Лабораторная работа: Дорожные испытания автомобилей
Лабораторная работа: Дорожные испытания автомобилей
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский Государственный Открытый Университет
Чебоксарский институт (филиал)
Кафедра
"АВТОМОБИЛИ И АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Лабораторная работы по автомобилям
Выполнил
Иванов С.В.
Учебный шифр
705183
Курс 4,
очного отделения
Проверил
Мазяров В.П.
2008
Лабораторная работа 1.
Дорожные испытания автомобиля с целью определения основных показателей
эксплуатационных свойств.
Цель работы: Определить динамические качества автомобиля при
разгоне и затухающем движении, топливную экономичность при различных скоростях
движения.
Оборудование и приборы:
1. Автомобиль ВАЗ-11183.
2. Рулетка (20 м).
3. Секундомер.
4. Вешки.
Техническая характеристика автомобиля
Модель автомобиля ВАЗ-11183
Полная масса, кг 1555
Масса снаряженного автомобиля, кг 1080
База, мм 2470
Колея передних колес, мм 1430
Колея задних колес, мм 1410
Дорожный просвет, мм 160
Максимальная скорость, км/ч 170
Контрольный расход топлива при 4 скорости 60 км/ч, л/100 км
Двигатель ВАЗ-21114-50
Рабочий объем цилиндров, л 1, 596
Марка бензина“Премиум-95”
Максимальная мощность, кВт (л. с) 59,5(81)
Максимальный крутящий момент при120 п=2400-2600 мин"1,
Н м
Таблицы и результаты испытания
Затухание движения автомобиля
№№ опытов направление движения |
|
Изменение скорости км/ч |
от 60 до 50 |
от 50 до 40 |
от 40 до 30 |
от 30 до 20 |
от 20 до 10 |
от 10
доО
|
1 прямо |
Показания секундомера нарастающим итогом , с
|
9,2 |
17,8 |
28 |
39,3 |
52 |
64,7 |
Время уменьшения скорости на 10 км/ч,c |
9,2 |
8,6 |
10,2 |
11,3 |
12,7 |
12,7 |
1
обратно
|
t, нарастание, с |
10,7 |
20,5 |
31,8 |
43,3 |
56,4 |
69,9 |
, с
|
10,7 |
9,8 |
11,3 |
11,5 |
13,1 |
13,5 |
Среднее |

|
9,95 |
9,2 |
10,75 |
11,4 |
12,9 |
13,1 |
Разгон автомобиля
№№ опытов, направление |
|
Изменение скорости, км/ч |
0...10 |
10... 20 |
20...30 |
30...40 |
40...50 |
50...60 |
1 прямо |

|
2,1 |
3 |
6,1 |
7,6 |
12,1 |
14,7 |
, с
|
2,1 |
0,9 |
3,1 |
1,5 |
4,5 |
2,6 |
1
обратно
|

|
3,6 |
5,2 |
7,8 |
9,9 |
13,6 |
17 |
, с
|
2 |
1,6 |
2,6 |
2,1 |
3,7 |
3,4 |
Среднее |

|
2 |
1,25 |
2,85 |
1,8 |
4,1 |
3 |
Расход топлива на 100 км
|
Скорость движения автомобиля, км/ч |
20 |
30 |
40 |
50 |
Расход топлива на 100 км , л/100 км
|
6,2 |
5,6 |
5 |
6 |
Результаты испытания автомобиля при затухающем движении
Интервал скорости,
км/ч
|
Средняя скорость, км/ч |
Время, с |
Замедление, м/с |
60...50 |
55 |
9,95 |
0,28 |
50...40 |
45 |
9,2 |
0,3 |
40...30 |
35 |
10,75 |
0,26 |
30... 20 |
25 |
11,4 |
0,24 |
20...10 |
15 |
12,9 |
0,21 |
10...0 |
5 |
13,1 |
0,21 |
Результаты испытания автомобиля при разгоне
Интервал скорости, км/ч |
, С
|
Средняя скорость,
км/ч 
|
Ускорение
j м/с2
|
Касательная сила тяги
, кг(Н)
|
Динамический фактор D |
0...10 |
2 |
5 |
1,38 |
2793 |
0,18 |
10... 20 |
1,25 |
15 |
2,22 |
4208 |
0,27 |
20...30 |
2,85 |
25 |
0,97 |
2105 |
0,14 |
30...40 |
1,8 |
35 |
1,54 |
3097 |
0,2 |
40...50 |
4,1 |
45 |
0,67 |
1655 |
0,1 |
50...60 |
3 |
55 |
0,92 |
2121 |
0,13 |
Результаты испытания автомобиля при торможении
Скорость VH, км/ч |
Время торможения t, с |
Путь торможения ST, м |
30 |
1,3 |
4,5 |
Дорожные испытания автомобиля с целью определения
эффективности тормозного управления.
Цель работы: определить показатели эффективности тормозного
управления и устойчивости движения автомобиля при торможении и сделать оценку
состояния в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001
Оборудование и приборы:
- Автомобиль ВАЗ-21093
- Измеритель эффективности тормозных систем
"Эффект".
Ознакомление с назначением и устройством прибора
Прибор предназначен для проверки технического состояния
основных тормозных систем транспортных средств (ТС) методом дорожных испытаний
по ГОСТ 51709-2001. Прибор определяет, в соответствии с ГОСТ установившееся
замедление Jycт, пиковое значение усилия нажатия на
педаль Рпм, длину тормозного пути St, время
срабатывания тормозной системы tcp, начальную скорость
торможения Vo и линейное отклонение ТС при торможении.
Прибор также производит перерасчет нормы тормозного пути St
к реальной начальной скорости торможения.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИБОРА
Диапазон контролируемых параметров
установившееся замедление Jуст м/с2 0-9,5
усилие нажатия на педаль Рпм, кГс10-100
тормозной путь St, м 0-50
начальная скорость торможения Vo,
км/ч 20-50
пересчитанная норма тормозного пути St*,m 0-50
время срабатывания тормозной системы tcp,
c 0-3
линейное отклонение при торможении, м 0-5
Напряжение питания, В 12+2
Потребляемая мощность, Вт, не более 2
Габаритные размеры прибора,
электронный блок 205x75x50
мм
датчик усилия 135x95x70
мм
Масса прибора,
электронный блок 0,3
кг
датчик усилия 0,5
кг
Диапазон рабочих температур 10:
+40 С
Средний срок службы 6
лет
В приборе предусмотрено:
- вывод результатов измерений на печатающее устройство;
- подключение компьютера типа NOTEBOOK
и передача информации в процессе торможения (усилие нажатия на педаль, линейное
отклонение, замедление) по каналу связи RS 232.
3. Порядок выполнение работ.
Работу с прибором осуществляет один оператор.
Включить прибор кнопкой "ВКЛ". Включить принтер.
На индикаторе прибора появиться надпись: "НАГРЕВ". В течении
некоторого времени (не более 5 минут) прибор производит термостабилизацию входящих
в его состав узлов. Затем на индикаторе появляется сообщение: "НОМЕР
ТС" Ввести трехзначный номер ТС. Набор номера начинается со старшей цифры
кнопкой "ВЫБОР". Выбрать значение старшей цифры. Нажать кнопку
"ВВОД" и т.д.
3.2.1. На индикаторе прибора появляется сообщение ХАРАК-КА
ТС - М 1 Нажатием кнопки "ВЫБОР" выбрать категорию ТС,
соответствующую проверяемому транспортному средству в соответствии с ГОСТ
25478-91.
3.2.2. Нажать кнопку "ВВОД". Выбранная категория
ТС будет введена в память прибора.
На индикаторе добавится надпись: "ОД" - одиночное
ТС.
Кнопкой "ВЫБОР" можно изменить тип ТС на
"АП"-автопоезд.
3.2.5. Выбрать кнопкой "ВЫБОР" тип ТС,
соответствующий проверяемому ТС.
Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД".
3.2.6. На индикаторе добавится сообщение: "СН" - в
снаряженном состоянии.
3.2.7. Кнопкой "ВЫБОР" можно изменить
характеристику ТС на "ПМ" - полной массы.
3.2.8. Выбрать кнопкой "ВЫБОР" характеристику ТС,
соответствующую проверяемому ТС. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки "ВВОД".
3.2.9. На индикаторе добавиться сообщение:
">81"
3.2.10. Кнопкой "ВЫБОР" выбрать год изготовления
ТС в соответствии с сообщениями на индикаторе: ">81" - дата
изготовления после 1.01.81 г "< 81" - дата изготовления до 1.01.81
г.
3.2.11. Подтвердить свой выбор нажатием кнопки
"ВВОД"
ПРИМЕЧАНИЕ: Вернуться к предыдущему пункту режима настройки,
можно нажав кнопку "ОТМЕНА".
3.3. На индикаторе появит. ся надпись: "РАБОТА"
Этот режим включает в себя:
-основной режим работы (работа по проверке ТС)
-режим проверки работоспособности датчиков замедления,
линейного отклонения и датчика усилия.
Если нажать кнопку "ВЫБОР", прибор входит в режим
индикации показаний датчиков:
Л - датчик замедления J2 - датчик
линейного сохранения F - датчик усилия Кнопкой "ОТМЕНА"
можно выйти из режима проверки датчиков.
3.4. Основной режим работы.
Когда на индикаторе сообщение "РАБОТА", нажать
кнопку "ВВОД". Появится одно из трех сообщений: "НАКЛОН
НАЗАД", "НАКЛОН В НОРМЕ", "НАКЛОН ВПЕРЕД". Для
нормальной установки прибора необходимо, изменяя его положение, добиться на
индикаторе сообщения "НАКЛОН В НОРМЕ". После появления этого сообщения
прозвучит звуковой сигнал. Нажать кнопку "ВВОД". Затем водитель
производит разгон ТС до скорости 40 км/час и тормозит, причем торможение должно
осуществляться в режиме экстренного полного торможения при однократном
воздействии на орган управления. В процессе торможения не допускается
корректировка траектории движения ТС, если этого не требует обеспечение
безопасности испытаний. Торможение производится с отсоединенным от трансмиссии
двигателем, а также отключенных приводах дополнительных ведущих мостов и
разблокированных трансмиссионных дифференциалах, если это предусмотрено
конструкцией ТС. После полной остановки автомобиля снять воздействие на педаль
тормоза.
3.5. На индикаторе появится сообщение: "РЕЗУЛЬТАТЫ
ПРОВЕРКИ ТС"
Нажать кнопку "ВВОД".
На индикаторе появится сообщение: "ХАРАКТЕРИСИКА
ТС"
В нижней строке будут значения, соответствующие проверяемому
ТС, введенные в режиме настройки исходных данных.
3.5.3. Нажать кнопку "ВВОД", На индикаторе
появится надпись: НОМЕР ТС XXX где XXX
- номер ТС, введенный перед началом измерения.
3.5.4. На индикаторе появятся значения: Si
- измеренное значение длины тормозного пути Sn -
пересчитанная норма тормозного пути
Нажать кнопку "ВВОД".
На индикаторе появятся значения: J -
установившееся замедление Vo-начальная скорость
торможения
Нажать кнопку "ВВОД".
На инбдикаторе появятся значения: t
- время срабатывания тормозной системы F-усилие нажатия
на педаль
Нажать кнопку "ВВОД".
На индикаторе появится значение линейного отклонения.
Кнопкой "ОТМЕНА" можно вернуться к индикации
предыдущих параметров.
3.5.12. Для распечатки протокола измерений нажать на кнопку
"ВВОД". На индикаторе появится сообщение: "ВЫВЕСТИ ПРОТОКОЛ?
"
При положительном ответе нажать кнопку "ВВОД". При
отрицательном ответе нажать кнопку "ОТМЕНА". На индикаторе появляется
сообщение: "РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ ТС". Нажатием кнопки "ВВОД"
можно повторить просмотр результатов. При нажатии кнопки "ОТМЕНА"
прибор переходит в режим "РАБОТА".
"Примечание. П.3.5.12. будет выполняться, если к
прибору подключено печатающее устройство.
3.5.13. Текущие значения показания датчиков замедления,
усилия нажатия на педаль, ускорения линейного отклонения во время торможения, а
также результаты измерения можно передать и сохранить в виде файла в
компьютере, подключив его к прибору через разъем 4 для подключения принтера. В
дальнейшем их можно просмотреть и обработать.
Результаты измерений могут быть представлены в цифровом или
графическом виде, наглядно показывающем динамику изменения замедления, усилия
нажатия на педаль и линейное отклонение в процессе торможения ТС. Для
реализации этой возможности необходимо получить дополнительную информацию на
дискете у завода-изготовителя или в сервисных центрах НПФ "МЕТА".
При использовании прибора в технической сети
диагностического контроля результаты измерений передаются в базу данных
компьютера.
Сводная таблица испытаний:
№ опыта |

|

|

|

|

|

|
Мин. откл., м |
1 |
7,0 |
12,6 |
8,26 |
40,6 |
0,37 |
46 |
1,48 |
2 |
0,8 |
1,3 |
9,93 |
9,8 |
6,97 |
60 |
2,47 |
3 |
6,3 |
12,0 |
8,97 |
38,4 |
0,22 |
48 |
0,38 |
Среднее значение |
6,65 |
12,3 |
8,61 |
39,5 |
0,29 |
47 |
0,93 |
ГОСТ Р 51709-2001 |

|
_ |

|
40 |

|

|

|
Номер ТС – 093
Характеристика ТС –М1
Категория ТС – ОД
Полная масса – 1370 кг
Вывод: тормозное управление испытываемого автомобиля
ВАЗ-21093 соответствует ГОСТ Р 51709-2001 по всем параметрам (тормозной путь
6,65
, установившееся замедление 8,61
; время
срабатывания тормозной системы 0,29
; удельная тормозная сила 47
).