Статья: Особенности процесса формирования идентичности и реального самоопределения молодежи в кризисные периоды развития общества
Статья: Особенности процесса формирования идентичности и реального самоопределения молодежи в кризисные периоды развития общества
Красило Д.А.
Актуальность
темы нашего исследования продиктована в первую очередь глобальными
метаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации
предельной нестабильности в общественном сознании, смятения и неуверенности в завтрашнем
дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но в то же время еще не найдены
новые, адекватные происходящим в мире переменам, ориентиры для предстоящего
развития, профессионального, личностного, национального самоопределения.
Поэтому современной молодежи очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой
жизни.
Специфика
нашего исследования заключается в том, что изучается особый период в жизни
молодого человека: когда после школы он включается во взрослую жизнь с неизвестными
до этого проблемами и трудностями, которые создают фрустрирующий момент на пути
воплощения в реальную жизнь сформированного в юности образа себя в идеале.
Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, что
юношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностей
взрослой жизни. Проблема дискриминации и пренебрежения человеческими правами
является одной из таких реалий существования во взрослом мире.
Цель
исследования состоит в изучении особенностей процесса реального самоопределения
современной молодежи в период вхождения во взрослость.
Изучение
вопроса реального самоопределения современной молодежи, того, как она
справляется с задачами периода вхождения во взрослость, становится сегодня
актуальным для психологии развития. Выделение факторов, способствующих
личностному росту в данный период, возможно, в дальнейшем будет полезным в целях
оказания психологической поддержки и помощи молодым людям, испытывающим
трудности в адаптации во взрослом мире. В частности, это касается тех, кто не может
самостоятельно справиться с проблемой дискриминации.
В
ходе исследования проверялась гипотеза о том, что молодые люди, успешно
решающие задачи своего возраста, в наибольшей степени используют копинговую
стратегию, направленную на разрешение проблемы, а к стратегиям «избегания» и поиска
социальной поддержки обращаются значительно реже.
Периодом
вхождения во взрослость (переход к ранней зрелости) мы считаем переходный
период между юношеским возрастом и ранней зрелостью, который условно можно
ограничить временными рамками от 18–19 до 24–25 лет, когда изживаются последние
детские и подростковые связи и осуществляется сложный процесс самоопределения в
реальном взрослом мире путем переориентации на ценности саморазвития.
Саморазвитие
— это качественно отличающийся от детского и подросткового тип личностного
развития, когда человек берет на себя полную ответственность за постановку
целей собственного развития, выбор и выработку средств по их достижению.
Самоопределение
— это решение возрастных задач в период перехода к ранней зрелости.
Реальное
самоопределение — это процесс выработки и выбора копинговых стратегий,
направленных на совладание с фрустрирующими факторами на пути решения задач
саморазвития.
Копинг-стратегии
— это выработанные сознательные средства совладания с реальностью взрослого
мира (средства, помогающие увязать Я-идеальное и Я-реальное в конкретных
жизненных отношениях, реализующихся через деятельность во всех сферах: любимом
занятии, семье, работе, учебе, межличностном общении и т.д.).
Существует
качественное отличие копинговых стратегий от защитных реакций — возможность
обучения совладанию. Этот последний факт имеет особенную ценность в связи с помощью
молодым людям, составляющим группу риска по решению задач своего возраста, то есть
не сумевшим самостоятельно выработать сознательные стратегии совладания.
Показателем
эффективности выработанной копинг-стратегии в данном возрасте будет успешное
решение основных возрастных задач. Они представляют собой определенные шаги на пути
саморазвития, а также пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга этапы,
составляющие индивидуальную картину гетерохронного развития: I) принятие
ответственности за собственное развитие на себя; 2) изживание или радикальное
изменение связей, оставшихся от детства и подросткового возраста, ярче всего
проявляющееся в преобразовании детско-родительских отношений; 3) согласование
юношеской мечты с реальностью взрослой жизни; 4) формирование предварительного
основания для жизни во взрослом мире (получение высшего образования,
приобретение профессии, служба в армии и т.п.); 5) обретение наставника
(выполняющего двойную функцию: помогает совместно выстроить первые шаги в карьере,
а также способствует процессу психологического отделения от родителей); 6)
актуальной остается задача поиска идентичности; 7) установление близких
интимных отношений.
Исследование
проводилось по двум основным направлениям:
1.
Исследование особенностей реального решения задач развития 28 испытуемыми —
молодыми людьми в возрасте от 17 до 25 лет (главная часть работы).
2.
Изучение основных копинговых стратегий, выработанных испытуемыми для более
эффективного совладания с трудностями, стоящими на пути самоопределения во взрослом
мире.
В
ходе эмпирического исследования были выделены две группы, относительно
благоприятно проходящие процесс реального самоопределения, и группа риска, у которой
не сформирована готовность к решению задач саморазвития. Подтвердилась гипотеза
о том, что молодые люди, успешно решающие задачи своего возраста, используют в наибольшей
степени копинг-стратегию, направленную на разрешение проблемы. В то же время
молодые люди, менее эффективно справляющиеся с реальным самоопределением,
помимо стратегии разрешения проблемы, выраженность которой значительно ниже,
используют в равной степени стратегию поиска социальной поддержки либо — что
характерно для группы риска — используют ее в большей степени.
Уровень
стратегии «разрешение проблемы» наиболее выражен в первой группе, эффективно
справляющейся с задачами саморазвития, и составляет в среднем по этой группе
90,6%. Стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание проблемы» в большей
степени выражены во второй группе, которая имеет больше факторов риска в личностном
развитии и реальном самоопределении (усредненный процент выраженности равен
74,6%). Уровень выраженности стратегии «избегания» в самой отстающей, третьей
группе приближается по своему значению ко второй группе и составляет 67,8%.
Разрыв между выраженностью одних и тех же типов coping в группах снижается от стратегии
«разрешение проблемы» до стратегии «избегание», то есть самые незначительные
различия наблюдаются в наименее популярном coping — «избегание проблемы». Самые
заметные различия наблюдаются по первым двум стратегиям.
Анализ
картины реального решения задач периода вхождения во взрослость показал, что в целом
современная молодежь лишь наполовину справляется с ними (то есть находится в процессе
решения). При этом наиболее эффективно проходит процесс формирования идентичности
и увязывания юношеской мечты с конкретными жизненными ситуациями взрослого
мира. Наименее эффективно осуществляется процесс психологического отделения от родителей
и поиска наставника. В успешной группе задача обретения наставника решается
значительно легче. Возможно, этот факт объясняется их более высокими
достижениями в реальном самоопределении.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/