Статья: Анатомия наблюдательности
Статья: Анатомия наблюдательности
Людмила Александровна Peгуш, доктор психологических
наук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Благодаря
наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные
отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время
восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также
мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и
понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид
мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это
относится?
Наблюдательность
— это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и
восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.
Благодаря
наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные
отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при
изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия
признака, объекта, процесса.
Наблюдательность
прежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а также
условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый
зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Здесь
уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который
считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием
наблюдательности. Он писал:
Хороший
глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц
или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать
красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через
два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того,
что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо
будет понуждать себя к этому.
Благодаря
высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения
малозаметного.
Уже
в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных
предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер.
Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к
восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих
состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.
Еще
в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании
того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого
зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о
соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря
включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют
познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной
деятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификация
воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.
Н.
В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так
же высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо
увидеть только в том случае, если знаешь, что нужно искать, что нужно видеть.
Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы
в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями
выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно
увидеть, ничего и не увидел.
Значит,
профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие
оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления.
Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями
памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и
понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный
опыт.Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид
мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это
относится?
Третья
предпосылка развития наблюдательности — связь наблюдательности и
прогнозирования. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людей
особые:
ограниченность
во времени;
многогранность
объекта прогноза (человек);
почти
всегда — дефицит информации, необходимой для прогноза;
невозможность
учесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.
Поэтому
чаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключается
в том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящем
переносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждый
наблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является.
«Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» — спрашивают обманутую
пожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошо
держится, прекрасно одет».
В
психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть
психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. При
сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний
были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления.
Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических
состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления
человека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психических
явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.
Первая
специфическая особенность наблюдательности состоит в том, чтобы во внешнем
поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические,
состояния или свойства.
Вторая
особенность наблюдательности заключается в необходимости дифференцировать
признаки, через которые человек выражает себя вовне. Они могут быть выражены
через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие
в настоящем времени, а также через мимику, жесты, позы.
Третья
особенность наблюдательности связана с интересом именно к человеку как объекту
восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность
восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его
психических состояний. Профессиональные знания составляют ту основу, которая не
только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию
дифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на понимание
наблюдаемых объектов и процессов.
Четвертая
особенность наблюдательности определяется тем, что содержание деятельности
предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как
правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во
взаимоотношениях друг с другом. Эмпатия характеризуется способностью к
отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует
пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональную
сопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и
ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого
человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух,
идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие
поведения и психических состояний — вот то конкретное содержание эмпатии,
которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности
здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие
эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.
Таким
образом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объекта
наблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не только
видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/