Статья: Резюме как самопрезентация
Статья: Резюме как самопрезентация
Альвина Павловна Пaнфилoвa,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социального менеджмента
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Для
эффективной самопрезентации через резюме целесообразно начать с выбора формата
резюме. Формат резюме — это не визуальный вид документа, а способ организации
информации и расстановки необходимых акцентов. Все форматы резюме делят на три
основные группы. Обратный хронологический формат отражает всю профессиональную
историю и образование, начиная с последнего места работы. Функциональный формат
акцентирует внимание на том, что вы умеете и сможете сделать в новой компании,
а прошлые достижения оставляет в тени. Комбинированный формат — комбинация
обратного хронологического и функционального формата.
Резюме
— это средство саморекламы, оно подчеркивает ваши сильные стороны и преимущества:
навыки,
которые будут полезны организации;
ответ
на вопрос — почему вы заслуживаете тех денег, которые, если повезет, будут вам
платить;
ваша
способность выполнить работу лучше, чем кто-либо другой (отодвинуться от
конкурентов);
ваша
способность решать проблемные ситуации и добиваться результатов.
Для
эффективной самопрезентации через резюме целесообразно начать с выбора формата
резюме. Формат резюме — это не визуальный вид документа, а способ организации
информации и расстановки необходимых акцентов. Все форматы резюме делят на три
основные группы:
Обратный
хронологический формат отражает всю профессиональную историю и образование,
начиная с последнего места работы.
Функциональный
формат акцентирует внимание на том, что вы умеете и сможете сделать в новой
компании, а прошлые достижения оставляет в тени.
Комбинированный
формат — комбинация обратного хронологического и функционального формата.
С
помощью обратного хронологического формата можно подчеркнуть стабильное и
постоянное развитие профессиональной карьеры. Следует указать все должности,
точные даты занятости и названия компаний-работодателей, вуз, в котором
учились, курсы, тренинги и другие данные:
Имя
и фамилия.
Домашний
адрес.
Город,
почтовый индекс.
Номер
телефона, факса, e-mail.
Цель.
Позиция,
на которой вы сумеете применить свои навыки.
Квалификация.
Количество
лет профессионального опыта, значимого для данной позиции.
Достижения,
подтверждающие, что вы можете выполнить задачи, поставленные компанией.
Особые
знания, навыки и черты характера, подтверждающие, что вы способны достигать
поставленных целей.
Значимое
для целевой позиции образование и тренинги.
Профессиональный
опыт и достижения (название должностей, достижения).
Образование
и специальные тренинги (научные степени, образовательные курсы, семинары,
гранты, награды и отличия во время обучения, лицензии, сертификаты, степени
допуска, полномочия).
Сильные
и слабые стороны (достоинства и недостатки).
Функциональный
формат. Этот стиль резюме акцентирует внимание на квалификации, способностях и
навыках, которые вы принесете в новую компанию. Он не рассматривает хронологию,
и даты в нем упоминаются только при необходимости. Этот вид резюме нацелен на
презентацию возможных успехов в будущем, а не на описание заслуг в прошлом.
Такой формат включает:
название
желаемой должности;
профессиональный
опыт и достижения;
ключевую
компетентность и главную квалификацию (ведущие умения и навыки);
эксклюзивные
знания, навыки и умения (значимые для целевой вакансии);
историю
профессиональной занятости;
профессиональное
образование и тренинги.
Этот
стиль в конечном итоге позволяет работодателю понять, что умеет делать
специалист, не думая о том, где и когда он этому научился. Однако большинство
рекрутеров уже привыкли к резюме в обратном хронологическом порядке, поэтому
отступление от этой традиции могут вызвать подозрения о сокрытии чего-то
важного.
Комбинированный
формат эффективно представляет навыки и умения кандидата на должность, время
пребывания в той или иной должности, а также основные достижения претендента.
Собственно говоря, комбинированное резюме очень похоже на современное
функциональное резюме. К тому, что уже было перечислено выше, добавляются черты
характера, которые дадут кандидату преимущество перед другими соискателями.
В
современной практике используются и такие разновидности резюме, как формат
достижений, в котором главная сильная сторона — квалификация соискателя — все
время находится в центре внимания, причем акцентируются выдающиеся успехи
соискателя. Обычно такое резюме готовят руководители высшего звена, особенно в
быстро меняющихся динамичных сферах деятельности: масс-медиа, реклама,
маркетинг, PR и др.
Следующий
вид резюме — целевой формат — это ярко выраженное индивидуальное резюме. Этот
стиль весьма эффективен, так как выделяет именно те аспекты, которые хочет
увидеть работодатель. Цель такого резюме — представить свою кандидатуру в самом
выгодном свете, максимально используя свои творческие способности.
И,
наконец, формат международного CV (Curriculum Vitae, лат. «путь жизни»,
послужной список) — это очень детализированное резюме. Такое резюме включает
контактную информацию, краткое описание квалификации, профессиональный опыт,
образование, личную информацию и обычно составляется в обратном хронологическом
порядке.
Портфолио.
Собранные в портфолио примеры выполненных работ раньше применялись у
представителей творческих профессий (дизайнеров, графиков, архитекторов,
фотографов и пр.). В современных условиях востребованность портфолио растет,
так как увеличивается количество проектных и контрактных работ.
В
портфолио можно включить следующие документы:
описание
целей карьеры объемом меньше страницы;
ваше
резюме;
образцы
ваших работ. Можно включить примеры решения конкретных задач, достижения целей,
подтверждающих вашу квалификацию;
доказательство
успешной деятельности: знаки отличия, присужденные премии, положительные отзывы
критиков; благодарности работодателей и подчиненных, позитивные отклики
клиентов;
документы,
подтверждающие образование. Здесь же представляются копии сертификатов,
дипломов и вкладышей, подтверждения научных степеней.
Контактная
информация предполагает: фамилию и имя, почтовый адрес, номера телефонов,
другие способы контакта, например, адрес электронной почты.
При
оформлении презентационной информации не начинайте каждое предложение с
местоимения «Я», используйте глаголы действия (анализировал, подготовил,
разработал, сэкономил и т. д.), демонстрируйте цифры и факты, пишите в
прошедшем и настоящем времени, пишите простыми короткими предложениями, не
используйте аббревиатуры и сокращения, витиеватый слог. Поскольку речь идет о
вашем имидже, подбирайте такие убедительные слова, которые будут всем понятны,
породят позитивные эмоции и оставят приятное впечатление.