Лабораторная работа: Вода. Растворы. Основания. Галогены
Лабораторная работа: Вода. Растворы. Основания. Галогены
Лабораторная работа
Эксперимент по теме: "Вода. Растворы.
Основания"
Опыт 1. Взаимодействие натрия с водой.
Оборудование и реактивы: Штатив с лапкой, пробирки,
воронка, натрий, дистиллированная вода, скальпель, пинцет, фильтры,
фенолфталеин, лучинка.
Ход работы: Пробирку с
водой закрепляют вертикально в лапке штатива. В воду бросают очищенный при
помощи фильтровальной бумаги и скальпеля кусочек металлического натрия
величиной с полгорошины и накрывают пробирку воронкой. Выжидают некоторое время
с целью заполнения водородом пробирки и воронки. Затем газ поджигают у конца
воронки пламенем горящей лучинки. Когда весь натрий прореагирует, то в воду
капают раствор фенолфталеина, чтобы показать образование щелочи (малиновая
окраска). Пробирку заполняют водой так, чтобы остался свободный объем примерно
на 1–2 см от края пробирки. Наблюдать и объяснить происходящие эффекты.
Записать уравнение реакции.
Техника безопасности: Не трогать руками металлический
натрий.
Остатки натрия вместе с фильтровальной бумагой погрузить в кристаллизатор с водой.
Утилизация: Содержимое пробирки слить в
емкость-нейтрализатор, т.е. в емкость со щелочным раствором.
Опыт 2. Взаимодействие натрия с водой в кристаллизаторе
Оборудование и реактивы: Кристаллизатор,
фильтровальная бумага, металлический натрий, пластинка (крышка для
кристаллизатора), зеркало, вода, скальпель, пинцет, фенолфталеин.
Ход работы: В кристаллизатор с водой и фенолфталеином
помещают фильтровальную бумагу. На влажную фильтровальную бумагу бросают
кусочек натрия размером 1/2 горошины. Накрывают кристаллизатор стеклянной
пластиной. Подставляют зеркало и наблюдают происходящие явления (дети сидят за
партой). Разъяснить происходящие явления.
Техника безопасности: Фильтровальную бумагу, на которой
резали натрий, нельзя выбрасывать в мусорный ящик во избежание возникновения
пожара. Нужно положить ее в кристаллизатор с водой, чтобы остатки натрия
прореагировали с водой. Не брать руками металлический натрий. Пластина служит
для предохранения от разбрызгивания жидкости в кристаллизаторе. Установку после
демонстрации ставят под вытяжку.
Утилизация: см. опыт 1.
Опыт 3. Взаимодействие магния с водой
Оборудование и реактивы: Пробирка, штатив с
лапкой, спиртовка, спички, порошок магния, речной песок, стеклянная палочка,
стеклянная трубочка, мерная пипетка на 2 мл, противень с песком,
дистиллированная вода.
Ход работы: В пробирку при помощи пипетки наливают
около 1 мл воды так, чтобы не замочить водой внутренние стенки пробирки. Затем
насыпают такое количество речного песка, чтобы поглотилась вся вода. В этом
случае пробирку можно держать горизонтально. При помощи стеклянной трубочки в
пробирку вносят немного порошка магния, располагая его у края отверстия
пробирки. Пробирку закрепляют в лапке штатива дном немного выше отверстия. Сильно
прогревают магний до воспламенения. Как только вспыхнет магний, нагревают
влажный песок. Пары воды проходят над магнием. Магний эффектно взаимодействует
с водой. Выделяющийся водород загорается, пламя выходит из отверстия пробирки.
После прекращения реакции между магнием и водой пробирку охлаждают и разбирают.
Написать уравнения реакций, объяснить наблюдаемые явления.
Техника безопасности: Под прибор подставляем противень во
избежание возгорания магния на столе при растрескивании пробирки. Не держать
спиртовку руками при нагревании магния и песка.
Утилизация. В результате опыта, образуется белый оксид
магния: 2Мg+O2 =2MgO. Оксид
собрать в склянку и использовать для демонстрации свойств основных оксидов: а)
MgO+2HCI=MgCI2+H2O;
б) MgO+H2O=Mg(OH)2 -
при нагревании в присутствии фенолфталеина появляется малиновая окраска (тема «Металлы
главных подгрупп I–III
групп периодической системы», IX
класс).
В опыте с соляной кислотой – кислоту брать в небольшом избытке.
Полученная смесь HCI и MgCI2 используется для
демонстрации опытов: а) кислота + металл: 2HCI(MgCI2) + Mg = MgCI2+H2;
б) основание
+ кислота: Mg(OH)2+2HCI(MgCI2)
= MgCI2+2H2O;
в) соль + кислота: MgCO3+2HCI(MgCI2) =
MgCI2+CO2+H2O.
Далее растворы MgCI2 отфильтровать и использовать в
качестве реактива; магний, Mg(OH)2 и MgCO3
высушить и поместить в соответствующие склянки.
Опыт 4. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
Оборудование и реактивы:
Весы с разновесом, мерная колба на 200 мл, воронка сульфат натрия
кристаллический, дистиллированная вода.
Ход работы: Приготовить раствор сульфата натрия объемом
200 мл молярной концентрацией 0,5 моль/л.
Дано:
Сm =
0,5 моль/л
Vр-ра = 0,2 л
Найти: m (Na2SO4)
– ?
Решение: Mr (Na2SO4)
= 142
М (Na2SO4) =142 г./моль
Сm =
v (Na2SO4) / Vр-ра (л)
v = m / M
Cm = m (Na2SO4) / M. 1
/Vр-ра (л)
m = Cm. Vр-ра. M = 0,5
моль/л. 0,2 л. 142 г./моль=14,2 г
Сульфат натрия массой 14,2 г переносят в колбу на 200 мл с помощью
воронки и растворяют в небольшой порции воды. При постоянном перемешивании
раствора в колбе постепенно объем воды доводят до метки 200 мл.
Опыт 5. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного
вещества
Оборудование и реактивы: Весы с разновесом,
химический стакан, стеклянная палочка, шпатель, хлорид натрия, мерный цилиндр.
Ход работы: Приготовить раствор хлорида натрия массой 150
г. массовой долей 5%.
Дано: Решение:
m (р-ра) = 150 г. w%(NaCl) = m (NaCl).100% / m (р-ра)
w%(NaCl)
= 5% m(NaCl) = w%(NaCl). m (р-ра) / 100%
Найти: m(NaCl) = 7,5 г
m(NaCl) – ? m(H2O) = 150 – 7,5 = 142,5 г
m(H2О) – ? V (H2О)
=142,5 г / 1г/мл = 142,5 мл
Хлорид натрия массой 7,5 г помещают в химический стакан.
Отмерить 142,5 мл воды. Добавить в стакан с хлоридом натрия массой 7,5 г воды
объемом 142,5 мл. Размешать стеклянной палочкой с резиновым наконечником.
Утилизация. Готовят необходимые для лаборатории растворы.
Опыт 6. Очистка воды перегонкой
Оборудование и реактивы: Круглодонная колба,
газоотводная трубка, стакан, электрическая плитка, вода, загрязненная почвой,
ткань.
Ход работы: Собрать прибор как показано на рис. 19.
На трубку повесить ткань, периодически смачивать ее холодной водой. Избыток
воды стекает в кристаллизатор. Чтобы вода не стекала по трубке, на нее надевают
пробку.
Круглодонную колбу с загрязненной водой нагревают на плитке. Чистая
(дистиллированная) вода собирается в химический стакан.
Техника безопасности: Перед включением плитки проверить
целостность шнура и вилки.
Опыт 7. Взаимодействие кальция с водой
Оборудование и реактивы: Кристаллизатор, цилиндр,
кальций, фильтры, пинцет, скальпель, стеклянная
пластинка, спиртовка, спички, лучина, фенолфталеин.
Ход работы: В кристаллизатор с водой ставят вверх дном
цилиндр, заполненный водой. Кусочек кальция, очищенный от продуктов окисления,
немного прополаскивают в воде пинцетом и подводят его в цилиндр с водой. В
кристаллизатор капают фенолфталеин. Кальций взаимодействует с водой, в цилиндре
накапливается водород. После полного заполнения цилиндра водородом, его
закрывают под водой стеклянной пластинкой, переворачивают и ставят на стол. На
вытянутой руке подносят к краю открытого цилиндра горящую лучину. Наблюдают
загорание водорода. Объяснить наблюдаемые эффекты взаимодействия кальция с
водой. Записать уравнение реакции.
Техника безопасности: 1. Не брать руками металлический
кальций.
2. Фильтровальную бумагу с очистками и кусочками металлического кальция
после работы поместить в кристаллизатор.
Утилизация: Раствор гидроксида кальция слить в
емкость-нейтрализатор.
Опыт 8. Взаимодействие углекислого газа с твердым едким натром
Оборудование и реактивы: Круглодонная колба,
стеклянная трубка, зажим, твердый гидроксид натрия, вода, фенолфталеин, аппарат
Киппа, заряженный для получения углекислого газа, фарфоровая ступка с пестиком,
весы с разновесом, шпатель.
Ход работы: Колбу
заполняют углекислым газом, закрывают пробкой со стеклянной и резиновой трубкой
с зажимом. В колбу высыпают 2–3 г. измельченного в ступке под вытяжкой едкого
натра. Закрывают колбу пробкой и несколько раз энергично встряхивают. Колба
начинает разогреваться, стенки отпотевают – углекислый газ прореагировал с
едким натром. Для доказательства этого конец газоотводной трубки опускают в
сосуд с водой и фенолфталеином, открывают под водой зажим, вода энергично
входит в колбу (эффект фонтана). Объяснить
наблюдаемые явления, записать уравнение реакции, определить тип реакции.
Техника безопасности: Колбу с твердым гидроксидом натрия и
углекислым газом лучше завернуть в плотную ткань, т. к. при встряхивании
колба может разбиться. Размельчать твердый едкий
натр в ступке под вытяжкой.
Утилизация: 1. Щелочной раствор едкого натра и
карбоната натрия в колбе слить в емкость – нейтрализатор. 2. Отработанную
соляную кислоту из аппарата Киппа или лабораторного прибора для получения
газов, где содержится HCI и
продукт взаимодействия СаСl2, можно утилизировать, добавив
кусочки мрамора до прекращения выделения углекислого газа. Далее раствор
фильтруют, выпаривают, кристаллы кристаллогидрата хлорида кальция используют в
лаборатории. Смесь соляной кислоты с хлоридом кальция можно использовать и как
кислоту в реакциях (добавлять небольшой избыток реактивов):
2 HCl(CaCl2) + Сa(OH)2 =СаСl2 + 2H2О
2HCl(CaCl2) + CaO =CaCl2 + H2О
2HCl(CaCl2) + СaCO3 =
СаСl2 + CО2 + H2О
Осадки Са(OH)2, СаО, CaCO3 после
фильтрования использовать для нейтрализации кислых смесей. Для этого поместить
осадки в двух – или трехлитровую банку с надписью: «Нейтрализатор кислых смесей».
Сюда в дальнейшем сливать все щелочные смеси, образующиеся в ходе
экспериментов, а также трудно перерабатываемые смеси солей тяжелых металлов,
например, смесь Рb(NO3)2, СuSO4. В
щелочной среде катионы солей образуют нерастворимые осадки:
Pb(NO3)2 + Ca(OH)2
=Pb(OH)2 + Сa(NO3)2
CuSO4+ Ca(OH)2=Сu(OH)2+CaSO4
В названной емкости необходимо постоянно поддерживать
щелочную среду (добавлять CaO, Ca(OH)2,
другие щелочные смеси), контролируя состав фенолфталеином.
Лабораторная
работа №2
Химический
эксперимент по теме: "Галогены"
Опыт 1. Получение хлорной воды. Обесцвечивание хлором красящих веществ
Оборудование и реактивы: Штатив с двумя лапками,
пробирка Вюрца с пробкой и газоотводной трубкой, хлоркальциевая трубка, зажим, U-образная
трубка, резиновые трубки, кристаллы перманганата калия, соляная кислота
(конц.), синий лакмус, вата, активированный уголь, шпатель, ложечка для
сжигания.
Ход работы: В U-образную трубку наливают
дистиллированной воды (1/5 объема) и опускают полоску синей лакмусовой бумаги.
Правое колено U-образной трубки закрывают пробкой с хлоркальциевой трубкой, в
которой находится активированный уголь (снизу и сверху комочек ваты). U-образную
трубку закрепляют в лапке штатива. Пробирку Вюрца с перманганатом калия
закрепляют во второй лапке штатива, и соединяют с U-образной трубкой. К
перманганату калия (1–2 ложечки для сжигания) добавляют концентрированной
соляной кислоты (2–2,5 мл), быстро закрывают пробкой. Выделяющийся хлор
(зеленоватая окраска на белом фоне) проходит в U-образную трубку, вытесняет
воздух, пробулькивает через воду, уровень воды в правом колене повышается. Хлор
частично растворяется в воде, образуя хлорную воду (смесь хлорноватистой и
хлороводородной кислот). Лакмус вначале краснеет, а затем обесцвечивается.
Остатки хлора проходят в хлоркальциевую трубку, где адсорбируются на
поверхности активированного угля. Объяснить наблюдаемые явления, выразить все
процессы уравнениями реакций.
Техника безопасности: Установку после опыта переносят под
вытяжку, разбирают, заливают известковой водой, затем моют. При отсутствии
вытяжного шкафа указанные действия выполняют на улице.
Утилизация: В пробирке – реакторе идет процесс:
2KMnO4+16HCl = 5Cl2+2KCl+8H2O+2МnCI2
Аналогичные процессы идут также в опытах: вытеснение хлора,
брома и йода из растворов их солей, взаимодействие
хлора с железом и сурьмой.
В описываемом опыте в U-образной трубке получилась хлорная вода, которую
следует слить в темную склянку и использовать для опытов в качестве
растворенного в воде хлора:
а) 2KI+Cl2 = I2 +2KCl
б) 2KBr + Cl2 =
Br2 +2KCl в) Cl2+Na2S
= S +2NaCl
В пробирке (а) образуется йодная вода – использовать в органической химии
для обнаружения непредельных углеводородов.
В пробирке (б) образуется бромная вода – также использовать для обнаружения
непредельных углеводородов. Содержимое пробирки (в) слить в нейтрализатор.
Оставшаяся после реакции с избытком кислоты в пробирке-реакторе жидкая
смесь MnCI2, KCl,
HCl разбавляется небольшим количеством воды, затем
нейтрализуется до образования осадка вначале известковым молоком, а затем известковой
водой с фенолфталеином до слабого малинового окрашивания: 2HCl+Ca(OH)2 =
CaCl2+2H2O и MnCl2+Ca(OH)2
= Mn(OH)2¯+CaCl2. Хлор
также поглощается гидроксидом кальция:
2CI2 + 2Ca(OH)2
= CaCI2 + Ca(CIO)2
+ 2H2O.
Дать осадку отстояться, надосадочную жидкость слить в нейтрализатор,
осадок 2–3 раза промыть декантацией, промывные воды слить в раковину. Затем
осадок отделить фильтрованием. Оставить влажный Mn(OH)2 на
воздухе, он постепенно буреет вследствие окисления, протекающего по схеме: 2Mn(OH)2 + O2 +2H2O =2Mn(OH)4.
Гидроксид марганца (IV) вновь можно использовать для получения хлора при
нагревании с концентрированной соляной кислотой:
Mn(OH)4 +4HCl = MnCl2 +Cl2+4H2O.
Опыт 2. Получение хлора. Демонстрация окраски
Оборудование
и реактивы: Пробирка демонстрационная, хлоркальциевая трубка с активированным
углем, шпатель, перманганат калия кристаллический, концентрированная соляная
кислота.
Ход
работы.
Хлор получают взаимодействием перманганата калия с соляной кислотой в
демонстрационной пробирке. Помещают 0,5 ложечки для сжигания KMnO4 в пробирку и заливают
соль соляной концентрированной кислотой. Быстро закрывают пробирку пробкой с
трубкой и активированным углем. Наблюдают на белом фоне зеленоватую окраску
хлора.
Техника
безопасности: Установку мыть под вытяжкой или на улице, вылив содержимое в
кристаллизатор с известковой водой.
Утилизация: см. опыт №1
Примечание. В подобной установке
можно демонстрировать окрашенные токсичные продукты реакции, например, окраску
оксида азота (IV), а также проводить любые эксперименты с выделением токсичных
газов и паров. Следует использовать эту установку и для выполнения лабораторных
опытов учащимися с токсичными веществами.
Опыт 3. Получение
хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде
Оборудование
и реактивы: Пробирки, пробка с газоотводной трубкой, U-образная трубка, пробка
со стеклянной трубкой и активированным углем, спиртовка, спички,
кристаллический хлорид натрия, вода дистиллированная, раствор серной кислоты
(3:2), синяя лакмусовая бумага, штатив с лапками, резиновые прокладки, шпатель,
ложечка для сжигания.
Ход
работы:
Помещают в пробирку-реактор хлорид натрия (2–3 ложечки для сжигания) и
смачивают раствором серной кислоты с небольшим количеством ее над солью.
Хлороводород при этом не выделяется. Спокойно закрывают пробирку пробкой с
газоотводной трубкой, которую соединяют с U-образной трубкой, где
налита вода (1/5 ее объема) и находится лакмусовая бумага. Другое колено U-образной трубки
закрывают пробкой со стеклянной трубкой и активированным углем.
Пробирку-реактор прогревают и сильно нагревают верхнюю часть реакционной смеси.
Уровень воды в правом колене вначале несколько повышается, наблюдается
пробулькивание пузырьков воздуха. По мере увеличения содержания хлороводорода в
газовой смеси пробулькивание газов замедляется, затем может прекратиться совсем
даже при нагревании пробирки-реактора. При несильном нагревании можно наблюдать
втягивание жидкости из левого колена в правое колено U-образной трубки. Эти
явления можно объяснить интенсивным растворением хлороводорода в воде.
Лакмусовая бумага краснеет. Реакционную массу нагревают до слабого кипения в
течение 1–1,5 мин. За это время в U-образной трубке
образуется соляная кислота достаточной концентрации для проведения опытов с
цинком, оксидом магния, карбонатом натрия и т.д. Избыток хлороводорода
полностью поглощается адсорбентом, воздух в кабинете химии остается чистым.
Написать уравнение реакции, объяснить условия течения реакции.
Техника
безопасности: 1. При нагревании смеси не держать спиртовку руками под
пробиркой-реактором. 2. По окончании получения хлороводорода нагревание
прекращают. Пробку с адсорбентом снимают с U-образной трубки и
закрывают ею пробирку-реактор для поглощения остаточного хлороводорода. 3.
Установку мыть под вытяжкой после полного остывания системы, залив детали
прибора известковой водой.
Утилизация: Соляную кислоту слить в
склянку и использовать в лаборатории. В реакционной пробирке остается смесь
сульфата и хлорида натрия, а также серная кислота. Эту смесь после растворения
в воде можно использовать для обнаружения сульфат-ионов, демонстрации кислой
среды с разными индикаторами. Смесь можно также использовать для демонстрации
свойств серной кислоты: H2SO4 + Zn = ZnSO4 + H2; H2SO4 + MgO = MgSO4 + H2O; H2SO4 + Cu(OH)2 = CuSO4 + 2H2O
После
проведения названных демонстраций, содержимое переносят в
емкость-нейтрализатор. Аналогично поступают после проведения качественной
реакции на сульфат-ион: H2SO4 + BaCI2 = 2HCI + BaSO4. Содержащиеся в
реакционной смеси другие ионы не мешают проведению указанных процессов.
В случае
накопления больших количеств отработанной смеси, ее нейтрализуют известковым
молоком и затем известковой водой до нейтральной среды с фенолфталеином. Все
сливают в раковину, так как в смеси отсутствуют токсичные вещества.
Опыт 4. Взаимодействие хлора
с железом и сурьмой
Оборудование
и реактивы: Штатив с двумя лапками, резиновые прокладки, две пробирки Вюрца,
три пробки, одна из которых с двумя отверстиями, резиновые трубки,
хлоркальциевая трубка, стеклянные трубки, спиртовка, спички, перманганат калия,
соляная кислота концентрированная, железо восстановленное, порошок сурьмы,
сухой речной песок, уголь активированный, шпатель.
Ход
работы: Собирают
установку согласно рис. 25. В хлоркальциевую трубку помещают
активированный уголь. В пробирку (1) насыпают порошок сурьмы, смешанный с сухим
чистым песком. Пробирку закрывают пробкой со стеклянной трубкой и соединяют ее
с пробиркой Вюрца (2), где будет накапливаться хлор и происходить
взаимодействие сурьмы с хлором. Эта пробирка Вюрца закрывается пробкой с двумя
отверстиями: одна для отростка хлоркальциевой трубки с активированным углем,
другая для соединительной стеклянной трубки. В другой пробирке Вюрца (3)
получают хлор из перманганата калия (1–2 ложечки для сжигания) и
концентрированной соляной кислоты (1,5–2 мл). Обе пробирки Вюрца соединены
резиновыми трубками и стеклянной трубкой, куда помещают порошок железа.
После
добавления соляной кислоты к перманганату калия, быстро закрывают пробку. Хлор «омывает
железо», реакции с железом без нагревания не происходит, далее хлор поступает в
пробирку Вюрца (2) и накапливается там некоторое время. Приподнимают пробирку
(1) и ссыпают сурьму в приемник хлора. Наблюдают интенсивное взаимодействие
хлора с сурьмой (искры, белый дым). Нагревают железный порошок в стеклянной
трубке с хлором, наблюдают образование бурого цвета хлорида железа (III). Написать уравнения
реакций взаимодействия сурьмы и железа с хлором.
Техника
безопасности: 1. Прибор должен быть герметичным. 2. Стеклянную трубку с
железом нагревают осторожно, вначале прогревают ее по всей длине.
Утилизация: Установку разбирают под
вытяжкой. Содержимое пробирки со смесью перманганата калия, соляной кислоты и
продуктов их взаимодействия переносят в кристаллизатор с известковым молоком.
Все другие емкости заполняют также известковым молоком и выливают в
емкость-нейтрализатор. Утилизация этой смеси описана в опыте №1.
Опыт 5. Вытеснение хлором иода и брома из растворов их
солей
Оборудование и реактивы:
Пробирка Вюрца с пробкой, две U-образные трубки, хлоркальциевая трубка с активированным
углем, штатив, спиртовка, спички, соляная кислота (конц.), KMnO4 (кристал.), ложечка для сжигания, растворы KI и KBr массовой долей 5%.
Ход работы: Собирают
прибор согласно рис. 26. Установка должна быть герметичной. В пробирку
Вюрца (4) помещают одну – две ложечки для сжигания кристаллического KMnO4 и соляную кислоту
(конц.), немного превышающую уровень соли. Пробирку быстро закрывают пробкой.
Выделяющийся хлор проходит сквозь толщу раствора KI в первой U-образной трубке. Наблюдают появление коричневой окраски и
образование темно – фиолетовых кристаллов иода. Далее хлор проходит через
раствор KBr во второй U-образной
трубке, вытесняет бром из соли. Раствор приобретает красновато-бурый цвет.
Излишки хлора поглощаются активированным углем в хлоркальциевой трубке (3).
Закончив опыт, установку переносят в вытяжной шкаф или на улицу, заливают
слабым щелочным раствором для нейтрализации хлора и кислоты. Затем разбирают и
моют детали установки.
Техника безопасности:
Концентрированную соляную кислоту необходимого объема наливают в емкость в
вытяжном шкафу и переносят на демонстрационный стол.
Утилизация: В первой
по ходу хлора U-образной трубке получают иод:
2KI + Cl2 ® I2 + 2KCl.
Кристаллы йода оседают через некоторое время на дно трубки,
а над осадком получается раствор йода в солевом растворе. Раствор йода слить в
склянку и использовать для обнаружения непредельных углеводородов. Кристаллы
йода промыть холодной водой, а затем растворить в спирте. Получим спиртовую
настойку йода. Если необходим кристаллический йод, то йод высушивают на
воздухе, затем переносят в склянку с плотно притертой пробкой. Во второй U-образной
трубке получают бром:
2KBr + Cl2 ® Br2 + 2KCl.
Бром находится в растворе образовавшейся соли. Слить
содержимое трубки в склянку. Использовать эту смесь для обнаружения
непредельных углеводородов, предварительно разбавив ее водой. Полученную
бромную воду можно использовать для демонстрации следующих
окислительно-восстановительных реакций:
2NH3 + 3Br2 ® N2 + 6HBr;
H2S + Br2 ® S¯ + 2HBr;
Na2S + Br2 ® S¯ + 2NaBr.
После опытов слить растворы NaBr и HBr с осадка
серы, использовать раствор вновь для получения брома: 2NaBr + Cl2 ® 2NaCl + Br2..Утилизация смеси КMnO4 и HCI: см. опыт №1.
Опыт 6. Взаимодействие иода с алюминием и цинком.
Оборудование и реактивы:
Фарфоровая ступка с пестиком, пипетка медицинская, шпатель, пробирка
демонстрационная, порошок цинка и алюминия, пробка с двумя отверстиями,
кристаллический иод, вода дистиллированная, стеклянная трубка с активированным
углем, штатив с лапкой, резиновые прокладки.
Ход работы: Готовят
смесь цинка (1 м.ч.) с иодом (4 м.ч.). В фарфоровой чашке смесь
перетирается до порошкообразного состояния и переносится в пробирку-реактор.
Пробирка-реактор закрывается пробкой со вставленной в нее пипеткой, в которую
набрана вода. В другое отверстие вставлена трубка с адсорбентом. Пипеткой
капают несколько капель воды на смесь в пробирке. Идет бурная реакция с
выделением теплоты и возгонкой части иода в виде фиолетовых паров. Аналогично
проводится опыт взаимодействия иода с алюминиевым порошком. Подсчитайте,
согласно уравнения, массы иода и алюминия для проведения реакции. Напишите
уравнения взаимодействия иода с цинком и алюминием.
Техника безопасности:
Избегайте контакта кожи рук с иодом. Иод брать шпателем. Перемешивание смеси
производить в вытяжном шкафу.
Утилизация: Пробирки
после опыта залить известковой водой и перенести в емкость-нейтрализатор.