Статья: Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Статья: Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Меньшиков В. М.
Новое
время – это становление и развитие современного образования, в истории которого
можно выделить три важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII – конец XIX вв.,
конец XIX в. – настоящее время. Европейское образование XVII–XVIII вв.
развивалось на основе идей и практики, сложившихся в эпоху Возрождения.
В
развитии европейской народной (начальной) школы можно выделить следующие
тенденции: движение ко всеобщему образованию как потребность во всеобщей грамотности.
Это вызвано целым рядом факторов, в том числе и требованием чтения Библии
каждым человеком в протестантских государствах. Поэтому не случайно в
протестантских государствах был более высокий уровень грамотности. Обучение
грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. Надо также сказать
о заботах религиозных организаций о распространении и утверждении начального
образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев
христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение
здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы,
обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали
наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому
быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где
обучалось более 130 тыс. детей.
Вторая
тенденция – усиление роли государства в управлении народной школой и даже
попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. Первые уставы о
всеобщем образовании были приняты в Германии. В 1619 г. такой устав приняло Веймарское княжество, а в середине века – Готское. В 1717 г. был принят устав о всеобщем обучении в Пруссии, а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских
государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный закон принимается в
Австрии.
Третья
тенденция – постепенный переход с латинского на национальные языки.
Четвертая
тенденция – усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными
предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и
религия. Но ряд школ в это время пытался расширить рамки данных предметов.
Также некоторые уставы предполагали более широкое содержание образования в
народных школах. Устав Готского княжества, например, предписывал, чтобы
обучение в народных школах состояло из чтения, письма, рисования, «изучения разных
полезных, частью естественных, частью светских и других вещей». В этих школах
также давались сведения о человеке, явлениях природы, законах государства,
домохозяйстве и т.д.
Пятая
тенденция – попытки создания систем развивающего обучения. Это выразилось в
деятельности классов «братьев христианских школ», работе И. Рохова и др.;
открытии первых учительских семинарий. В конце XVIII века начинается
практическая и теоретическая деятельность Песталоцци по созданию новой народной
школы.
Городские,
бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы,
давая образование городским жителям. Уровень образования в этих школах был
выше, чем в народных. В них был более продолжительный – до 6–8 лет – срок
обучения, расширенные программы. В XVII веке городские школы начинают
переходить на родные, национальные языки.
Реальные
училища. Реальные училища возникли как отражение потребности средних городских
сословий в более высоком образовании. Первая реальная школа была открыта К.
Землером в 1708 г. в Галле, и называлась «Математическая, механическая и
экономическая реальная школа». Просуществовала она недолго и была закрыта.
Первую
жизнеспособную реальную школу удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая реальная школа», в которой отчасти
сохранялась программа гимназии, но основными предметами обучения в ней были
естествознание, математика (вводилась всеобщая математика, практическая
арифметика, теоретико-практическая геометрия), а также новые курсы (оптика,
фортификация, архитектура, космография, механика и т.д.). Большое место
занимали практические занятия, посещение ремесленных мастерских. При обучении
широко применялась наглядность, для чего были созданы богатые природные
коллекции и коллекции предметов ремесленной деятельности.
Вскоре
реальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии и
всей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполными
средними школами, потому что не давали права поступления в университеты, в
лучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только в
конце XIX – начале XX вв. они это право получили.
Средние
школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие
образование, достаточное для обучения в университете. Назывались они
по-разному: ученые школы, грамматические школы (Англия); лицеи и коллегии
(Франция); гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало определенное
количество специальных школ, как, например, рыцарские академии в Германии или
иезуитские колледжи во многих странах Европы. К этому надо добавить получившее
широкое распространение в XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее обучение.
Коротко
охарактеризуем основные направления развития средней школы Европы.
Классические
школы. Это основной тип средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этих
школах утвердился классицизм с классическим латинским и древнегреческим
языками, математикой и рядом других наук. И это содержание в большинстве
европейских стран продержалось без изменения до конца XVIII века.
С
конца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболее
существенные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия,
содержание образования которой было реформировано на основе соединения
классической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германии
была лучшей средней школой Европы.
Иезуитские
колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря
деятельности Игнатия Лойолы. Современное содержание образования, а главное –
прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы
вплоть до их закрытия в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г. орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже не имели таких успехов
и славы в образовании, какие имели раньше.
Рыцарские
академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней войны, до этого
времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась подготовка
чиновников для государственной службы и командиров для военной службы.
Существенно изменилась программа этих школ. Латинский язык хотя и сохранился,
но утратил значение главного предмета главного языка. А главным стал
французский язык – язык придворных кругов и международного общения того времени.
В меньшей степени изучаются итальянский и испанский языки. Была исключена
схоластическая философия, а ее место заняли математика и естественные науки,
ставшие основой новой философии и незаменимые в будущей практической
деятельности. Вводятся история, география, элементы права, этика, эстетика, а
также сугубо дворянские науки, необходимые для будущей придворной жизни:
знакомство с генеалогией правящих династий, геральдикой и т.д. Наконец, в жизнь
академии широко вошли рыцарские искусства – верховая езда, вольтизирование,
фехтование, танцы, игры в мяч. В распоряжении воспитанников были конюшни и
манежи. Тем самым рыцарская академия сделала крупный шаг в создании новой
школы. Но сами академии просуществовали недолго. Уже в XVIII в., по мере
улучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIX
веке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII
– начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. были
преобразованы в кадетские корпуса с программой реальных училищ.
Помимо
этого Европа XVII–XVIII вв. знает и другие попытки создания новых школ. Один из
наиболее известных опытов – школа Пор-Рояля. Содержание образования здесь было
классическим, но учились, во-первых, на родном французском языке; во-вторых, по
учебникам, написанным учителями этой школы (некоторые из них просуществовали в
школах Франции больше века); в-третьих, здесь были разработаны новые формы
обучения, широко применялись новые методы обучения. И хотя просуществовала эта
школа недолго – открытая в середине века, в 1661 г. она была уже закрыта – значение ее, и особенно в деле начального обучения, было очень велико.
В
этот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных.
Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковыми
были филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался филантропин в
Дессау, созданный И.Б. Базедовым.
Аналогичные
закрытые, чаще всего дворянские, учебные заведения открывались в Европе, но,
как правило, век их был недолог, и они переставали существовать, как только тот
или иной организатор, в силу той или иной причины отказывался от руководства
школой.
Домашнее
обучение также было распространено в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мере
развития общественных школ, домашнее обучение перестает отвечать своим задачам
и в XIX в. перестает существовать.
Таким
образом, магистральной в развитии среднего образования Западной Европы
оказалась классическая школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала коренного
реформирования прежде всего содержания образования, что и было осуществлено, за
счет пересмотра содержания классических предметов и включения, в первую очередь
математических дисциплин.
Высшее
образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в
Западной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало то,
что, во-первых, в его содержание широко входят естественные науки, тем самым в
университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с
естественными науками. Во-вторых, в XVIII веке начинается переход на
национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен
в Италии. В-третьих, в начале XIX века в ряде государств Европы была
провозглашена университетская автономия. В-четвертых, начиная с XVII в. в
европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие
школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.
В
целом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает складываться современная
система высшего образования.
Академии
наук. Важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах,
начиная с XVII в., академий наук, которые своей важнейшей задачей ставят
развитие и распространение научных знаний Литература, печать, театр. Эпоха
Просвещения сделала литературу, печать, театр и библиотеки важнейшим средством
просвещения, воспитания народа, и подчас их влияние на народ было гораздо
большим, чем влияние официальных образовательных учреждений.
Говоря
о воспитании и образовании этого времени, нужно также сказать об организации
специального образования и воспитания и профессионального образования.
Специальное
образование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для
обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные
учреждения.
Профессиональное
образование. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессионального
образования. С XIX века идет создание учреждений начального и среднего
профессионального образования в разных государствах Европы.
В
развитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокая
преемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относится
к классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны,
появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитие
технологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения в
качестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуального
человека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования вообще,
и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, его
индивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых,
профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинает
складываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу его
методической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологий
становится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя,
благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом. С
этого же времени начинается массовое создание методик преподавания отдельных
предметов.
Коротко
развитие технологий в XVII–XVIII вв. можно представить так. Может быть, самые
значительные перемены здесь произошли в начальной школе, потому что благодаря
многим деятелям образования XVIII в., и особенно И.Г. Песталоцци (конец XVIII –
начало XIX В.), школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать и
петь и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться в
учебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это стало
возможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка и
отрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрения
творчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики.
Произошли
определенные перемены и в технологиях обучения средней школы – прежде всего на
уровне методической подготовки учителя, появления новых методов обучения, в
частности, практических.
В
высшем образовании в этот период произошло кардинальное обновление технологий
обучения: важнейшей частью обучения стала практическая подготовка во многих
специальностях, что привело к созданию новых форм и методов обучения –
семинарские и лабораторные занятия, практические занятия (особенно в
медицинском, техническом образовании).
В
целом же технологическая сторона образования в XVII–XVIII вв. значительно
изменилась и усовершенствовалась – этому способствовали как социокультурные
условия, выдвинувшие новые требования к образованию, так и педагогические
факторы, прежде всего, начало массовой подготовки учителей и смена содержания
образования, которые потребовали новых форм и методов обучения.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru