Сочинение: Два характера в русской литературе
Сочинение: Два характера в русской литературе
Владимир
Дубровский и Петр Гринев – представители лучшей части дворянства.
В конце двадцатых – начале
тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его
интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Также, писатель
обращается к актуальной теме крестьянских выступлений.
А.С. Пушкин выставляет
напоказ ограниченный, праздный образ жизни и духовную нищету одних дворян, но
знакомит читателя и с лучшими представителями этого слоя населения.
Прослеживается это в таких произведениях поэта, как «Дубровский» и «Капитанская
дочка». А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и
"дикость" дворянства, выдвигает на первый план благородных,
честолюбивых, смелых героев. К лучшим представителям дворянства в этих повестях
относятся Владимир Дубровский и Петр Гринев.
При
первом знакомстве с нашими героями мы понимаем, что их детство и образование,
собственно, ничем не отличалось. Они воспитывались так же, как и другие дети
провинциальных дворян. Но, тем не менее, положительное впечатление при первой
встрече производит Петр. Отец отправляет его по исполнении семнадцати лет
защищать Отечество. По пути в крепость он одаривает «вожатого» заячьим тулупом,
отдает проигранные деньги малознакомому офицеру, вместо того, чтобы
отговориться неплатежеспособностью. Им руководит честь: проигрался — отдай.
Юноша понимает, что должен отвечать за свои поступки. Наблюдая за Петром
Гриневым в это время, с уверенностью можно сказать, что юноше уже знакомы
понятия «честь и благородство».
А вот Владимир Дубровский
видится нам молодым, уверенным в своем будущем дворянином, не задумывающимся о том,
откуда берутся деньги и сколько их есть у отца: “Он позволял себе роскошные
прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе
рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”. Одним словом,
наследник Андрея Гавриловича Дубровского в первое наше с ним знакомство
показался нам ничуть не выдающимся, молодому человеку были свойственны все те
шалости и поступки, которые, не задумываясь, можно приписать почти всем молодым
людям его возраста и сословия. Но скоро начинаешь понимать, что эти
представления ложные, поскольку Владимир Дубровский - настоящий сын своего
отца: такой же честный, справедливый, порядочный.
Пушкин,
настраивая нас на положительное восприятие героя повести «Капитанская дочка»,
не стремится его идеализировать. Так, Гринев, несмотря на свое доброе отношение
к Савельичу, воспринимает его все же, как слугу, о чем часто ему напоминает:
«...подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню» или: «Молчи, хрыч! Ты,
верно, пьян, пошел спать... и уложи меня».
А вот молодой Владимир
Дубровский идеализирован Пушкиным. Именно таким он видит героя-освободителя,
борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного
романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив.
Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Их протест
против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Узнав о
причине болезни Андрея Гавриловича, о том, как обошелся с ним Троекуров,
молодой Дубровский собирается мстить. Сносить обиды — не в его правилах. Но
обида не ослепила Владимира: устраивая на дорогах разбои, он подвергает
преследованию только виновных, по его мнению, людей, тех, которые из-за денег
лишились своих человеческих качеств. Бунт в душе народа почти всегда «выливается»
в реальную борьбу. И это народное восстание приобретает подпольный характер:
неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.
Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича, им ненавистны богатые,
нечистые на руку местные государственные чиновники.
Тема
восстания звучит и в повести «Капитанская дочка». Только предводителем этого
бунта является Емельян Пугачев. Кстати, линия отношений между Гриневым и
Пугачевым помогает более глубоко раскрыть образ Петра. Конечно, юному
офицеру-дворянину социальный инстинкт подсказывает, что к бунтовщикам и
мятежникам нужно относиться отрицательно. Но в сложившейся ситуации он больше
доверял личным впечатлениям. Полагая, с точки зрения дворянина, что Пугачев —
враг и разбойник, Гринев считал своим долгом рассказать правду о поведении
этого человека, не считаясь с тем, что эта правда противоречит той, что
сложилась в официальном мнении о Пугачеве.
Петр
Гринев слишком хорошо усвоил фразу, сказанную отцом: «Береги платье снову, а честь
смолоду». Не заставила пушкинского героя изменить идеалам морали и возможность
казни, он не переходит в лагерь противника, чтобы сохранить жизнь. Честен
Гринев и в разговоре с Пугачевым: «Я природный дворянин; я присягал государыне
императрице: тебе служить не могу». Более того, на вопрос Пугачева, может ли
Гринев дать обещание не идти против него, если прикажут, юноша с той же
искренностью и прямотой ответил: «Как могу тебе в этом обещаться... Сам знаешь,
не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам
начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я
от службы откажусь, когда служба моя понадобится?». Искренность Гринева
поразила Пугачева. Проникшись уважением к молодому человеку, он отпускает его.
Разговор Пугачева с Гриневым очень важен. С одной стороны, он показывает
благородство дворянина, с другой — такое же качество его противника.
Но
вернемся к Владимиру Дубровскому, ведь не только Гринев был благороден и добр.
Об этих качествах Владимира говорит тот факт, что все жители бывшего имения
отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы.
Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и
их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и
смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать. Дубровский — сильный,
смелый, бесстрашный человек.
Но зато, каким робким и
сдержанным кажется он нам на страницах, посвященных встречам его с любимой
девушкой — Машей Троекуровой. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага.
Любовь для Дубровского — чувство чистое, возвышенное, обман и любовь для него —
несовместимы. Поэтому и признается Владимир Маше, кто он на самом деле,
оставляя за девушкой право выбора. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши
Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки.
Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша
обвенчана.
Влюблен
не только молодой Дубровский, но и Гринев. Прибыв на службу в Белогородскую
крепость, Петр Гринев влюбился в дочь капитана крепости Машу Миронову.
Благородство и смелость этого человека проявляется и в эпизоде с дуэлью. Он
считает, что лучше умереть, чем позволить Швабрину порочить имя возлюбленной,
результат этого — дуэль, которая могла стоить Петру Гриневу жизни. А когда Маша
Миронова оказывается в плену у негодяя Швабрина, Гринев, не раздумывая о
последствиях, бросается ей на выручку.
Все
то же благородство, а также любовь и нежная привязанность не позволяют Гриневу назвать
на суде имя Маши Мироновой, а ведь это могло многое объяснить в истории с
Пугачевым, избавить от заключения.
Собрав все вышесказанное
о Дубровском и Гриневе воедино, получаются весьма привлекательные образы:
честные, благородные, смелые, добрые и нежные. Именно такими и хотел показать
этих героев А. С. Пушкин. Таким образом, нельзя не согласиться, что Гринев и
Дубровский – представители лучшей части дворянства.