Статья: Роль кризисной семьи в формировании девиации детей и подростков
Статья: Роль кризисной семьи в формировании девиации детей и подростков
Ст.пр. Пилиева Д. Э.
Кафедра социологии и
политологии.
Северо-Кавказский
горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
Рассмотрена
роль современной семьи в воспитании и социализации детей, ее трудности, которые
порождены в первую очередь кризисом общества, что инициирует формирование
девиации подростков. Определены задачи семейной политики в социализации и
воспитании детей, предотвращении и коррекции в их среде отклоняющегося
поведения.
Современная
семья все более явственно теряет одну из важнейших своих социальных
предназначений – функцию воспитания и социализации подрастающих поколений,
формирования у них высоких социальных и моральных качеств. В подобном состоянии
институт семьи оказался вследствие ряда факторов объективного и субъективного характера:
чрезмерной занятости родителей (в условиях сегодняшнего кризисного состояния
России это свелось к добыванию средств к существованию); роста внесемейных
ориентаций, которые, по данным наших исследований, оставляют на воспитание из
всего суточного семейного бюджета времени от 20 минут у матерей, до 9 минут у
отцов; разрушения традиций народной педагогики, служившей тысячелетиями
надежной основой первичной социализации детей; тяжелыми материально-бытовыми
условиями и общей нестабильностью самих брачно-семейных отношений.
В
результате подобных трансформационных процессов, имеющих негативный характер,
больше всех страдают дети. Давление этого непосильного для неокрепших душ
социального пресса ведет к общей дестабилизации веками устоявшихся основ
воспитания: растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; катастрофически растет детская преступность; происходит обвальное
падение уровня интеллекта и духовности детей, подростков и юношества;
отмечается засилье низкопробной западной культуры, проявляющейся в образе жизни
и поведении в виде жестокости, цинизма и безнравственности.
В
ценностных ориентациях российской модели рыночных отношений нет сколь-нибудь
серьезного обозначения роли семьи в воспитании подрастающих поколений. Между
тем по глубине проникновенности и богатству социальными и нравственными
ценностями нет равного семейному воспитанию, потому что по своей природной
социальной и психологической конструкции семейные отношения превосходят
отношения любых других общностей в том, что касается теплоты и задушевности,
кровно-родственной близости, преданности друг другу и групповой солидарности.
Семья – та среда, которая наилучшим образом служит колыбелью всех чаяний,
интересов и потребностей растущего детского социума.
Для
такой незаменимой роли семья должна обладать определенными социальными,
морально-психологическими, демографическими качествами. Какими же должны быть
эти качества, которые в совокупности придают семье неповторимый статус на
старте социализации личности? Ведь априори известно, что в своем изначально
социальном предназначении физического и духовного воспроизводства общества
семья должна функционировать в нормальном жизненном режиме и ритме. Именно в
таком качественном состоянии семья может выполнять те институциональные функции,
которые даже в близком приближении не подвластны другим социальным
образованиям. В этой ипостаси семья с первых дней жизни ребенка берет на себя
всю необходимую заботу о его здоровье, жизни, воспитании, дает первоначальные
знания об окружающем, «вводит и руководит им в этом мире» [1], вооружая его
определенными представлениями и навыками, надежно охраняет и защищает от
жизненных трудностей и невзгод.
Родственная
близость и солидарность членов семьи облегчает осуществлять индивидуальный
подход к подросткам и детям, вовремя замечать отклонения в результатах
воспитательной деятельности, активнее стимулировать проявляющиеся положительные
личностные качества и эффективнее бороться с отрицательными чертами характера.
Все наиболее важные пики становления и развития человека (содержательная
сторона, эмоции, познавательная активность, формирование характера) приходятся
на тот жизненный этап, который преимущественно проходит в семейном кругу.
В
налаживании отношений между личностью и обществом институт семьи играет роль
передаточного звена, т. е. общество получает свое доброкачественное физическое
и духовное воспроизводство именно через семью и от семьи. В то же время
личность свои социальные потребности в виде материальных благ и
духовно-личностных качеств получает от общества через семью. В этой простой
пирамиде иерархических отношений считается естественным, что в основе семейного
и личностного развития лежит общество. И хотя роль общества в формировании
личности нами рассмотрена не будет, мы все же отметим, что трудности
сегодняшней семьи как социального института и первичной ячейки общества
порождены в первую очередь кризисом общества. Эта взаимосвязь общества и семьи
в формировании личности детей и подростков рассматривается в трудах
отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, Н.Г. Юркевич, Ю.Г.
Соловьева и ряда других, которые указывают, что на протяжении многих
десятилетий семье приходится преодолевать многочисленные сложности своего
функционирования, вызванные негативными процессами в развитии общества.
Вместо
выполнения непосредственных функций – полноценное физическое и духовное
воспроизводство – семья вынуждена растрачивать значительный свой потенциал на
выживание (по оценкам многих источников 40 % российских семей живут ниже черты
бедности) [2]. Такое состояние отрицательно сказывается на всех сторонах
жизнедеятельности семьи, сводя все ее усилия к самой заурядной функции –
добыванию хлеба насущного. В этом своем назначении чрезвычайно обедняются ее
духовные основы и социализирующие возможности, ослабевает иммунитет к таким
отрицательным явлениям во внутрисемейных отношениях, как размывание
кровно-родственных отношений и чувств солидарности.
Подобное
морально-психологическое состояние семьи тяжелее всего отражается на
формировании личности детей и подростков, существенно увеличивая число тех, кто
растет и воспитывается в неблагополучных условиях (в том числе и в
криминогенных), способствуя нарастанию неблагоприятных тенденций в сторону
отклоняющегося поведения и преступности.
В
самом институте семьи происходят такие деструктивные процессы, как ухудшение
морально-психологического аспекта, расширение внесемейных ориентаций,
увеличение разводов. В таких семьях преобладает неуверенность в завтрашнем дне,
происходит резкое снижение ценностей детей для родителей.
В
материально необеспеченных семьях царит неблагополучная для воспитания
морально-психологическая атмосфера, что в значительной степени увеличивает
конфликтность между родителями, между поколениями старших и младших, угрозу
семейного неблагополучия, наталкивает даже детей с нормальными ценностными
ориентациями к уходу из родительского дома. Оставшиеся же в таких семьях дети
подвергаются таким социально-психологическим явлениям, как невротизация,
суицидальность, безнадзорность и социальное сиротство при живых родителях и
общая криминализация подростковой среды.
Материально
и морально несостоятельная семья перестает быть надежным убежищем от социальных
катаклизмов и преступного мира. Все чаще дети ищут себе защиту вне семьи,
которую они нередко покидают.
Признавая
высокую роль семьи в социализации и воспитании подрастающих поколений,
предотвращении и коррекции в их среде отклоняющегося поведения, задачи семейной
политики в этом направлении должны быть возведены в ранг государственной
политики, основным содержанием которой стало бы:
–
достижение такого воспитательного потенциала семьи, при котором дети могли бы
приобрести необходимые социальные навыки, общепринятые нормы нравственности и
культуры и реализовать весь свой духовный потенциал;
–
разработка такой семейной идеологии, которая содержала бы самую широкую точку
зрения на семью и ее воспитательный потенциал путем совместного участия всех
общественных движений и национально-культурных центров республики, выражающих
взгляды различных национальностей, социальных слоев и групп общества, церкви;
–
организация всеми средствами массовой информации пропаганды таких семейных
ценностей, как материнская любовь и гордость, отцовская надежность,
ответственность семьи за воспитание детей и ответственность детей за поддержку
престарелых родителей, честь мужская и женская, и другие;
–
организация системы консультативной помощи семьи, которая состояла бы из
широкой сети консультативных центров: помощи родителям по вопросам воспитания
детей; помощи супругам в преодолении разногласий; помощи молодежи в познании
семейной жизни; психологического тренинга семьи и т. д.;
–
дальнейшее укрепление связи семьи и школы, усиление роли родительских комитетов
и других школьных общественных организаций в трудовом становлении детей,
расширении их кругозора, в формировании у них патриотических чувств, приобщении
к национальным ценностям.
Список литературы
Леонтьева
А. П. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 187.
Социальное
обеспечение. М., 2002, № 6.С. 11.