Учебное пособие: Использование методов научного познания
Учебное пособие: Использование методов научного познания
Лекция -
Использование методов научного познания
1. Виды исследований
2. Классификация и состав методов
исследования
3. Выбор методов исследования
Введение
Современная наука имеет
обширный и богатый арсенал методов
исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким
образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования
и в какой комбинации эти методы
используются.
Классификация
методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
Виды исследований
Исследования
могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их
элементов и подсистем во
взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической
базой, включая принципы, подходы, методы и др.
Исследования
любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются
по видам (табл. 1).
По
направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.
К фундаментальным
исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых
знаний и лежащих в основе
явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной
цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем.
Важнейшая задача
фундаментальных исследований — познание новых законов
и закономерностей.
Прикладные
исследования — это
оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных
исследований в области техники
и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как
правило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении
цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается
в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по
реализации направлений и повышение на этой
основе эффективности функционирования
(например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и
повышение прибыли организации).
Таблица 1 Виды исследований
Классификационный признак исследования
|
Вид исследования
|
Направленность на результат |
Фундаментальное,
прикладное |
Решаемая задача |
Текущее (оперативное),
перспективное |
Продолжительность проведения |
Экспресс, краткосрочное
(непродолжительные), долгосрочное (продолжительные) |
Емкость используемых
ресурсов |
Малоресурсоемкое,
среднересурсоемкое, ресурсоемкое |
Используемая информация |
Внутренне
информационное, внешне информационное |
Число исследователей. |
Индивидуальное,
коллективное |
Тип консультантов-исследователей по отношению к среде |
Внутренне
консультационное, внешне консультационное, смешанно-консультационное |
Организованность |
Спонтанное,
организованное |
Полнота изучения и число исследуемых объектов |
Тематическое, общее;
частное, общее; локальное, глобальное |
Регулярность проведения исследований |
Регулярное
(периодическое), эпизодическое, разовое |
Сложность |
Простое, сложное |
Подход к исследуемому объекту |
Локальное, системное |
Место проведения |
Лабораторное,
промышленное |
Наличие модели исследования |
Натурное (реальное),
модельное |
Характер объекта |
Геополитическое,
политическое, социологическое,
экономическое, техническое, технологическое и др. |
Отношение к периоду функционированию объекта |
Ретроспективное
(предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее) |
Методология проведения |
Контрольное,
диагностическое, сравнительное, классиикационное и др. |
Характер исследования |
Поисковое,
научно-исследовательское, опытно-промышленное |
Отношение к методу исследования |
Теоретическое
(позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и
дающее возможность
определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе
установленных опытным
путем новых фактов и их последующего
обобщения сформулировать новые знания и прогнозы) |
Форма
ожидаемого результата
|
Количественное,
качественное |
Вид используемой информации |
Экспертно-оценочное,
логическое, математическое,
статистическое и др. |
Обязательность |
Инициативное,
директивное |
Следует
отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам
прикладного характера, но вместе
с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случае
результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и
экспериментов, а во втором — познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на
использовании неких абстрактных объектов.
В зависимости от
поставленных целей и задач, исследование может быть локальным (рассматривающим изучаемые
свойства отдельных
объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным (предусматривающим
изучение совокупности свойств
элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими
подсистемами и их элементами, а также с
внешней средой).
Классификация и состав методов исследования
При
проведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего
понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать.
В общем
плане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по определенным
правилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направления
использования. Существует несколько видов
классификации, но независимо от этого классификация
всегда осуществляется при наличии определенного классификационного признака.
Классификации
по своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание, особенности и
другие стороны объектов)
и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по алфавиту).
Помимо
этого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые,
что недостаточно корректно с точки зрения теории. Во втором случае классификационные группы могут быть частично
пересекающимися.
При
проведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационных
принципов:
•
использование
единого классификационного признака (без его изменения) в рамках одной классификационной группы,
что позволяет выделять
группы объектов одного порядка;
•
соблюдение соразмерности деления
объекта, позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификации
по однородным группам;
•
отнесение каждой
однородной группы классифицируемого объекта
только к одной видовой группе;
•
использование
многоступенчатой классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева»
исследуемого объекта;
•
обеспечение
классификационной полноты для каждой ступени классификации.
Следует
отметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Не
исключено также использование двух или нескольких классификационных признаков, совмещенных посредством
матрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с разных сторон, а значит
более глубоко его
исследовать. Такую классификацию называют комбинаторной.
Вместе с тем могут быть
классификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом случае они называются многокритериальными.
В любом
случае всякая классификация условна, но она способствует более глубокому и
эффективному исследованию объекта.
Состав методов
В основе
любых методов исследования лежат определенные принципы,
теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
1. Философский подход — всеобщие (методы
материалистической диалектики), общие
(теоретические, эмпирические) и частные.
2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый
однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
3. Охват явлений — общие и частные.
4. Области применения — физические, химические,
биологические, экономические, социологические и т.п.
5. Точность результатов использования —
достоверные и вероятностные.
6. Структура — алгоритмические и
эвристические.
7. Содержание — математические,
статистические, экономические, экономико-статистические, технические,
технико-экономические, параметрические,
экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические,
интуитивно-логические, измерительные и др.
8. Стадии исследования —
подготовительные, исследовательско - проектные, внедренческие.
9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации,
формирования, обоснования и внедрения
(реализации) решений (табл. 2).
10. Отношение к теории и эмпирике —
теоретические (формализация, аксиоматизация,
идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.),
эмпирические (наблюдение, измерение,
сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, др.).
11. Отношение к источнику получения
информации — интуитивные (основанные на
использовании знаний и интуиции исследователей),
формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексные
(основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).
12. Охват научного инструментария —
общенаучные и частно-научные.
Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям
исследования, видам анализа и т.п.
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще
всего относят: объективность,
воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.
В этом плане все методы
научного познания могут быть разделены на
следующие основные группы (по степени общности и широте применения).
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и
метафизический. По существу
каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские
методы не исчерпываются
двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический
(характерный для современной
аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и
применение в науке. Они выступают
в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и
фундаментальными теоретико-методологическими
положениями специальных наук, позволяя формализовать исследования.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и
структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика
— теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных,
когнитивных (познавательных).
Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в
соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху
вниз"): общелогический,
теоретический и эмпирический.
3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских
приемов и процедур, применяемых
в той или иной науке. Это
методы механики, физики,
химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той
или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука
представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как
результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы
нашли в реализации комплексных
научных программ.
Для общего представления состава методов исследования более
предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к
способу и источнику получения
информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов:
теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл. 3).
В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные
базовые методы исследования.
Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический,
диагностический, детальный
и глобальный, при
проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.
Таблица 2
Классификация методов исследования по направлениям их использования
Методы обследования (сбора данных)
|
Методы обработки и анализа информации
|
Методы формирования решений
|
Методы обоснования решений
|
Методы внедрения (реализации) решений
|
Самообследование |
Системный
анализ |
Системный
подход |
Аналогий |
Обучение,
переподготовка и повышение квалификации работников |
Интервьюрование |
Экономический
анализ |
Аналогий |
Сравнений |
Беседа |
Декомпозиция |
Параметрический |
Нормативный |
Фотография
рабочего дня |
Структуризация
целей |
Блочный |
Экспертно-аналитический |
Привлечение
общественных организаций |
Изучение
документов |
Экспертно-аналитический |
Функционально-стоимостной
анализ |
Функционально-стоимостной
анализ |
Функционально-стоимостной
анализ |
Нормативный |
Структуризации
целей |
Моделирование
фактического и желаемого состояния исследуемого объекта |
Функционально-стоимостной
анализ |
Наблюдение |
Параметрический |
Опытный |
Другие |
Другие |
Моделирования |
Творческих
совещаний |
|
|
Функционально-стоимостной
анализ |
Коллективного
блокнота |
Расчет
количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности
предлагаемых вариантов |
|
|
Главных
компонент |
Контрольных
вопросов |
|
|
Балансовый |
Метод
6-3-5 |
|
|
Корреляционный |
Морфологический
анализ |
|
|
Факторный |
Экспертно-аналитический |
|
|
Опытный |
Моделирования |
Другие |
|
|
Матричный |
Другие |
|
|
|
Последовательный |
|
|
|
|
Динамический |
|
|
|
|
Другие |
|
|
|
Таблица 3
Классификация методов исследования по способу и источнику получения
информации об исследуемых объектах
Теоретические
|
Логико-интуитивные
|
Эмпирические
|
Комплексно-комбинированные
|
Формализация:
аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и
вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и
минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например,
линейного
и динамического, математической логики, теории множеств); статистические
методы: (математической
статистики,
исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы
(теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков)
Аксиоматизация
Идеализация
Восхождение от
абст рактного к конкретному
Моделирование
(стати стическое, имитационное моделирование, модели рование операций по
схемам случайных процессов и статистических испытаний, метод Монте-Карло и
др.)
Другие
|
Экспертные «Мозговой» штурм (прямая «мозговая»
атака,
обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная
генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот)
Метод синектики Сценарий Дельфи
Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез
Классификация и типология
Научное обсуждение
Морфологический
анализ
Анализ
проблем
Аналогий
Тестирования
6-3-5
Главных компонент
ССВУ-анализ
Матричный
Органолептический
Последовательная
подстановка
Другие
|
Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня,
самообследование) Сравнение Измерение (социологическое, техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент
Опросов
(анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы)
Изучение
документации и информационных материалов
Другие
|
Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и
индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный
Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность
корреляционного, регрессионного, балансового, и др.)
Факторный,
социологический, прогностический, диагностический, глобальный, детальный,
экономический анализ
Экспертно-аналитический
Гипотетико-дедуктивный
Блочный
Аудит-метод
Другие
|
Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех других
исследовательских работ, заслуживают
внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к
которым можно отнести:
•
наблюдение,
•
анкетирование;
•
изучение документации и информационных
материалов;
•
балансовый;
•
гипотетико-дедуктивный;
•
графический и номографический;
•
дифференциальный,
комплексный и смешанный;
•
индексный;
•
интервьюирование,
•
беседа;
•
консультационный;
•
корреляционный;
•
«мозговой» штурм,
•
морфологический;
•
параметрический;
•
поиск
экстремумов;
•
самообследование;
•
сетевой;
•
ССВУ-метод;
•
структуризация
целей;
•
творческие
совещания;
•
фукнкционально-стоимостной;
•
экспертный;
•
социологический;
•
органолептический.
При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного
исследования.
Каждая из приведенных в лекции классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают
всего комплекса методов исследования,
другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной
группе. Вместе с тем
следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда
является относительным и условным, так как
все они, как правило, во многом
взаимосвязаны между собой.
Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и
некоторых других из приведенных выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической
работе.
Выбор методов исследования
Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при
проведении исследовательских работ. Однако,
при выборе того или иного метода исследования
необходимо учитывать:
• цели исследовательских работ;
• требования, предъявляемые к конечным результатам
исследований, их точности и достоверности;
• ограничения по срокам, ресурсам,
возможностям исследователей
и используемым техническим средствам исследований;
• имеющиеся данные об аналогичных
исследованиях и фактические
данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;
•достоинства и недостатки каждого из
рассматриваемых методов.
Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования,
ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:
1) интуитивно, руководствуясь опытом
исследователя;
2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;
3) экспертными способами, исходя из
опыта, логики, знаний и интуиции
экспертов;
4)консультативным
способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;
5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).
В
любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода,
наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным
применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть
эффективны на одном этапе исследования,
а другие — на другом.
Вопросы для контроля знаний:
1.К каким видам исследований можно
отнести работу студента по написанию диплома?
2.Какова наиболее общая
классификация методов научного познания?
3.Какие методы из рассмотренных в
данной лекции Вы использовали в учебном процессе или при самостоятельной
работе?