Статья: Категория развития в педагогике
Статья: Категория развития в педагогике
Склярова Т. В.
Категория
развития является одной из ведущих в современных научных исследованиях. В общенаучной
методологии развитие определяется как закономерное, необратимое и направленное
изменение качества материальных или идеальных объектов. В таком понимании
категория развития вошла в науку немногим более двухсот лет назад.
Понятие
развития напрямую связано с понятием времени, поскольку всякое развитие
осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.
Циклическое восприятие времени, доминирующее в античной философии, исключало
постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению
принципиально нового. Со времен древнего Рима происходящие изменения
рассматривались как процесс проявления того, что уже есть. Термин «evolutio»
означал разворачивание свитка, в котором уже все записано, но до определённого
срока скрыто.
Идея
направленности времени обретает особую значимость в христианстве. Ценность и
значимость времени связывается с движением созданного Богом мира к такому
состоянию, когда не будет времени (эсхатология – учение о конце времени).
Каждое мгновение в таком понимании приобретает особую ценность и
неповторимость, потому что обладает потенциалом приближения ко времени
«исполнения сроков».
Существующие
различия в восприятии христианскими мыслителями качественных изменений во
времени отражают разницу в понимании участия Бога в жизни сотворённого Им мира.
Так, например, учение о предопределенности человека от рождения к духовному
спасению или к гибели, исходят из представления о том, что единожды созданный
мир развивается по законам исходного Замысла. Православная антропология не
рассматривает бытие человеческой личности в категориях предопределённости.
Православная догматика обосновывает учение о Промысле Божием, как «непрестанном
действии всемогущества…, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их
к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от
добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Представление о Промысле Божием соотносится с православии с термином
«провиденциальный», что в славянском тексте Библии именуется «Божественным
смотрением», а Святыми Отцами называлось «попечением».
Построение
Гегелем диалектики, как учения о всеобщем развитии, также исходило из
провиденциальности происходящих в мире изменений. Это отмечалось, правда, с
оговорками, даже в советской философии. «Провидение и притом божественное
провидение, управляет мировыми событиями» - цитирует философский словарь
утверждение Гегеля, написанное в его «Философии истории».
Категория
развития в психологии рассматривается как в понимании эволюционных изменений
(от лат. «evolutio»), т.е. появления того, что уже есть, но пока не проявилось;
так и в понимании генетических изменений (от греч. «genesis»), т.е.
происхождения и становления нового состояния изучаемого объекта.
Культурно-историческая
теория развития, разработанная Л.С.Выготским, определяет феномен развития
детской психики как процесс появления того, что дано и проявления того, что
задано и при определённых условиях может сформироваться.
Возрастная
психология изучает такие формы развития, как филогенез, онтогенез, патогенез.
Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение)
изучает изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, в том
числе и вида «homo sapiens». Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos — сущее,
genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального
организма, в психологии описывает формирование основных структур психики
индивида в течение его жизни. Патогенез (от греч. pathos страдание, болезнь, genesis
зарождение, происхождение) — совокупность процессов, определяющих
возникновение, течение и исход болезней, в психологии описывает механизмы
нарушения психического развития.
Процесс
развития в возрастной психологии рассматривается в плане количественных
изменений – рост и увеличение и качественных изменений психики, предполагающих
скачкообразный переход на другой уровень её организации (метаморфоза - от греч.
metamórphosis — превращение).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru