Статья: Мифологема додекады
Статья: Мифологема додекады
А.Исаев
МИФОЛОГЕМА ДОДЕКАДЫ
Двенадцать является сакральным числом во многих культурах, в том числе и
не связанных между собой ни географически, ни генетически. В Элладе это прежде
всего - двенадцать олимпийских богов и двенадцать подвигов Геракла. В
гомеровских поэмах мы встречаем 12 титанов, 12 убитых Диомедом фракийцев, 12
пленников, принесенных Ахиллом в жертву; 12 женихов Пенелопы, 12 неверных
служанок в доме Одиссея, 12 феакийских царей, 12 коней Агамемнона,12 жеребят
Борея, 12 жертвенных телят Гектора, 12 быков в качестве приза для победителя на
играх в честь Патрокла, 12 ног у Сциллы.
В других традициях - это двенадцать врат древнеегипетского ада, знаков
Зодиака, богов скандинавского Асгарда, рыцарей «Круглого стола», учеников
персидского Митры. В Древнем Риме - законы двенадцати таблиц, двенадцать дней и
ночей празднования Сатурналий. В исламе двенадцать имамов, потомков Али,
управляют двенадцатью часами дня. Число "двенадцать" во всей
Восточной Азии ассоциируется со священным китайским 12-летним календарным
циклом. Здесь можно назвать монгольский обряд «жилийн оролго», совершаемый
человеком раз в 12 лет, в годовщину его циклического знака; деление
пространства юрты на 12 сегментов, каждый из которых "привязан" к
одному из животных цикла.
Велика роль числа 12 в иудео-христианской традиции: это двунадесятые
праздники Православия, двенадцать апостолов, двенадцать «колен Израилевых». В
горнем Иерусалиме двенадцать ворот с двенадцатью Ангелами на них; двенадцать
оснований с именами апостолов; двенадцать жемчужин и драгоценных камней.
Измерение города в двенадцать тысяч стадий состоит из тысячи, умноженной на
двенадцать. Древо жизни имеет двенадцать сортов фруктов и дает плод двенадцать
раз в год. И, наконец, сто сорок четыре тысячи искупленных — двенадцать тысяч,
умноженные на двенадцать.
Обыденная жизнь человечества немыслима без двенадцати месяцев года и
двенадцати делений циферблата.
Такая всепланетная распространенность говорит о некой «изначальности»
додекады. Поскольку все многообразие мира – это производные и различные
сочетания Пространства и Времени, каковые, по большому счету одни только и
существуют, попробуем найти проявления этого числа в них. Современная наука
далека от знания этих феноменов, поэтому обратимся к наиболее полной копилке
человеческого знания - мифологии и религии.
В изначальном водяном хаосе индоариев плавало золотое яйцо Хираньягарбха.
Из него появился демиург Праджапати (в некоторых мифах - Брахман), силой мысли
разделивший яйцо на две половинки: из верхней возникло небо, из нижней - земля.
И сам Брахман разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую. Иногда первичная
космогоническая функция приписывается Индре или Дьявартхиви. По древнейшим
верованиям иранцев, боги сотворили вселенную в форме яйцеобразной скорлупы.
Орфики также полагали мир рожденным из золотого яйца. Известный хеттам образ
Солнца, поднимающегося из моря, возможно, является переработкой сюжета о
золотом зародыше, появившемся из предвечной хаотической стихии. Из дошедших до
нас фрагментов хеттской космологической традиции известно, что Бог грозы
каменным ножом отделил Небо от Земли.
Итак, изначально в мире существует только аморфный, а потому статичный
Хаос, символом которого чаще выступает вода. «В тех религиозных ансамблях, где
присутствуют Воды, они неизменно сохраняют свою функцию, растворяя, уничтожая
формы, смывая грехи, очищая и возрождая. Их удел – предшествовать Творению,
подготавливая и восполняя его, поскольку сами они не в состоянии превозмочь
собственную модальность, то есть проявиться в виде форм. Воды не могут
преодолеть условий виртуального, зародышевого, латентного. Все, что является
нормой, проявляется над уровнем Вод, отделяясь от них. И напротив, оторвавшись
от Вод, перестав быть виртуальной, любая форма подпадает под законы Времени и
Жизни; она обретает границы, участвует во вселенском становлении, испытывает
гнет истории, дряхлеет и в конце концов исчерпывает свою суть…» - писал Мирча
Элиаде.(1) Затем в Хаосе появляется пока не мир, но его зародыш, дальнейшее
саморазвитие и структуризация которого приводит к появлению Космоса.
Критическим моментом этого процесса становится перерастание единичности
зародыша в двойственность, проявляющуюся прежде всего в отделении Неба от
Земли, что символизирует разделение верха и низа, дня и ночи, мужского и
женского начал и т.д. – то есть в привнесении в мир первой пары
противоположностей, взаимодействие которых становится парадигмой дальнейшего
расширения и диверсификации космоса. Их взаимодействие приводит к тому, что мир
троится: во времени возникают прошлое, настоящее, будущее; пространство
организуется по вертикали: мир небесный, земной и подземный; и по горизонтали:
правое-центр-левое. Это динамичный, обустраивающийся мир, мир в движении. Сама
троичная организация времени и пространства требовала троичной же иерофании,
чаще воплощенной в трех богах - братьях.
Один из них становится верховным небесным богом – громовержцем. Так,
победившие Крона братья Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой небо, море и
подземный мир, оставив землю в совместном ведении. В ирландском эпосе действуют
«три бога Дану», сыновья этой богини: Бриан, Иухар и Иухарба, иногда – Гоибниу,
Лухте и Кредне или Луг, Дагда, Огма. В хеттской мифологии трое братьев - Бог
Грозы, Тасмису-Гора и Аранцах-Река вышли из черепа Кумарби, проломленного
камнем. Скандинавский Один сотворил людей с помощью своих братьев Вилли и Ве.
Согласно зороастрийской традиции, в последнем четвертом, еще не наступившем
3000-летнем «веке» власть перейдет к трем сыновьям Заратуштры: Ухшиат-Эрету,
Ухшиаг-Нему и Астват-Эрету. Скорее всего, три брата русских сказок – тоже стертый
образ трех божественных братьев.
Порой во главе пантеона стоят три божества, не являющиеся братьями. Так,
божественную триаду римлян составляют Юпитер, Марс и Квирин. При наличии
братьев, отошедших на задний план, Один в дальнейшем почитался в окружении Тора
(своего сына) и Фрейра (бывшего врага), с которыми имел в Упсале общий храм. В
центре поклонения индуистов стоят Брахма, Шива и Вишну, а ведическая троица
предстает в обликах Митры-Варуны, Индры и двух Насатьев (о причинах двоичности
первого и третьего членов ведической триады см.: Ж.Демюзиля «Верховные боги
индоевропейцев», Москва, 1986). Идея божественной троицы была призвана
воплотить гармонию и динамичность космической экзистенции. В философии
Аристотеля «… «целое» и «все» определяется через число три: начало, середина и
конец составляют число целого и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы,
так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях».(2) На
сходных позициях стояли пифагорейцы и неоплатоники.
Потом мир, внутренний заряд которого начинает иссякать в борьбе с
окружающим его Хаосом, переходит в статичное состояние. Пространство обретает
четыре направления, определяемые как «стороны света». Время обретает четыре
фазы, объемлющие полный жизненный цикл любого феномена: рождение, рост,
убывание, смерть. Это и годовой цикл с его четырьмя сезонами, и четыре времени
суток - «микрогода», и четыре фазы Луны, и четыре этапа человеческой жизни.
Интересно, что и человеческая история подчиняется тому же алгоритму:
Джанбаттиста Вико, например, писал о четырех фазах внутри каждого исторического
цикла; Арнольд Тойнби и Лев Гумилев также выделяли четыре фазы - зарождение,
рост, надлом и распад в жизни всех идентифицированных ими цивилизаций (у
первого) или этносов (у второго). О четырех расах обитателей Земли говорят
последователи т.н. «Традиции»: Блаватская, Шюре и др. Интересно, что и
Э.Сваденберг писал о четырех поколениях людей от сотворения мира, в каждом из
которых постепенно убывает благодать.(3)
Мир индоариев от рождения до гибели проходит четыре этапа, каждый из
которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они составляют великий
период бытия - махаюгу: «Критаюга – это совершенный век, вот почему он
называется еще сатьяюгой, то есть «реальным веком»… В течение Критаюги
нравственный закон Вселенной - дхарма, соблюдается неукоснительно… Следующий
«век», третаюга, «триада»… знаменует собой известный упадок… Исполнение долга
не осуществляется само по себе, ему надо учиться… В эпоху двапараюги на земле
сохраняется лишь половина дхармы… В калиюге, «темном веке», остается лишь
четверть дхармы… Человек и общество достигают в калиюге крайнего предела
вырождения. Заканчивается все махапралаей – возвращением всех форм и
модальностей существования к пракрити, изначальной неоформленной
субстанции».(4)
Маздеистский текст «Судкар-наск» повествует о четырех веках жизни мира:
Золотом, Серебряном, Стальном и «с примесью железа». Более поздняя Авеста тоже
излагает четверичную историю вселенной: первые 3 тысячелетия Космос пребывал в
идеальном духовном состоянии, в следующие 3 тысячелетия возникает материальный
мир, пребывавший в состоянии «золотого века», на протяжении следующих 3000 лет
идет борьба света и тьмы, и последний цикл, в котором Заратуштра получает
материальное воплощение, еще не наступил, он закончится Страшным судом.
В хеттской мифологии четырехчастная история мира изложена в «Поэме о
царствовании на небесах». Согласно этому мифу, в небесном городе Кумми
царствовал Алалу, ему прислуживал Ану, через 9 небесных лет свергший первого и
заключивший его в подземный мир. Воцарившемуся Ану стал прислуживать Кумарби,
который также через 9 лет сверг Ану, птицей улетевшего на небо. Однако Кумарби
успел откусить фаллос своего предшественника, зачав при этом Бога Грозы, реку
Аранцах и гору Тасмису. Когда настало время им родиться, братья вышли из
проломленной камнем головы Кумарби и одержали над ним победу с помощью Ану.
У греков Гея (Земля) породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а от
него - целый сонм хтонических великанов: титанов, циклопов, бриареев. Отец
возненавидел своих отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносило
той все новые страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Гея
уговорила младшего сына - титана Крона - свергнуть Урана и передала ему серп, которым
Крон отсек Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покой
матери. Воцарившись, Крон взял в жены свою сестру Рею. Памятуя о судьбе отца,
он глотал своих новорожденных детей. В конце концов Рея сжалилась над младшим
Зевсом и подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс оскопил
отца и заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. По другой версии,
прародителем всех богов был Океан. Платон в «Тимее» также перечисляет четыре
поколения богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс(5),
т.е. есть все основания считать олимпийцев четвертым поколением небожителей.
Олимпиадор в комментариях к платоновскому «Федону» выстраивает иную
последовательность: «У Орфея рассказано о четырех царствах: первое – Урана,
которое наследовал Крон, после Крона царствовал Зевс, преемником Зевса был
Дионис».(6) Не случайно четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна,
испытывавшего ощутимое влияние учений языческой античности, – знак исполнения
времен.
По Б.Рыбакову, первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь,
последовательно сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем - Рода и Перуна.
По другой классификации, мифологические представления древних славян прошли
следующие этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «жены
блудяху»), эра Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинается
использование металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжение
процесса государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец,
«современная» эра Перуна.(7) В обоих случаях на момент сложения этой системы,
на земле царствовало опять же четвертое поколение богов во главе с громовержцем
Перуном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках,
чей герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность и
необратимость, проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства,
сражаясь с хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями.
Согласно ирландскому эпосу, первая волна переселенцев прибыла в Ирландию
под предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа.
Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичного
Хаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю,
охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии,
разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом,
продолжила было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего
где-то за морем хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать.
Потомки последних вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцы
четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Данан (Племена
богини Дану), прилетевшие на тучах, одержали победы над Фир Болг и фоморами.
Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названы
в сагах). И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев в
координатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремя
братьями – «тремя богами Дану».
Первым властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великан
Имир. Волшебная корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего
Бера - отца четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.
Итак, единичность непроявленного космического зародыша в океане Хаоса в
нумерологической системе будет представлена единицей. Первое его деление,
дающее импульс всему последующему развитию – двоицей. Набирающий силу,
динамичный, расширяющийся и оттесняющий окружающий его Хаос, все больше
структурирующийся мир – троицей. Затем наступает момент, когда Космос вынужден
остановиться в своей экспансии и обрести статичность и, соответственно, -
границу: ни одна система не может расширяться до бесконечности и не иметь
пределов, в противном случае она погибнет от энтропии. Отсюда проистекает не
просто невозможность окончательной победы Космоса над Хаосом, а обреченность
конечного Космоса в борьбе с бесконечным Хаосом. Все, что происходит во
времени, разрушается, вырождается и в конце концов погибает. Вечное рождение и
вечный распад, по мнению Филолая из Кротона, – вот удел проявленного,
существующего во времени, тогда как то, что не рождает и не рождается,
пребывает неизменным.(8)
Поддержать силы Космоса на четвертом этапе призвана троица, изливающаяся
в статичный мир, наполняющая его системность своим динамизмом и жизненной
энергией. Додекада как «три» умноженное на «четыре», таким образом,
символизирует мир в его полноте, соединение отдельных его частей, само
содержание актуального времени. Это динамизм в стабильности. Это проявление
космического порядка, соборности мира, вселенской полноты и силы.
Неслучайно идея Зодиака как объединения 12 знаков по три в каждой из
четырех стихий и идея дальневосточного календарного цикла как объединения 12
символов в четырех триадах очень близки, хотя и возникли на разных концах
Ойкумены независимо друг от друга.
1. М.Элиаде.
Миф о вечном возвращении. Москва, 2000, с.229.
2.
Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. Москва, 1981, с.265.
3. Эмануэль
Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. Ст-П., 2000. с.92.
4. М.Элиаде.
Миф о вечном возвращении. С.165.
5. Гностики
или о «лжеименном знании». Киев, 1997, с.129.
6. В.Фомин.
Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона, Москва, 1994, с.61.
7.
Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян. Москва, 1994, с.10,15.
8. Фрагменты
ранних греческих философов. Ч.1, Москва, 1980, с.143.