Сочинение: Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Сочинение: Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Российский государственный университет им. И. Канта
Исторический факультет
Иконографические сюжеты в Древнерусской живописи
Искусствоведческо-терминологический
словарь,
выполнила студентка I курса
специальности
«история»
Долотова Анастасия.
Калининград
2007
-А-
Агиосоритисса
– см. Заступница
Архангел
Гавриил -
изображается иногда с райскою ветвью в руке, которая была принесена им
Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в
левой - с зеркалом из ясписа.
Архангел
Михаил – изображается
с жезлом в левой руке.
-Б-
Благовещение - Матерь Божия на иконах
Благовещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда
сидящей, как на престоле. Подножие, так же как и престол, испещрено золотыми
лучами.
-В-
Васиотисса
- один из иконографических изводов Богоматери «Одигитрия», по которому она
изображается стоящей с Младенцем на правой руке.
Введение во храм
- сюжет иллюстрирует текст апокрифического Первоевангелия Иакова о том, что
будущая Богоматерь была посвящена Богу и отдана в Иерусалимский храм, где
прожила 12 лет.
Вознесение
Господне - вверху
иконы в круглой славе, поддерживаемой двумя ангелами, изображается возносящийся
Христос. Под ним, в центре, Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в стороны и
вверх руками. В Евангелии о Богородице не говорится, вероятно, Ее образ здесь
олицетворяет христианскую Церковь.
Воскресение
Христово - Спаситель
изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами,
небесными кругами (мандрола), — знаменующими Его божественное достоинство и
славу. Край одежды Христа развевается и приподнят ветром. Ноги Спасителя
попирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно
над бездной. В левой руке Христос держит крест. Правая рука протянута Адаму. По
другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки к Христу, стоя
на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей.
По левую руку Спасителя, со стороны Евы, — сонм праотцов. Горы, в верхней
части, сужаясь и, сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними
два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусом
и желчью, и копье.
Воскрешение
Лазаря - на иконах
изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа - темная высокая
пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю. Здесь же
прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.
Всемилостивая
(«Панахранта») -
Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца
Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы.
Вход
Господень в Иерусалим
- Ученики привели осла, покрыли его своими одеждами, Иисус сел, и процессия
тронулась. Множество народа встречало известного Своими чудесами и исцелениями
Учителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми ветвями, радостно крича:
«Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисус
со славой входил в Иерусалим - город, где Он вскоре будет предан, подвергнут
истязаниям и мучительной смерти — распятию на кресте.
-Г-
-З-
Заступница
(«Агиосоритисса») - на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост,
без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.
-И-
Иоанн Богослов
— изображается среди скалистого ландшафта, сидящим на низком табурете и
диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна
нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения.
-К-
Кириотисса
- один
из иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей перед
собой Младенца.
-О-
Одигитрия
(«Путеводительница») - на этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука
которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенец
сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит
свиток, реже — книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой
Девы не касаются друг друга.
Оранта
(«Молящаяся») — один из типов изображения Богоматери, восходящий к
раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на
земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками,
разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жесте
заступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы —
Спас Эммануил.
-П-
Панахранта – см.
Всемилостивая.
Покров
Богоматери -
Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки,
Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний.
Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. На
престоле — со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета —
воплощение света, светящегося покрова.
Положение
во гроб - в каменном
гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над
телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и
Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был распят
Господь.
-Р-
Рождество
Христово - изображение
спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери
и сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящих
Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов
и Омовения Младенца.
-С-
Снятие с
креста - в
композиции представлены Иосиф Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса,
Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн Богослов, стоящий позади или
склоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева принимает на руки тело Христа и
целует его лицо, позади нее — жены-мироносицы, Мария Магдалина целует руку
Христа. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.
Собор
Богоматери - центром
композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях,
позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются
волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации
Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры,
приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей
Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – св. Иоанн
Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.
Сошествие
во ад – см.
Воскресение Христово
Спас Благое Молчание
— редкая икона Христа. «Спас Благое Молчание» изображает Христа до Своего
прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо
креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из
которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак
непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в
белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к
груди, за спиной — опущенные крылья.
Спас Вседержитель («Пантократор»)
— На иконе Христос предстает перед нами на троне, облаченным в гиматий и хитон.
Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые
гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая
Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.
Спас в силах
— центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и
гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с
вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата
можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы
евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих
спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий
овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда
название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Образ показывает
Христа таким, каким Он явится в конце времен.
Спас на престоле
— фигура Христа изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол —
символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак
царственной славы Спасителя.
Спас Нерукотворный - существует
два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На
иконах типа Спас на убрусе лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние
концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа
— лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой,
разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым
пробором. На иконах Спас на чрепии нет изображения плата, фон ровный, а в
некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. Спас
Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.
Спас Эммануил
— образ Христа в возрасте двенадцати лет. Эммануил переводится как «с нами Бог».
Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках.
-Т-
Троица
– изображаются Отец, Сын и Святой Дух, на фоне города, сидящие за столом, на
котором стоит чаша.
-У-
Умиление («Елеуса»)
– изображается Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке
Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.
Успение
Богоматери - оплакивающие
Богоматерь апостолы изображаются с обеих сторон ее ложа. Иоанн и Павел
склоняются к ней, Петр взмахивает кадильницей, среди апостолов стоят три
святители. В центре композиции - Христос, принимающий Душу, в виде небольшой, запеленатой
в белое фигурки. В так называемом облачном Успении над Христом парят архангелы,
и воспроизведена сцена перенесения апостолов на облаках к ложу, в некоторых
изводах композиция усложняется вознесением Богоматери.
-Ч-
Чудо
Георгия о змие -
всадник в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Композиция икон «Чудо
Георгия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном. Сокращенный
вариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В правом углу
обычно присутствует сегмент неба, в котором — или Христос, благословляющий
Победоносца, или Его рука. В расширенном варианте есть и царевна, ведущая
усмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем, царицей и
приближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ,
дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий Победоносца
короной.
Список
использованной литературы:
1.
Алпатов М.В.,
Древнерусская иконопись. – М., 1974.
2.
Лазарев В.Н.,
Русская иконопись от истоков до начала XVI в. – М., 1983.
3.
Успенский Б.А.,
Семиотика иконы. – М., 1995.
4.
Языкова И.К.,
Богословие иконы. – М., 1994.