Статья: Азбука торговли
Статья: Азбука торговли
Ничто
так не изменило облик современной торговли, как ярлычок с черно-белыми
полосками - штрих-код
В
истории было немало изобретений, революционизировавших розничную торговлю, - от
собственно денег до кассовых аппаратов, тележек для покупок и современной
кредитной системы. Но, наверное, ничто так не изменило облик современной
торговли (и не только), как одна очень простая вещь: ярлычок с напечатанными
черными и белыми полосками - штрих-код. По мере развития массового производства
и розничной торговли увеличивался и ассортимент выпускаемых и продаваемых
товаров. Уже в середине XX века в крупных супермаркетах можно было насчитать
десятки тысяч наименований товаров, и для их ручной маркировки и учета
требовалось очень много времени. Первый шаг был сделан в 1948 году. Бернард
Сильвер, студент-дипломник Технологического института Дрекселя в Филадельфии,
краем уха услышал в коридоре разговор между деканом и директором одной из
розничных сетей, который жаловался на отсутствие автоматизации на кассах.
Проблема захватила Сильвера, и вместе со своим другом Норманом Вудландом,
студентом того же института, они занялись поиском решения. Перепробовав несколько
идей, среди которых была печать ярлыков флюоресцентными красками (которые
смазывались, были недешевы и к тому же быстро "выцветали"), а также
маркировка товаров с помощью азбуки Брайля, изобретатели после нескольких
месяцев работы решили остановиться на азбуке Морзе. Вудланд предложил лишь
растянуть точки и тире в полосы, чтобы уменьшить вероятность ошибок при чтении,
а чтобы можно было читать код с любых направлений, полоску преобразовали в
систему концентрических окружностей. Для чтения планировалось применить
оптическую систему, которая использовалась при озвучивании звуковой дорожки
кинопленки.
В
1952 году изобретатели создали первый "сканер" размером со стол,
укутанный плотной клеенкой для предотвращения паразитной засветки, в котором в
качестве сенсора использовался фотоумножитель RCA 935 от кинопроектора.
Подключив к сканеру осциллограф и пронося мимо сенсора ярлык с кодом,
изобретатели увидели на экране чередование всплесков. Бумажка с кодом под
действием тепла, выделяемого мощной 500-Вт лампой накаливания, начала тлеть, но
все равно это был успех. Правда, применить систему в торговле в 1952 году было
невозможно. Изобретение Сильвера и Вудланда опередило свое время на полтора
десятка лет. Лишь в конце 1960-х благодаря появлению компьютеров и лазеров цену
и размер сканеров стало возможным уменьшить до разумных пределов. В 1971 году
компания RCA, купившая у изобретателей патент, продемонстрировала новшество на конференции
по розничной торговле, устроив лотерею с жетонами, на которых концентрическими
окружностями были нанесены коды. Впрочем, вскоре перешли к линейным
штрих-кодам, которые были нечувствительны к смазыванию краски в направлении
подачи бумаги, и в 1972 году уже был разработан единый формат таких кодов -
Universal Product Code (UPC). A 26 июня 1974 года в супермаркете Marsh в городе
Троя, штат Огайо, с помощью штрих-кода была впервые опознана и продана упаковка
жевательной резинки Wrigley's Juicy Fruit. Но ей так и не довелось быть
примененной по прямому назначению -сейчас эта упаковка занимает одно из
почетных мест в Смитсоновском музее американской истории.
Список литературы
Популярная
механика № 11 (85) ноябрь 2009