Статья: Использование компьютера в реализации школьных программ
Статья: Использование компьютера в реализации школьных программ
Ксения Федосова
В
образовательной практике нашего лицея компьютерные технологии используются
широко. Если не упоминать о том, что делается с помощью компьютера для учеников,
а говорить только о том, что делают сами лицеисты в течение учебного года, то в
первую очередь стоит упомянуть владение Power Point. Все наши ребята за учебный
год успевают дополнительно к обычным занятиям написать курсовые работы - собственные
исследования по самым разным предметам и направлениям. В конце года проходит
защита курсовых работ: каждый лицеист представляет полученные им результаты в
виде доклада и презентации. Способность быстро и грамотно работать в Microsoft
Word, чтобы набрать текст курсовой и подготовить нужные графики-схемы-диаграммы,
а потом еще и выполнить презентацию – это тот базовый уровень, который
приходится осваивать всем тем, кто еще не успел этого сделать до поступления к
нам.
На
моей специализации – фольклористике – курсовые работы пишутся по материалам, записанным
в экспедиции. То есть сами ребята, прежде чем выполнять исследование, едут в
глухие деревни и расспрашивают старожилов об истории их края, о местных
традициях и самых разных интересностях: во что одевались бабушки, когда все
было самотканое; что танцевали, когда не было магнитофонов; как и что ели, когда
в деревне еще не построили магазина, а про холодильники и слыхом не слыхивали –
обо всем том, что сегодняшнему горожанину, а особенно москвичу, и в голову
прийти не может. Другой мир – именно это хочется показать. Что была возможна
жизнь без электричества и супермаркетов. И вот здесь поджидает парадокс: та, возможная,
другая жизнь, которая «была» и уже почти прошла, - та жизнь, которая, казалось
бы, по своей природе противоположна современным информационным технологиям, - именно
с помощью этих технологий только и может быть зафиксирована, сохранена, актуализирована
и тем самым засвидетельствована в современном пространстве. Потому что
современное пространство – информационное. Когда это стало понятно, пришлось
нам разрабатывать такие технологии, которые бы позволяли как-то транслировать
наш опыт встречи с иной культурой, при этом не ломая и не искажая саму эту
культуру.
Итак,
что это за технологии. Иными словами - как мы работаем. Сложно представить себе
компьютер в деревенском доме, не так ли? Тем более – несколько компьютеров и
ноутбуков, сканер, принтер, десяток цифровых диктофонов рядком на длинном столе
у бревенчатой стены. Тем не менее, именно такова мизансцена нашей
экспедиционной работы. Наш рабочий инструмент – цифровой диктофон, с которым мы
каждый день отправляемся на запись. Улов – два-три часа звучания каждый день –
пространные интервью с жителями деревни. Таким образом, прежде всего каждому
участнику экспедиции приходится потренироваться в чисто технических навыках:
освоить сам диктофон, повозиться с перекачиванием файлов с компьютера и на
компьютер, разобраться с форматами записи.
Следующий
шаг: каждое интервью требуется описать – составить к нему своего рода
содержание. Иначе запись будет лежать мертвым грузом, никто и никогда не выудит
из нее нужной информации. А если этих записей – 15-20 часов от каждого
участника за десять дней работы? А участников – 15 человек? Значит, необходимо
изобретать такую форму описания и систематизации материала, чтобы можно было
находить информацию разного типа, да не только по своим записям, а по записям
коллег, и не только по свежим следам, а и через несколько месяцев в Москве, когда
подзабудешь уже, о чем говорил с Марьей Ивановной и что сказал в интервью Федор
Матвеевич, а дело как раз дойдет до курсовой. Эту проблему более-менее решили:
изобрели такую базу данных, в которую сами школьники уже в экспедиции могут
добавлять материал и в которой его удобно хранить и использовать. Конечно, ребятам
приходится попотеть, пока они разберутся с принципами хранения записей. Но мне
кажется, это совершенно необходимо. И не только потому, что без этого
невозможно пользоваться архивом. То, как укладывается материал в базу данных, сразу
очень много говорит об устройстве местной традиции в целом, как бы дает его
портрет. Это – сразу ключ в руках исследователя и небезразличного гостя.
Ну
а дальше, когда необходимое - техника записи и обработки освоена, - начинается
творчество.
Последние
годы с помощью компьютера удается прямо в экспедиции делать довольно серьезные
проекты. Один из наиболее объемных – электронная энциклопедия старинного
поморского села Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. Проект лежит в
Интернете в открытом доступе
(http://e-project.redu.ru/virtual/varzuga/index.htm). В тот год удалось не
только обработать и выложить и рассказы варзужан (то есть взятые у них нами
интервью), но и отсканировать и отснять много материала, который собрали
варзужские школьники, очень интересующиеся собственной историей. В энциклопедию
включили большое интервью с настоятелем Успенского прихода с. Варзуги о.
Митрофаном (Баданиным). Отсканировали и несколько больших книг о Варзуге.
Ребята составили диалектный словарь. С помощью GPS навигаторов сделали карту
села. В общем, работали дружно. Хотели составить максимально полное, насколько
нас хватит, описание самых разных сторон жизни села.
А
в последний год вышли на другой принцип – сделали википедию одного села, а
именно с. Азаполье Мезенского р-на Архангельской области. Она тоже доступна в
Интернете: http://www.1553.ru/projects/azap/cath.htm. Википедия отличается от
энциклопедии своей открытостью. В этот раз мы пришли к тому, что описание не
должно претендовать на исчерпывающую полноту, потому что где же будет тогда
место изменениям, живой жизни? То, что получилось, - это скорее взгляд из
одного мира на другой: ребята выбирали себе те темы, которые казались им
интересными, и писали на эти темы небольшие статьи, делали и подбирали
фотографии. Так и сложилась википедия Азаполья. Там есть и простые статьи о
конкретных предметах: цепахи, братыня, ладка, рюжа – не знаете, что это такое?
Загляните, там написано. Есть – о праздниках, природе, местных названиях, церковной
жизни, о наших замечательных собеседниках, которых принято называть серьезным
словом «информант». Мезенское село глазами московской школьной экспедиционной
группы. Маленькие открытия, поэзия конкретного, удивление известному и
малоизвестному.
В
этом году поедем в Забайкалье. Мы уже работали там несколько лет назад, но
тогда никакого проекта выполнить не получилось. А запрос был: директор школы
очень хотела, чтобы получилось что-то подобное. Будем надеяться, что сможем в
этом году. Что в виртуальность компьютерных пикселей удастся уловить нашу
встречу с настоящей жизнью.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru