Статья: Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве
Статья: Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве
Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент
кафедры «Дошкольная психология и педагогика».
Можно
выделить три подхода к пониманию природы выразительности движений:
психологический, искусствоведческий и психофизиологический.
В
психологической литературе известно понятие «выразительные движения»; они
рассматриваются в контексте повседневного (невербального) общения между людьми
и понимаются как неотъемлемый компонент эмоций человека (С.Л. Рубинштейн), или —
иными словами — как носители информации (сигналы) о его настроении,
самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и т.д. Можно сказать, что под
выразительностью движений подразумевается информативность, в которой слиты
воедино значение, закрепленное в самом движении, и личностный смысл,
проявляющийся в том, как выполняется движение. Если использовать терминологию А.В.
Запорожца, то значение движения прочитывается по «срочным фазическим актам»,
которые больше отражают предметные (объективные) особенности внешней ситуации;
а личностный смысл усматривается в «позо-тонических компонентах», которые
больше отражают личные (субъективные) особенности человека и переживаемого им самим
отношения к внешней ситуации. В таком контексте движения человека не могут быть
«не выразительными», т.е. не информативными, т.к. они всегда, по меньшей мере,
сообщают о наличии или отсутствии переживания, отношения человека: информация
об отсутствии чего-либо — это тоже информация.
В
искусствоведческой литературе, в частности, рассматривающей игру артиста
театра, выразительность («пластическая выразительность актера») понимается как
степень, яркость проявленности содержания воплощаемого им сценического образа.
В этом контексте движения артиста могут выглядеть более или менее
выразительными или совсем невыразительными. Это зависит не только от развития
физического аппарата актера (эластичности мышц, подвижности суставов и т.п.),
но и от его воображения, веры в предлагаемые обстоятельства, способности
органично действовать в них с позиции образа, наделенного
конкретно-индивидуальными пластическими качествами. И хотя артист для
наибольшей органичности игры привлекает опыт собственных пережитых им когда-то
эмоций, однако он представляет на сцене образ не себя самого, а другого
действующего лица (персонажа). Сложность в понимании природы выразительности
применительно к искусству воплощения художественного образа средствами
выразительных движений (пантомима, танец, театр), состоит в специфике этих
видов искусств. Здесь тело и движения артиста выступают одновременно как
инструмент и материал его художественной деятельности. Более того, сценический
образ живет только в моменты исполнения и не фиксируется самим артистом в предметно-материальном
продукте, что затрудняет при анализе четкое отделение артиста-творца от продукта
его деятельности. Тем не менее, природа игры актера (по К.С. Станиславскому)
предусматривает удерживание им двойной позиции, которая позволяет ему
действовать как персонаж (согласно предлагаемым обстоятельствам) и в то же
время наблюдать за этим как внутренний зритель, критик, с тем, чтобы
корректировать свою игру, стремясь к более совершенному исполнению.
В
литературе по психофизиологии движений понимание природы выразительности
высказано Н.А. Бернштейном в рамках его теории об уровнях построения движений.
Точнее, он говорил о художественности исполнения (например, музыкальных
произведений пианистом), которое есть результат особого качества движений. Оно
достигается, с одной стороны, богатой поддержкой уровня, ведущего основное
движение или действие, всевозможными фоновыми (нижележащими) уровнями, что
обеспечивает высокую исполнительскую технику, а с другой стороны, — и это
главное — участием в координации движений вышележащих уровней, осуществляющих
их смысловую координацию, благодаря чему исполнение артиста приобретает особую
эмоциональность и проникновенность.
В
каждом из названных подходов существует то или иное понимание образа. С позиций
психологии и психофизиологии, это — внутреннее образование, представление —
результат психического отражения (например, восприятия) человеком окружающего
мира и себя самого, помогающее ему ориентироваться в изменяющихся условиях
жизни, деятельности. В искусствоведении образ рассматривается как внешнее
образование. Он может выступать, с одной стороны, как исходный комплекс
некоторых характеристик персонажа (в том числе, телесно-двигательных, связанных
с его возрастом, габаритами тела, родом занятий и пр.); многие из характеристик
того или иного образа могут существовать в культуре как архетипы (например,
сказочных персонажей) или в виде сложившихся сценических традиций. Все это
может стать отправной точкой для индивидуально-творческой работы артиста. С другой
стороны, образ понимается как результат творчества артиста, воплощающего и проживающего
его на сцене.
Учет
этих подходов и дополнение недостающих звеньев позволяет сформулировать кратко
следующую концепцию двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет.
Средством
развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве
выступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит в повседневной
жизни — стихийно и преимущественно неосознанно — в силу подражательного
присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем
окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее
продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает при
осмысленном и произвольном его освоении и использовании, условия для которого
создаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет.
Двигательно-пластическая
выразительность предполагает сочетание двух составляющих. Первая — структурная
выразительность движений — это присущая самому движению содержательность,
информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам
и направлению протекания движения. С одной стороны, она существует в культуре —
в общепринятом языке движений, особенно в жестикуляции — и передается ребенку
взрослыми. С другой стороны, структурная выразительность — как результат
освоения и присвоения ребенком того или иного движения — это способность четко
воспроизвести («артикулировать») структуру движения в соответствии с культурным
образцом и тем самым сделать понятным для окружающих содержание своего
невербального сообщения. Она отражает интеллектуальный компонент познания языка
движений
Вторая
составляющая — пластическая выразительность движений. Пластика проявляется в более
или менее тонких изменениях тонического напряжения мышц ребенка в зависимости
от содержания переживания и степени его эмоциональной включенности в выполняемое
движение. Это может порождать дополнительные смыслообразующие нюансы, штрихи,
наслаивающиеся на основу (структуру) движения, определяющие своеобразие
протекания движения от одной фазы к другой, благодаря чему наблюдается
целостность, связность, тот или иной характер движения. Поэтому пластическая
выразительность движений — это, с одной стороны, качество эмоционального
проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, — это способность
ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы.
Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже деформировать его
значение. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонент
познания языка движений.
Произвольные
выразительные движения для дошкольника — прежде всего образные движения, т.е.
внешние движения самого ребенка, посредством которых он создает образ
конкретного персонажа; в результате воплощаемый образ (игровой образ)
становится двигательно-пластическим. Игровой образ — как задача и результат
двигательно-пластического воплощения, — отвечая природе образного мышления
дошкольника, оказывается оптимальным не только с точки зрения интересного для
ребенка содержания деятельности. Он становится фактором, который наиболее
естественно позволяет сочетать в едином действии как структурную
выразительность (поступки персонажа, его внешние движения), так и пластическую
выразительность (характерные особенности его движений, переживания, внутренние
состояния). Решение ребенком задачи осмысленного и произвольного перестроения
своих движений в соответствии с характеристиками игрового образа позволяет
задействовать и, следовательно, развивать высшие уровни управления движениями —
уровни смысловой координации, благодаря чему постепенно приобретается особое
качество движений: слаженность, выразительность, и др. — а также способность
ребенка к их тонкой и сложной регуляции. Произвольное и осмысленное
двигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольника
способность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия и
эмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становится
необходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями.
Иными словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированное
интересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляции
собственного поведения в целом.
Образные
выразительные движения связаны с продуктивным воображением, так как, по Л.С. Выготскому,
детскому воображению присуща двигательная природа, и оно наиболее органично
развивается, когда ребенком используется «действенная форма изображения при
посредстве собственного тела». Развитие у дошкольников образных выразительных
движений чрезвычайно активно влияет на развитие у них воображения и творческих способностей,
особенно если произвольное и осмысленное использование этих движений проходит в
условиях соответствующей творческой деятельности — двигательно-пластического
творчества в контексте игровых (сюжетных) ситуаций, построенных на взаимодействии
разнохарактерных персонажей. Различаются два вида двигательно-пластического
творчества дошкольников. «Сочинение» больше связано со структурной
выразительностью движений и состоит в самостоятельном поиске движений,
отвечающих образному содержанию, и выстраивании их в более или менее целостные
композиции. Творческое исполнение больше связано с пластической
выразительностью и проявляется, в частности, в том, что в образное движение
ребенок включается «всем телом». В силу импровизационного характера детского
творчества пластически выразительное исполнение может порождать интересные
решения в «сочинении» образа.
Благодаря
двигательно-пластическому воплощению взаимодействия разнохарактерных персонажей
в контексте различных сюжетных ситуаций у детей развиваются не только
представления о выразительных возможностях языка движений, но и коммуникативные
способности в плане использования движений, жестов как средств невербального
общения
Итак,
выразительное движение дошкольника может рассматриваться как движение, которое
несет в себе все многообразие психики ребенка, а двигательно-пластическая
выразительность — как система способностей: познавательных (нормативных и творческих),
коммуникативных и регуляторных.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/