Лабораторная работа: Московская информационная кампания по профилактике ВИЧ/СПИДа
Лабораторная работа: Московская информационная кампания по профилактике ВИЧ/СПИДа
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
Московская информационная кампания
по профилактике ВИЧ/СПИДа
Выполнила:
студентка IV курса
группы РКД 4.2
Руководитель:
Санкт – Петербург
2007
В начале ноября 2005 года
в Москве стартовала новая информационная компания по профилактике СПИДа. Инициатором
кампании стала Людмила Васильевна Стебенкова, председатель комиссии по
здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской думы. В
списке кандидатов на выборы в Московскую Государственную Думу Стебанкова
указана как представитель Московского городского отделения Политической партии
“Единая Россия”.
Информационная
компания продолжалась до февраля 2006. Стебенкова, между тем, является
участником и инициатором различных информационных компаний против СПИДа,
наркотиков и др.
Цель кампании:
1)
снизить заболеваемость ВИЧ среди молодых
людей от 16 до 24 лет.
2)
повысить лояльное отношение общественно
активного населения Москвы к депутатским программам, в частности Л.В. Стебанковой.
Причины:
1)
заявленные в прессе: показания статистики, о том, что СПИД перестал быть
болезнью замкнутых групп риска, наркоманов и гомосексуалистов. В 2004г. на
первое место вышел обычный половой путь заражения. На 2005г. в Москве было
зарегистрировано 27000 ВИЧ-инфицированных, а более 50000 не знают, что они заражены,
поскольку не обращались к врачу. Три четверти больных - это подростки и молодые
люди.
2)
по факту:
в деловой и общественной прессе (которую вряд ли читает контингент от 16- 20) активно
фигурировала инициатор программы против СПИДа, т.е. Людмила Стебенкова.
Предположу, что начало информационной компании было связано с надвигающимися
выборами в Московскую Государственную Думу 4 декабря 2005г.
Лозунги компании:
"Безопасного
секса не бывает!"
"Здоровая
семья - защита от СПИДа"
Проведение
информационной компании:
Был
объявлен тендер для рекламных агентств, в связи с чрезвычайно жесткими
условиями заявок поступило не много. Условие тендера предполагало участие
только крупных рекламных агентств, работающих в Москве, при этом имеющих опыт
реализации социальных проектов в течение нескольких лет. Победило одно из
крупнейших рекламных агентств.
1)
СМИ
-
канал ТВЦ предоставил эфир для размещения роликов социальной
рекламы
-
были напечатана серия статей в газете «Демоскоп weekly» (Электронная версия
бюллетеня «Население и общество» от Центра демографии и экологии человека
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН)
-
В «Московских Ведомостях» была выделена колонка о проблеме
Спида и ВИЧ.
-
Выпущены статьи в «Российской газете»
-
«Московский Комсомолец» (молодежная газета)
-
Выпущены статьи в таких молодежных газетах, как "The Wall Street Journal", «12 ½»,
«Бумеранг»
-
В Московском метрополитене появились информационные стенды и плакаты
с социальной рекламой против СПИДа
-
В различных районах города были размещены щиты с социальной
рекламой и лозунгами информационной компании
-
Была организована «горячая линия» и интернет-ресурс www.spid.ru
-
Ресурсы интернет: http://www.expert.org.ru, 07.11.2005 на сайте demography.narod.ru было опубликовано
интервью с Людмилой Стебенковой «Безопасный секс-это миф»
С середины 2005 г. Стебенкова выступает как главный инициатор закрытия теле-шоу «Дом-2», между тем приурочивая
свои высказывания и выступления к проводимой информационной компании:
«Дом-2" пропагандирует до- и внебрачную половую жизнь, беспорядочные
сексуальные связи, - заявила автор письма глава комиссии Людмила Стебенкова. -
Все это своеобразная форма вовлечения молодежи (участников шоу) в проституцию.
По условиям игры одна из пар должна получить большой приз (дом), поэтому многие
участники шоу имитируют любовь и вступают в половые отношения из сугубо
прагматических целей". «В информационном обществе профилактика
заболеваемости населения (не важно, СПИДом, гипертонией или ожирением) – вопрос
информационной политики. Лично я считаю, что трансляция в детское время таких
медиапродуктов, как «Дом-2», «Голод», «Искушение», «Секс в большом городе» и
существование подростковых журналов типа Yes, Cool и «Браво», мягко говоря, не
способствует улучшению эпидемиологической обстановки по СПИДу и заболеваниям,
передающимся половым путем». Вопрос закрытия теле-проекта активно освещался в
сети интернет.
2)
Распространение печатной рекламной
продукции
-
Печать и распространение брошюр, буклетов и листовок через
профкомы Вузов
3)
Работа с педагогической
общественностью, трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций
-
Размещение информационных плакатов в школах
-
Организация круглых столов и специальных «открытых» уроков
посвященных профилактике ВИЧ-инфекции.
-
В профкомы крупных Вузов Москвы были розданы брошюры и
листовки с информацией о путях заражения СПИДОМ и ВИЧ и наиболее оптимальные
пути защиты.
Реакция на компанию:
Споры и сомнения сконцентрировались
на главном лозунге "Безопасного секса не бывает!". Еще в начале лета
2005, когда кампания была только в проекте, двадцать некоммерческих
организаций, специализирующихся в области профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом,
обратились в Московскую городскую думу с открытым письмом, где заявили свое
категорическое несогласие с утверждением, что безопасного секса не бывает:
"Безусловно, подобный лозунг очень эффектен, и на первый взгляд может
показаться, что он способен оказывать благоприятное нравственное воздействие,
особенно на молодежь. Однако практика и научные исследования показывают: мы не
можем рассчитывать, что молодежь полностью откажется от секса и нам удастся
переломить тенденцию к смене половых партнеров. Динамика распространения
эпидемии ВИЧ/СПИДа в России, особенно в Москве, говорит о возрастании полового
пути заражения. Поэтому необходимо продолжение профилактических программ,
направленных на предотвращение полового пути передачи ВИЧ/СПИДа. Между тем
информационная кампания "Безопасного секса не бывает!" способна
привести к неправильному пониманию основных путей передачи ВИЧ и способов
предохранения. Этот лозунг может сформировать представление о том, что презервативы
не защищают от ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем, и таким образом
спровоцировать отказ от них».
Некоторые фонды, занимающиеся
обеспечением безопасного секса путем спонсирования производства и
распространения презервативов крайне недовольны лозунгом информационной
компании.
«В трех центральных газетах
появились почти одинаковые статьи, в которых журналисты полностью от
собственного лица, без единого экспертного комментария, «разносили» эту
информационную программу в пух и прах, да еще с пафосом правозащитников
обвиняли нас в том, что, дескать, возвернулся 37-й год, и депутаты хотят
запретить внебрачные связи», - цитата Стебанковой из ее интервью о ходе
информационной компании.
Результаты компании:
«Если проанализировать результаты
уже проведенных информационных кампаний по безопасному сексуальному поведению
на территории Российской Федерации, то мы можем констатировать положительное
влияние сразу по нескольким направлениям: снижение заболеваемости сифилисом,
гонореей, уменьшение числа абортов», мнение экспертов комиссии по
здравоохранению и охране общественного здоровья Москвы.
Кроме того, на выборах в
государственную думу 2005г. «во всех 15 одномандатных округах было объявлено о
победе кандидатов партии «Единая Россия», цитата из «Российской газеты» от
7.12.05