Учебное пособие: Концертмейстерский класс
Учебное пособие: Концертмейстерский класс
ПРОГРАММА
По предмету
"КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС"
1. Цель и задачи дисциплины
Цель
дисциплины
– воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего
высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы,
серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками.
Задачи
дисциплины
– развитие
музыкальных способностей, мышления, воображения;
– формирование
концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный
аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии
с сопровождением; подбор по слуху);
– развитие
самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы;
– накопление
концертмейстерского репертуара для работы с детьми;
-
формирование
готовности к практической деятельности в школе.
Формирование
концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой
игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов
предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле
народных инструментов.
Рекомендуется проходить
ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета.
Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы
государственного экзамена по музыкальному инструменту.
2.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
При подготовке
специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским
навыкам:
– аккомпанирование
солисту, ансамблю, хору;
– транспонирование,
творческое обращение с нотным текстом;
– объединение
аккомпанемента с партией солиста;
– подбор
по слуху мелодий и аккомпанементов к ним;
кроме того,
специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям:
– управление
при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской
техники;
– исполнение-показ
классу или солисту нового произведения с одновременным пением;
– разучивание
нового произведения с солистом, хором-классом;
-
самостоятельная
работа с вокалистом, инструменталистом.
3. Объем
дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
Общая трудоемкость дисциплины |
140 |
5 |
Аудиторные занятия |
30 |
30 |
Лекции |
- |
- |
Практические занятия |
30 |
30 |
Семинары |
- |
- |
Лабораторные работы |
- |
- |
И (или) другие виды
аудиторных занятий |
- |
- |
Самостоятельная работа |
110 |
110 |
Курсовой проект (работа) |
- |
- |
Расчетно-графические работы |
- |
- |
Реферат |
- |
- |
И (или другие виды самостоятельной
работы) |
- |
- |
Вид итогового контроля
(экзамен, зачет)
|
экзамен |
Э |
4.
Содержание дисциплины
Содержание
дисциплины по ГОС
Музыкально-исполнительские
навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох,
композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных
произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной
партитурой.
Содержание,
композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности
поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа.
Транспонирование
Тематический
план дисциплины
№ п/п
|
Разделы и темы дисциплины
|
Практические, семинарские
занятия (ч.)
|
Самостоятельная работа
(ч.)
|
1. |
Элементы концертмейстерской
работы |
4 |
12 |
2. |
Аккомпанирование солисту и
концертмейстерская работа с ним |
6 |
14 |
3. |
Произведения школьного репертуара:
пение под собственный аккомпанемент |
4 |
14 |
4. |
Эскизная работа над аккомпанементами
вокальных произведений |
3 |
14 |
5. |
Чтение с листа и
транспонирование |
3 |
14 |
6. |
Подбор по слуху |
4 |
14 |
7. |
Навыки концертного
исполнительства |
4 |
14 |
8. |
Игра в ансамбле |
2 |
14 |
ИТОГО |
30 |
110 |
Содержание
разделов дисциплины
1.
Элементы
концертмейстерской работы
Партия
сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его
содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры
аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных
произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука.
2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним
Музыкально-исполнительские
навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей
мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном
темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным
подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать
солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов.
3. Произведения
школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент
Обучение пению
под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и
классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен
уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой
контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом
следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать
вступление и дыхание головой или рукой).
4.
Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений
В эскизной
работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства
ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять
контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей
сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей,
эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений.
5. Чтение
с листа и транспонирование
Свободное чтение нотного
текста с листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной
музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение
музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при
чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и
выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения
(исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения.
Навыки чтения 3-х строчного текста.
При чтении с
листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются
подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д.
6. Подбор
по слуху
В подборе по
слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и
жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м
этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых
особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются
подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо
раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать
мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях,
что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для
детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами
обучения.
7. Навыки
концертного исполнительства
Постановка и
решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка
к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной
музыке и с игрой в ансамбле.
9. Игра в
ансамбле
Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано
различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка –
фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов.