Статья: Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов
Статья: Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции морального отчуждения студентов
Соиск. Малиева З.К.
Кафедра педагогики.
Северо-Осетинский
государственный университет
Поднимается
проблема педагогической коррекции морального отчуждения. Основным фактором в
решении этой проблемы является создание гуманной личностно-ориетированной среды
в вузе. Практическая реализация идеи гуманизации в этом процессе связывается с
системой социально-педагогического сопровождения студентов, находящихся в
состоянии морального отчуждения.
Современное
состояние социально-экономической и духовной сфер общества свидетельствует о
массовых явлениях отчуждения и национальной обособленности, нарушениях
взаимосвязи между национальными культурами, людьми – носителями разных
мировоззренческих и нравственных взглядов. Нынешний век принес обществу
значительные нравственные потери, породил у людей «социальную глухоту».
Поставлена под угрозу одна из главных гуманистических ценностей – взаимообщение
и взаимопонимание, духовно-нравственное и физическое здоровье человека.
Проблемой
отчуждения людей друг от друга, отчуждения от морали, добра и справедливости
занимались выдающиеся философы прошлого – А. Бердяев, К. Гельвеций, Г.В.Ф.
Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Н. С. Кьеркегор, К. Маркс, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-П. Сартр,
И.Г. Фихте, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.
В
психологии проблеме отчуждения уделяли внимание такие ученые, как А. Валлон, К.
Роджерс, Г. Розенталь, Ф.А. Хейниман, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни,
Э. Эриксон и др.
В
отечественной теоретико-экспериментальной психологической литературе отчуждение
рассматривается у таких ученых, как К.А. Абульханова-Славская, В.В.
Абраменкова, В.С. Мухина, А.В. Петровский и др.[1].
Исходя
из анализа литературы, мы рассматриваем моральное отчуждение (МО) личности как
отчуждение ее от добра, справедливости, традиционных нравственных ценностей
общества [2], и, как следствие этого, – дисгармонию в отношениях личности со
значимыми близкими и с миром (его ценностями, нормами поведения, законами).
Дисгармония проявляется в деятельности и общении, во внутренних переживаниях.
Учитывая,
что молодые люди уже не поддаются тем методам воспитания, которым доступен
ребенок, у них есть своя воля, свои убеждения, более или менее определенное
самосознание, а поэтому они гораздо менее доступны схематическому воздействию
[3], мы рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как
деятельность педагога, направленную на нравственное развитие личности, но и как
деятельность, направленную на поиск путей совершенствования среды, в которой
формируется личность. Этот весьма важный гуманистический аспект образования мы
встречаем в работах Е.В.Бондаревской по проблемам педагогической культуры,
гуманизации педагогического процесса, личностно-ориентированному образованию и
воспитанию.
Среда
– это всё, среди чего в окружающем мире находится и развивается личность. В
понятие среды входят социальные, культурные, экологические факторы и природные
условия жизни людей. Проблема создания гуманной личностно-ориентированной среды
[4] в различных образовательных учреждениях, идеи гуманизации образования,
теории воспитания гуманной личности в различных педагогических системах,
концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания направлены на
решение общей цели – коррекции отчуждения личности от нравственных норм
общества, других, себя.
Проблема
гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные
периоды (Ш. Амонашвили, П.П. Блонский, Януш Корчак, В.А. Сухомлинский, Л.Н.
Толстой, К.Д. Ушинский и др.). Гуманизация образования – это гуманное
(человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать
его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать.
Гуманистический
подход связывает педагогическую коррекцию МО с очеловечиванием учебного
процесса, с учетом основных характеристик человека, который учится – общие,
отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные,
групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании и др.)[5]. Б.М. Бим-Бад
напрямую связывает цель образования и духовное развитие личности: «Главная цель
общего образования – духовное развитие личности» [6].
Создание
гуманной личностно-ориентированной системы в вузе, направленной на
педагогическую коррекцию МО, предполагает:
принять
концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а
как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и
воспитание органически сливаются;
выявить
характер взаимоотношений основных участников учебного процесса – администрации,
учителей, учеников, родителей;
осуществлять
поиск путей совершенствования среды, в условиях которой формируется личность.
Реализацию
идей гуманизации, личностно-ориентированного образования в процессе
педагогической коррекции МО мы связываем с системой социально-педагогического
сопровождения, которая может трактоваться как помощь субъекту развития в
формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в
котором несет сам субъект [7]. Опираясь на то, что личность – это единство
психических свойств, составляющих её индивидуальность, система
социально-педагогического сопровождения реализует в своей технологии важный
психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в
учебно-воспитательной работе учитываются индивидуальные особенности каждого
студента.
В
свете теории социально-педагогического сопровождения технология педагогической
коррекции МО представляет собой сопровождение студентов в значимых для них
системах отношений: студенты « родители, студенты « преподаватели, личность «
личность (группа), группа « группа, личность « я, направленное на
гармонизацию отношений студентов к миру, окружающим, себе.
Личностно-ориентированная
система социально-педагогического сопровождения создает условия для
самопознания, самосовершенствования, самовоспитания, стимулирует студента к
совершению осознанных, нравственных поступков. В результате студент:
получает
возможность взглянуть на себя изнутри и извне,
сравнивает
себя с другими студентами, оценивает свои поступки и поведение, учится
принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт
характера;
вырабатывает
силу воли, учится управлять собой через постоянное влияние на учебные и
жизненные ситуации;
учится
преодолевать собственные эмоциональные барьеры;
учится
продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.
Все
это способствует эффективному процессу преодоления отчуждения студента. Студент
сознательно или стихийно мобилизует свои ценные качества, в то же время
компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению
успеха.
Заключение.
В результате применения технологии педагогической коррекции МО студентов нами
была отмечена тенденция к снижению уровня негативных эмоциональных состояний.
Возрос уровень культуры общения, справедливости, сочувствия, понимания,
готовности помочь другим. Проведенная нами в ходе исследований работа привела к
гармонизации отношений студентов с родителями, преподавателями и ровесниками.
Выработала умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к
другим. Сформировала у многих студентов умение конструктивно выходить из
конфликтных ситуаций собственными силами.
Список литературы
Малиева
З. К. Некоторые аспекты проблемы отчуждения личности / Теория и практика
обучения и воспитания: Сборник научных трудов / Под ред. Б.А. Тахохова.
Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003.
Смоленцев
Ю. В., Прохоровская Т. И. Особенности морального отчуждения // Вестник Моск.
ун-та. Сер. 7. Философия. М.: 1995. №1.
Юнг
К. Г. Конфликты детской души. М.: КАНОН, 1995.
Шпакова
В. А. Подготовка студентов к организации гуманной личностно-ориентированной
спортивной среды: дисс... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.
Олейникова
О. Д. Составляющие гуманизации образования. Сб.: Россия и Восток: проблемы
взаимодействия. Ч 2. Новосибирск: Изд.: НГПУ, 1999.
Бим-Бад
Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. М., Изд. УРАО, 1998.
Комплексное
сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные
проблемы / Под ред. Шипициной Л.М., Казаковой Е.И. СПб.: Ин-т спец. педагогики
и психологии, 2000.