Статья: Вишневые сады Японии
Статья: Вишневые сады Японии
Михаил Мозжечков - президент Русского клуба в Токио.
Любоваться
цветением сакуры – обычай, пришедший из глубины веков
Сакура
– национальный символ Японии, известный во всем мире. Ее изображения украшают
кимоно, гравюры, а также посуду и другие предметы быта японцев. Цветение сакуры
быстротечно, и обычно цветы держатся лишь пару недель, до первого весеннего
ливня. Цветы сакуры для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни, а
потому были в почете и у самураев, готовых в любой момент отдать жизнь за
хозяина.
Сакура
широко распространена в Восточной Азии. Известно не менее 16 видов и 400
сортов. Самый популярный вид – Сомей Ёсино, с белыми лепестками, лишь слегка
окрашенными в розовый цвет у основания. Также в почете и Сидаре-закура, «плакучая»
вишня с розовыми цветами.
Традиция
эта – любоваться цветением сакуры – уходит в глубину веков, впервые упоминается
в летописях японской истории за III век нашей эры. Однако появилась она в
Японии в VII веке во времена правления династии Танг. Японские аристократы
любили проводить время под цветущей сакурой, наслаждаясь легкими напитками, музыкой
и играми. Во времена императора Сага, знаменитого поэта и каллиграфа, при дворе
в Киото стали проводить праздники любования сакурой, представляющие собой
пикники под цветущими деревьями. Этот обычай получил название «ханами», что
дословно означает «рассматривание цветов» (от слов «хана» – цветок и «ми» –
смотреть).
Цветение
сакуры было когда-то важной приметой при исчислении времени, указывавшей
японскому земледельцу на начало работ на рисовых полях. Природа как бы давала
знак, что пришла пора сажать рис. А рис в Японии, как говорится, всему голова.
Таким образом, сакура с ее буйным цветением также являлась символом
урожайности. Для крестьян цветение сакуры означало начало нового года, нового
сельскохозяйственного цикла. У земледельцев считалось, что пышное цветение
сакуры обещает такой же богатый урожай. Для достижения богатого урожая нужно
накануне пить и есть очень много, как бы проецируя этот образ изобилия на
будущее, – такое поведение известно у многих народов и называется имитативной
магией. Символ плодородия – рис, потому и едят под сакурой традиционно рисовые
колобки «онигири» и пьют соответственно производную от риса – рисовое вино –
саке. Рисовой водкой его называют неверно: ведь саке – результат брожения с
крепостью от 12 до 18 градусов.
В
древности сакурой в основном любовались лишь знать, род императора и его
многочисленное окружение. Что естественно: ведь исторически предки императора и
были шаманами, отвечавшими в первую очередь за урожайность. Даже сейчас
император каждый год символически засевает первое рисовое поле в стране, вознося
к богам молитвы о плодородии.
В
XII веке с приходом к власти военных правителей – сёгунов – новые хозяева
страны решили отчасти перенять атрибутику императорского двора. Так любование
сакурой вошло в быт класса самураев – буси. Во времена сёгуната Токугава, в
XVII–XIX веках, традиция любования сакурой поощрялась сверху, и вишневые сады
высаживали по всей Японии. Любование сакурой тогда прочно вошло в быт японцев, и
даже девушкам легкого поведения лишь раз в год разрешали покинуть злачные
районы с постоянными клиентами – покинуть именно для любования сакурой.
С
падением власти сёгунов и реставрацией монархии в 1868 году сакуру сочли
символом феодализма и стали повсеместно вырубать, но вырубить устоявшуюся
традицию не удалось, и вскоре она снова возродилась.
Со
времен императора Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборах
учащихся и военных как показатель ранга. Сейчас цветок вишни используется на
гербах полиции и вооруженных сил Японии для знаков отличия, а во времена Второй
мировой войны его изображали на самолетах, на которых летали камикадзе, – чтобы
воодушевлять пилотов. Правительство пропагандировало среди населения мнение, что
души погибших перевоплощаются в цветах сакуры. Сейчас цветы сакуры украшают
монету достоинством в 100 иен.
Что
же представляет сейчас обычай ханами? Первая сакура зацветает на самом южном
острове Японии – Окинава – еще в январе, но на основные острова цветение сакуры
приходит лишь в марте. В конце марта все газеты начинают публиковать данные о
движении фронта цветения. Для каждого города приводят дату начала цветения и
ожидаемую дату его пика. В утренних новостях также цветение сакуры – основное
событие. В Токио в нынешнем году оно достигло пика в начале апреля, после чего
обычно опадает после первого весеннего ливня либо теряет свою белизну в
пробившейся зеленой листве.
Японцы
расстилают под сакурой брезентовые подстилки и дружно садятся в круг, чтобы под
холодные закуски выпить саке или, что чаще в наше время, пива. В основных
местах любования сакурой просто яблоку негде упасть. Большие группы или часто
посылают гонца еще с утра, чтобы занять место и дождаться всех уже к вечеру, после
работы, когда в подсветке фонарей цветы сакуры особенно красивы. Люди сидят
прямо на земле, на тонких брезентовых подстилках. Саке и пиво льются рекой, и
потому лица у всех быстро краснеют, и вот уже везде слышны пьяные шутки, громкий
разговор и веселый смех. В Японии анекдотов в нашем понимании практически нет, но
есть вот такой про сакуру.
Встречаются
на следующее утро после любования сакурой двое:
–
Ну как тебе вчерашняя вечерняя сакура?
–
Сакура? Ой, а вверх-то я так и не посмотрел…
Вдоль
мест цветения сакуры предприимчивые торговцы ставят палатки и продают всякие
разности с пылу с жару, причем далеко не дешево. На мангалах жарят маленькие
шашлычки из курицы – якитори, а на железных горячих столиках все – от жареной
лапши и блинов с наполнителем из капусты до мяса и морепродуктов. Цены
кусаются. Русского человека удивила бы картофелина, поджаренная на горячей
плите, за пять долларов или небольшой кальмар на палочке за семь. Но на улице
праздник и торговля идут бойко.
Праздник
проходит, и больше всего поражает, что наутро под деревьями – идеальная
чистота. Конечно же, не только от того, что все уносят мусор с собой либо
выбрасывают в специально отведенные для этого места, но и благодаря труду
уборщиц, рано утром прочесывающих место вчерашнего празднования. Любование
сакурой длится чуть больше недели, после чего брезентовые подстилки сворачивают
и убирают до следующего года.
Кому-то
сидение на голой земле за холодной закуской из принесенных с собой пластиковых
коробочек и выпивкой в толпе таких же любителей сакуры может показаться
странным, но в этом проявляется и характер японцев: и близость к природе, и
первобытный коллективизм, и неприхотливость, и отсутствие стремления
выделиться. Будете в Японии в это время – непременно присоединяйтесь к этому
традиционному празднику.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ng.ru/