Статья: Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы
Статья: Гражданско-нравственное становление школьника как стратегическая задача школы
Семыкина Е. Н.
Если
бытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желания
суть единственный разумный критерий для практической ориентировки человека в
мире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности и не будет ли
моим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью, бесхитростное и
естественное «carpe diem»?
С.
Л. Франк «Этика нигилизма»
Пришло
время, когда и государство и общество осознали необходимость серьезной
комплексной разработки темы гражданского становления школьника в изменившихся
условиях. Сразу необходимо выделить важное обстоятельство. Распространено
мнение, что, гражданское, нравственное воспитание в школе это избыточная
роскошь, то есть нужно научить читать, писать, считать, изучить иностранные
языки, а уж все остальное как получится, а если получится, то хорошо, а нет –
так что же делать (жизнь научит). Мы уверены, что это неверный подход, а во
многом вредный. Становление гражданско-нравственной позиции – необходимость не
только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Большое количество
социальных и экономических проблем можно снять, если каждый человек осознает
свои интересы, сообразуя их с интересами других людей и общества в целом.
Поймет, что его жизнь и благополучие напрямую зависят от политического и
экономического состояния государства и развития гражданских институтов в
обществе и эти институты необходимо развивать.
Гражданская
позиция базируется на определенных нравственных качествах: таких как
милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное
достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать
их становлению.
Но,
испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и
насаждения «разумного, доброго, вечного», что, как правило, приводило к
отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое
сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое
опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества
(а подразумевалось - навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет,
мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост
преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и
наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
Нынешнее
положение стабилизирует, во-первых, то, что воспитательную функцию, упущенную
школой, взяла на себя семья (хотя известно в каком критическом положении
оказались семьи; и как сложно уделять внимание воспитанию во времена перемен,
когда происходит социальный слом). И, во-вторых, то, что опытные, мудрые
педагоги-практики несмотря ни на что продолжали воспитательную работу по
становлению нравственных качеств у школьников, хотя она часто проходила
бессистемно.
Очевидно,
что сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так
как в новых, изменившихся социальных условиях даже прекрасно разработанные
воспитательные системы дают сбои из-за несоответствия социальных условий и
целей. Так происходит с системой Антона Семеновича Макаренко, например, потому
что она разрабатывалась и писалась в определенных социальных условиях и ставила
определенные воспитательные цели. В наше время и условия и цели изменились. Так
происходит и с другими известными воспитательными системами.
Задача
современной науки привлечь весь предыдущий опыт и учитывая новые условия дать
школе теоретические разработки для успешного преодоления сложностей. Но и
практически нельзя упустить ситуацию, так как каждый год школа выпускает в
быстро меняющуюся жизнь молодых людей и чтобы сохранить стабильность в обществе
у этих ребят должны быть четкие моральные ориентиры и ясная гражданская
позиция.
В
рамках городской экспериментальной площадки «Жизнедеятельность образовательного
учреждения как сфера нравственно-этического становления и развития личности»
работают разные школы со своими особенностями, среди которых история школы, ее
месторасположение, сложившийся педагогический коллектив, состав детей и т.д.
Изначально с каждой школой были обсуждены условия и задачи в экспериментальном
поле. И каждый коллектив определил свои задачи в деятельности площадки.
Основным
направлением работы для всех школ на первом этапе было проведение диагностики.
Любое исследование предполагает глубокий анализ объекта исследования. Для
диагностики были отобраны уже заслужившие признание педагогов тесты: размышляем
о жизненном опыте (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой);
адаптированный вариант теста «размышляем о жизненном опыте» для младших
школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым);
методика "изучения мотивов участия школьников в деятельности";
методика «репка»; методика «цветик - семицветик»; методика «пословицы». Нашей
гипотезой было то, что комплексное использование данных тестов и методик в
определенном временном промежутке с определенными интервалами для разных
возрастных групп даст достаточно полную картину состояния нравственных и
гражданских качеств школьников.
Известно,
что до сих пор существуют разные точки зрения на диагностику по выявлению
качеств личности. Многие ученые считают, что невозможно количественно оценить
воспитанность. А есть серьезные разработки по мониторингу именно количественных
показателей воспитанности. Но каждому исследователю необходимо опираться на
достоверную диагностическую базу. В ходе эксперимента предполагается создать
методику применения комплекса тестов для диагностики с созданием в случае
необходимости дополнительных тестовых материалов и методики. Эта задача была
проработана в течение года и данная работа продолжается. Она дает интересные
результаты. Кроме того, перед нами стоит задача разработать рекомендации по
развитию и коррекции личностных качеств школьников в зависимости от результатов
диагностики.
Кроме
нравственных и формируемых на их основе гражданских качеств необходимо
сформировать у школьников и психологические качества, которые на наш взгляд,
будут закреплять нравственные качества - это устойчивость и эмпатия.
Игнорирование психологического механизма развития личности не позволит считать
проводимое исследование достоверным.
Эмпатия
«… это скорее процесс, чем состояние. … Эмпатический способ общения с другой
личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир
другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность
к меняющимся переживаниям другого…. Это означает временную жизнь другой жизнью,
деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает
улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки
вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться
травмирующими.…Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих
впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам… …Может быть, это
описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть
ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким»
Мы
стоим на плечах прежних поколений, личность развивается и формируется под
влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает
определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. В
этом случае авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала
высокой квалификации, образцы его поведения служат гражданскому и нравственному
воспитанию школьников. Поэтому в рамках площадки читается курс лекций для
учителей, воспитателей, методистов, руководителей школ. И проводится серьезная
методическая поддержка в форме постоянно действующего семинара.
Мы
уверены, что гражданско-нравственное воспитание и самовоспитание как
осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких
нравственных качеств и преодоление недостатков в нравственной сфере, крайне
необходима современному обществу как одна из главных стратегических задач.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru