Статья: Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития
Статья: Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития
Склярова Т. В.
Возраст
– объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически
фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Различают паспортный,
умственный и психологический возраст человека.
Паспортный,
или хронологический возраст берет начало с момента рождения и измеряется числом
прожитых дней, месяцев и лет (в европейской культуре).
Умственный
возраст приравнивается к коэффициенту интеллекта человека, который
высчитывается по результатам стандартизованных тестов. С помощью данного
понятия характеризуются интеллектуальные способности человека.
Психологический
возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и
социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и
которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к
среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой
развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.
Паспортный
возраст человека может не совпадать с его умственным и психологическим
возрастом.
Развитием
называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение
новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие,
самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не
имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют
точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i]
.
Л.С.
Выготский выделил два типа развития:
-
преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их
предопределена генетически;
-
непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены,
вероятностны.
Как
соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст
– это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов
и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные
возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную
динамику, определяющую роль
и
удельный вес каждой частичной линии развития.
В
свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или
иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях
биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет
рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста
и
старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории
конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно
равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на
психическое развитие человека, определяют его возраст.
Анализ
психического развития можно вести по-другому:
в
системе категорий источника, движущих сил и уровня развития. Каждая серьезная
теория развития человека пытается ответить на эти вопросы. Основными
предпосылками успешного развития человека, обозначенными в отечественной науке,
являются: полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность
нейро-анатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой
деятельности, и долгое детство.
[1]
Филогенез - словарь
[2]
Онтогенез - словарь
[3]
Патогенез – словарь