель установлены поршни с индексом 10, гильзы с индексом 40.
Дано:
мм
мм
мм
мм
Найти:
мм.
Решение:
HPAзам=225+75 – (260+40)=0 мм;
=(+0,71+0,03) – (+0,46–0,26)=+0,54 мм;
HOAзам=(+0,67–0,03) – (+0,57–0,25)=+0,32 мм.
Aзам=
мм.
Вывод: если
устанавливать гильзу с индексом 40, а поршень с индексом 10, выступание Aзам=
мм, в этом случае камера сгорания увеличивается, мощность
уменьшается.