Сочинение: Образ времени в одном из произведений литературы XX века
Сочинение: Образ времени в одном из произведений литературы XX века
Время–
это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не
похожим на реальное время. Так, писатель может "сжимать" время,
ограничиваясь короткой фразой, например: "Прошло три года", а может
"останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет
стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора
и лучше уяснить смысл произведения.
У
Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской
концепции. Начиная с "Белого парохода" в творчестве Ч. Айтматова
усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий
появляются легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить
произведение целиком. Усложняет писатель и образ времени, соединяя настоящее с
прошлым, позволяя ощутить глубины народной памяти.
В
романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая
главная, ведущая категория. Это День, в котором разворачивается основное
действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время
прошлого и будущего.
Едигей
– главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю
жизнь на разъезде Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских
степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг
Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает
похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и
преданий.
Одновременно
в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с
установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь,
которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный мир,
мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на
принципах справедливости и добра. Жители этой планеты предлагают землянам свою
дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту:
раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не
только отказаться от встречи, но и окружает себя непроницаемым кольцом боевых
ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и
в сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых
замечательных в романе.
Много-много
лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, -
превращали своих пленных в рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному
напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и, когда она
высыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.
Легенда
гласит, что мать одного из таких манкуртов разыскала сына и попыталась
разбудить его память. Она рассказала ему о родных, о его детстве, пела свои
материнские песни, но память манкурта молчала, он превратился в раба, который
не раздумывая исполнял лишь приказания хозяина. "Вспомни, как твоё имя? "
– вновь и вновь повторяла Кайман-Ана, но по наущению хозяев манкурт убивает
собственную мать. С тех пор, по преданию, над степью по ночам летает птица
Донебай и спрашивает у повстречавшихся путников: "Вспомни, чей ты? Чей
ты? Как твоё имя? Имя?"
Эта
легенда – не просто "вставная новелла". Она связана со всем ходом
повествования и внешне, и внутренне. Внешне тем, что её рассказчиком является
Казангап, которого Едигей провожает в последний путь. Внутренне – она обобщает
главную мысль романа: человеческий род в целом и каждый отдельный человек,
лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть собственное
прошлое и прошлое своего народа, лишается корней, превращается в марионетку,
которой легко манипулировать тем, у кого больше власти. Историческая память –
это нечто вроде духовной прививки против безнравственности и аморализма.
Таких
современных манкуртов в романе немало. Это Сабитжан, сын Казангапа, выучившийся
в горде и даже занимающий какую-то должность в облсофпрофе, человек пустой и
никчемный. Это – более страшный тип – следователь НКВД,
"крчетоглазый", как зовет его Едигей, ломающий судьбы людей, делающий
детей сиротами и жен вдовами. Наконец, это те правители планеты, которые
отдают приказ охватить Землю "Обручем" и превратить всю её в манкурта.
Поэтому
у Чингиза Айтматова время текучее и проницаемое: легенда и миф переливаются в
реальную жизнь и возвращаются обратно, приобретая осязаемые черты реальности.
В
ком же видит автор опору? Прежде всего, это Едигей, "человек трудолюбивой
души". После тяжелой контузии он возвращается с фронта домой и начинает
жизнь заново. Ч. Айтматов показывает, какие трудности приходится преодолевать
Едигею и его жене, чтобы выжить и прокормить детей. Но ни на фронте, ни в
тяжелое послевоенное время Едигей не ищет обходных, легких путей, для него
понятия чести, внутреннего достоинства постоянны и в военной , и в мирной
жизни. Эпизод борьбы с снежными заносами, когда не выдерживали даже верблюды и
падали с ног от усталости, и лишь Едигей и Казангап выстояли, можно назвать
подвигом, но почему-то теперь Едигею неловко об этом вспоминать, молодые
смеются: старые дураки, ради чего жизнь свою гробили? И действительно, ради
чего? Этот вопрос задает сам себе Едигей, и ответ на него прост: ради своих
детей , ради потомков, ради тех людей, которые едут в поездах мимо Буранного
полустанка.
Под
стать Едигею и Казангап. Его тоже можно назвать "прстым" человеком ,
но на таких-то весь мир держится. Казангап – живое воплощение народной
мудрости, традиций и обычаев. Смерть Казангапа проникнута трагической
символикой: связь времен распадается, ибо сын его не является духовным
наследником собственного отца.
В
финале романа сходятся мифологическое и конкретно-историческое время, далёкое
прошлое и обозримое будущее, недавние события нашей истории и приметы
сегодняшнего дня. Следует особо подчеркнуть, что само название романа "И
дольше века длится день" ориентировано на время. В заключение я хочу
сказать, что именно с помощью этой художественной категории мне удалось лучше
понять этот непростой роман.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/