Статья: Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер
Статья: Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер
Алексей Симонов
Впервые
Спасо-Преображенская пустынь у Медвежьих озер упоминается в меновой и
жалованной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (1350-1389) около 1380-1382
годов. Пустынь была расположена в Пехорской волости на крутом берегу озера
недалеко от нынешнего селения Медвежьи озера Щелковского района. Она была
приписной к Московскому Симонову монастырю * . Великий князь Дмитрий Иванович
совершил обмен, взяв у Симонова монастыря село Воскресенское Верх-Дубенское.
Село находилось километрах в тридцати пяти от Медвежьих озер, в верховье речки
Дубенки, впадающей в Шерну, левый приток Клязьмы и, отдав ему «церковь Святый
Спас-Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земле у Медвежьего
озера, на березе». Предполагают что игумен Афанасий – это никто иной, как
любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, основавший также Серпуховской
Высоцкий монастырь. К пустыни принадлежали Верхнее и Нижнее Медвежьи озера и
бортничьи деревни, в которых занимались промысловой добычей лесного меда. Эти,
теперь уже несуществующие, деревни назывались – Игнатьева, Пирутина и две
деревни на речке Чуднице «и с бортью**, и с лесом, и болотом, и с перевесьем***».
Межою этой борти служили речки Чудница, Шаловка, Кишкинская Сосна, селения:
Ревякино, Сидорово, великая дорога старая Переяславская лесная, Хомутовская
дорога.
В
той же меновой грамоте великий князь всех «имеющих поселиться на земле отданной
чернецу Савве» освобождал от всех пошлин и повинностей, княжеских и
митрополичьих и давал Савве право полного суда над всеми насельниками той
земли, дозволял суд «сместный»**** в уголовных делах. А в случае жалобы на
самого Савву, только себе самому – великому князю и митрополиту оставлял право
производить «исправу».
…
Возникает вопрос: кто был чернец Савва, которому были даны такие значительные
привилегии, в те времена, дававшиеся только настоятелям больших монастырей?
Можно предположить, что монах Симонова монастыря Савва, пожелав уединенной
жизни в пустыни, был постриженик из бояр, т.е. из высокопоставленных княжеских
слуг.
Независимость
пустыни была достаточно условная, так как по существу она зависела от Старого
Симонова монастыря.
Известно,
что в 1382 году основатель Симонова монастыря святой Феодор***** по делам
церковным был отправлен великим князем в Киев, а в 1383 г. в Константинополь.
Для управления монастырем он, вероятно, оставил доверенное лицо. Таким лицом и
мог быть чернец Савва. В списках настоятелей он не значится, так как игуменом
продолжал быть святой Феодор, но как управляющий монастырем Савва, возможно,
имел право приобретать имения для монастыря.
В
1447-1453 годах, при архимандрите Симонова монастыря Геронтие,
Спасо-Преображенской пустынью управлял священник Иов, который получил те
исключительные права, которые предусматривала меновая грамота великого князя. В
1453-1462 годах при архимандрите Афанасии Симонов монастырь передает управление
пустынью священнику Симону Галичанину на тех же условиях.
Дальнейшие
сведения о пустыни мы находим в спорном деле, возникшем в 1462-1464 годах между
Пехорскою волостью и Симоновым монастырем. Выборные Пехорской волости
обращались к великому князю Ивану Васильевичу (1440-1505): «Жалоба нам,
господине, на архимандрита на Евсевия и на его братию: владеют, господине,
твоим великого князя монастырем Спас-Преображением, и озером Верхним, озером
Нижним, и деревнями и пустошьми; а се, господине, церковь Святый Спас, и озера,
и деревни, и пустоши твои великого князя». Великий князь решил этот спор в
пользу Симонова монастыря.
Границы
бывших монастырских владений приблизительно можно определить и сейчас, так как
и теперь известны, упоминаемые в грамотах, речка Шаловка, а также селения –
Хомутово, Каблуково (Клобуково) и Кишкино.

Схема
расположения Спасо-Преображенской пустыни у Медвежьих озер в конце XIV века.
В
начале XVI века власти Симонова монастыря упразднили пустынь, и на Медвежьих
озерах осталась деревня Утки (Утуки) и пять-шесть хуторов бортников. В
жалованной грамоте 1543 года великого князя Ивана Васильевича (1530-1584)
ар-химандриту Симонова монастыря Савве на владения в Москов-ском уезде уже нет
упоминания о пусты-ни: «… а в Пехорском стану село Утки на Медвежье озере с
деревнями…»
В
1903 году знаток церковной старины священник Николай Скворцов писал о том, что
место, где была Спасо-Преображенская пустынь, на возвышенном берегу Медвежьего
озера, принадлежит Чудову монастырю.
По
сведениям местных жителей вплоть до 1940-х годов на этом месте находилось не
менее десяти белокаменных надгробных плит, часть из которых имела древние
надписи вязью. Ученые связывают это место с кладбищем Спасо-Преображенской
пустыни XIV-XVI веков. В настоящее время на этом месте располагается сельское
кладбище.
Список литературы
1.
А.Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и
ныне существующих монастырях. С-Пб., 1852, с.282.
2.
Акты, относящиеся до юри-дического быта древней России. С-Пб., 1857, № 52, т.1,
стлб.161-169.
3.
П.М.Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. С-Пб.,
1877, с.258.
4.
Московские церковные ведо-мости. 1896, № 21, с.273-274.
5.
Священник Н.Скворцов. Уничто-женные в Московском уезде церкви. МЦВ. 1903, № 40,
с.499.
6.
Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV-начала XVI
веков. М., 1958, т.2, с.338-339.
7.
С.Б.Веселовский. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX
веков. М., 1962, с.26.
8. Л.И.Ивина. Акты феодального
землевладения и хозяйства. Л., 1983, с.88.
9.
Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992, с.80-83.
10.
П.Паламарчук. Сорок Сороков. М., 1992, т.1, с.280, М., 1995, т.2, с. 111.
11.
Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995, т.3, с.87.
12.
И.К.Кондратьев. Седая старина Москвы. М., 1997, с.384-385.
13.
А.В.Бугров. Медвежьи озера. Район «Поселок Восточный». М., 1999, с.168-174.
14.
Альманах «Богородский край». Ногинск, 2000, № 2, с.51-55.
*
Симонов монастырь – основан в 1370
г. учеником преподобного Сергия Радонежского святым
Феодором, позднее архиепископом Ростовским, на месте, которое еще в XII веке
именовалось Симоновым и являлось одним из сел боярина Кучки. Тогда же – в 1370 г., был построен здесь
первый деревянный храм Рождества Богородицы, в котором позднее были похоронены
иноки-воины Пересвет и Ослябя. В 1509-1510 годах взамен ветхой деревянной была
возведена церковь каменная. Сам монастырь в 1379 г. был перенесен на
полверсты к северу на новое место, которое было подарено монастырю владельцем
Симоновского урочища Симоном из рода Головиных, здесь монастырь и располагался
вплоть до закрытия в 1923 г.
Место первого Симонова монастыря всегда называлось Старое Симоново.
**
Борть – по-славянски значит дупло, отсюда бортное пчеловодство.
***
За отсутствием других орудий, кроме лука, птиц ловили обыкновенными силками,
сделанными из конского волоса, или перевесами – сетями, которые развешивали на
деревьях в местах пролета птиц. Отсюда и сами места ловли птиц сетями
назывались перевесами.
****
Сместный суд – суд, который назначался, когда монастырские люди имели дело с
людьми не монастырскими, а городскими или волостными. Этот суд производили
вместе судьи монастырский и гражданский, а исполнение приговора над каждым из
соперников предоставлялось только тому из судей, кому был подчинен тот или
другой.
*****
Феодор – святой, архиепископ Ростовский, родной племянник преподобного Сергия
Радонежского, сын его брата Стефана, в миру Иоанн. Приведенный в 13 лет в
пустыню Сергиеву, тогда же был пострижен в монашество. Достигнув совершенства,
Феодор основал новый общежительный монастырь близ реки Москвы, известный под
именем Симонова монастыря. Являлся духовником великого князя Дмитрия Донского,
который часто поручал ему церковные дела. Скончался в 1394 году.