Сочинение: Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе "На дне")
Сочинение: Реалистическое изображение Горьким дна общества (по пьесе "На дне")
Реалистическое изображение Горьким дна
общества (по
пьесе "На дне")
Время,
обстоятельства жизни, породившие социальное "дно", побудили Горького
обратиться к новой для него теме. В Казани, в Нижнем Новгороде, Москве и
Петербурге писатель видел обездоленных людей, изгоев общества, босяков,
сброшенных в подвалы и ночлежки. У писателя явилась жгучая потребность
рассказать о них и даже представить на театральных подмостках. Пусть все увидят
изнанку жизни.
Пьеса
открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру.
Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной,
доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее в
этой ремарке упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей,
"желая" их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, на
которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Я вижу слева маленькую
каморку, отгороженную ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая
Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющему
возможность жить отдельно, независимо. В центре за наковальней копошится бывший
рабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижу
Бубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий от
алкоголизма; Барон, вечно бранящийся с проституткой Настей; Татарин с
подвязанной раненой рукой.
Жизнь
обездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью,
как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей,
которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И не
случайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне:
"Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно". И далее:
"Днем и ночью часовые стерегут мое окно".
В
этих условиях ни о какой свободе не может идти речь. Но что это за
"часовые", о которых поется в этой скорбной песне? Здесь содержится
намек на хозяев жизни, угнетающих этих обездоленных людей и высасывающих из них
последние соки. Таков, например, Михаил Костылев, содержатель ночлежки. В
первом действии пьесы, повстречав Клеща, он произносит: "Сколько ты у меня
за два-то рубля в месяц места занимаешь? Надо будет накинуть на тебя
полтинничек". И тогда Клещ бросает ему негодующие слова: "Ты петлю на
меня накинь, да и задави".
Горький
здесь использует игру слов, опирается на многозначность слова
"накинуть". В этом обмене репликами в Костылеве обнаруживается
характер хищника, спрута. Костылев может много рассуждать на религиозные темы,
говорить о масле в лампаде и набожно вздыхать. Но вся эта набожность мгновенно
улетучивается, когда он оказывается один на один со своей жертвой. Тогда он
может неистово топать ногами и истерически кричать: "Поганая нищая
шкура..." Ценность человека для этого мещанина определяется наличием у
него собственности, капитала. А раз его нет у его жены, то в ее адрес могут
сыпаться подобные оскорбления. Тем более это относится к обитателям ночлежки, у
которых часто пятака нет за душой. Поэтому их можно топтать, унижать, гнать.
Своей елейной речью и повадками паука-кровопийцы Костылев чем-то напоминает
Иудушку Головлева.
Родственна
хозяину ночлежки и его жена — жадная, грубая, злобная и жестокая Василиса. Свою
озлобленность на мужа она нередко выливает на своего любовника Ваську Пепла,
увлекшегося ее сестрой Наташей, и на других ночлежников, которых она люто
ненавидит. Достаточно вспомнить, как набрасывается она на гармониста Алешку:
"Я тебе сказала, чтобы духу твоего здесь не было", а, обращаясь к
Насте, она вопрошает: "Ты что тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего
стоишь пнем? Мети пол!" Не случайно Буйнов дает ей такую обобщенную характеристику:
"Сколько в ней зверства, в бабе этой". Да, это именно зверства. Об
этом же свидетельствуют и поступки Василисы. Из ревности она обваривает
кипятком и калечит робкую Наташу, свою сестру, а Ваську Пепла, удачно
использовав для расправы над мужем, спроваживает на каторгу. Всех разметала,
всем отомстила.
Власть
этих хозяев жизни надежно охраняют такие, как полицейский Медведев, обитающий в
ночлежке и считающий, что нужно всех и вся бить "для порядку". Вот
они, те часовые, которые денно и нощно стерегут окно той "тюрьмы", в
которой по многим жизненным обстоятельствам оказались заключенными обитатели
"дна".
Но
все эти персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящей
несправедливости, но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные о
чем-то думать, мудро размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобы
вылечиться от алкоголизма и, может быть, снова вернуться на сцену, где он
когда-то так блистал. У него было особое, артистическое имя —
Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, ныне к нему
обращаются только с кличкой Актер, но все равно он мечтает о сценической славе.
Вот
и Настя лелеет свою мечту. Ей грезится французский студент по имени Рауль, о
котором она прочитала в книжке "Роковая любовь" и которого она
страстно любит. Правда, она иногда путает его имя и называет Гастоном, а тут
еще Барон потешается над нею: какая, дескать, у нее, у проститутки, может быть
любовь к студенту? Но все равно она мечтает.
Клещ
смутно надеется вырваться из ночлежки и вновь начать жизнь рабочего человека.
Он люто ненавидит праздных ночлежников, называет их рванью и золотой ротой, ему
глядеть на них стыдно. Правда, в осуществлении этой мечты серьезной помехой
является его больная жена, которая, словно цепями, приковала его к подвалу. Но
все-таки он надеется...
Сокровенное
желание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и страдания. С
душевной болью она произносит: "Не помню, когда я сыта была... Над каждым
куском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше
другого не съесть... всю жизнь в отрепьях ходила... Всю мою несчастную
жизнь". Тем не менее, измученная Анна смутно надеется пожить еще немного,
ради чего она готова еще потерпеть.
Васька
Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, когда его не будут называть презренной
кличкой "Вор", когда он сможет жениться на Наташе и уехать с нею. Он
желает так жить, "чтобы самого себя можно мне было уважать". Однако в
самом его прозвище "Пепел" заключен двойной смысл. С одной стороны,
подчеркивается его основательная уже испепеленность, а с другой — дается намек
на какие-то живые искры, а может быть, и пламя надежды, таящееся под этим
пеплом.
Лишь
два персонажа, находящиеся в этой ночлежке, явно не склонны о чем-либо мечтать:
это Бубнов, подверженный "злющему запою", и Барон, у которого все
осталось в прошлом. Примечательна фамилия этого Барона, который, как и Актер,
давно утратил свое имя. В момент особого пьяного возбуждения он неожиданно
вспоминает, что дед его звался Густав Дебиль. С одной стороны, это пышная,
аристократическая, французских корней фамилия, а с другой — слово, происходящее
от французского de bille и рождающее представление о подлинном дебиле,
физически и психологически выродившемся субъекте, ставшим сутенером у
проститутки.
В
эту трагически печальную ночлежку является Лука, он начинает старательно
поддерживать мечтания людей "дна". Он укрепляет веру Анны в
благополучную загробную жизнь, поддерживает мечтания Насти о возможной пылкой
любви, вселяет в сознание Актера веру в возможность излечения от алкоголизма в
бесплатной лечебнице. Он подхватывает слова Пепла о вольной жизни, рассказывает
ему о Сибири, где, оказывается, нужны такие люди, как Васька Пепел.
В
конце третьего акта Лука незаметно исчезает. И всем незадачливым мечтателям
приходится вновь столкнуться с реальной действительностью, безнадежной и
беспросветной. Снова нищета, болезни, пьянство, карточные игры, воровство,
проституция, безжалостный гнет. И теперь им, поднявшимся на крыльях мечты и
словно ударившимся о глухую непробиваемую стену жизни, становится еще тяжелее.
Разбиваются их надежды, сердца, трагически завершаются судьбы. Наташе
ошпаривают ноги, и она попадает в больницу. Васька Пепел отправляется в Сибирь,
но за казенный счет, становясь каторжником. Анна умирает. Клещ примиряется с
окружающим его бытом.
Толчок
к трагическим развязкам дает пламенная речь Сатина о Человеке, ибо становится
невыносимо сопоставлять то, каким человек должен быть, с тем, в какое положение
он ныне поставлен. И вот кричит, мечется, бунтует Настя, полная исступленного
отчаяния, а Актер отправляется на пустырь, чтобы там "удавиться".
Горький
скорбит о таком униженном существовании человека, о столь трагической его
судьбе, на которую тот обречен в условиях бесчеловечной действительности. И
всем пафосом своей пьесы он протестует против такого порядка вещей. Он тоже
мечтает — вместе со своим Сатиным — о таком будущем, при котором имя человека
будет звучать гордо.
Прекрасно будущее, в котором все будет в
человеке и все — для человека, когда люди забудут о существовании самого
"дна". К сожалению, не довелось еще дожить до этого будущего, но
горьковская пьеса укрепляет нас в надежде, что оно может наступить.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/