Учебное пособие: Встреча с поэзией Владимира Высоцкого
Учебное пособие: Встреча с поэзией Владимира Высоцкого
ВСТРЕЧА С
ПОЭЗИЕЙ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
…он делал то,
что сегодня настоятельно требуется от художника и на что раньше способны были
немногие. Артист и Поэт – оба эти определения по отношению к нему требуют употребления
с большой буквы
(
«Советская культура» -1986.-1апреля)
Владимир Семёнович
Высоцкий, русский советский поэт,1938 – 1980.
Среди лучших наших поэтов,
чьё творчество звучит особенно актуально, вызывает живой отклик у читателей,
никого не оставляя равнодушным, -
Владимир Высоцкий.
В предисловии к сборнику
стихотворений В.С.Высоцкого «Нерв» известный поэт Роберт Рождественский писал:
«Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам
нашей планеты. Вместе с самолётами взмывают в небо. А однажды из космоса
донеслось:
Если
друг оказался вдруг
И не
друг и не враг, а так.
Если
сразу не разберёшь,
Плох
он или хорош.
Парня
в горы тяни – рискни.
Не
бросай одного его.
Пусть
он в связке с тобой одной,
Там
поймёшь кто такой.
Да, пожалуй, не найдёшь
сегодня среди вас ни одного, кто бы не слышал или даже не знал наизусть песен и
стихотворений В. Высоцкого.
Сегодня у нас «встреча» с
поэтом В.Высоцким. Это действительно « встреча», в результате которой перед
вами раскроется идейно-нравственное богатство творчества поэта, 70-летие
которого мы отмечаем сегодня.
Мы не вправе забывать
высказывание Р. Рождественского: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего,
песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных,
усталых и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.
Вы должны понять, что
поэзия Высоцкого гражданственна и мужественна.
Звучит песня «Сыновья
уходят в бой»
Я не случайно начала нашу
встречу – разговор о творчестве поэта этой песней.
В ней создан образ
воина-патриота: человек падает, грудью хватая свинец, т.е. смертельно раненный,
но думает напоследок не о себе, а о родине, о том, кто сменит его. Мне
представляется солдат много воевавший, с сединою на висках, простой солдат из
тысяч.
И слово у него
характерное напоследок. Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него, в
строй станет другой – вон тот, одетый во всё не по росту. Может показаться
странным, почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма для
солдата велика, если ему всё не по росту, - значит, это совсем ещё юный воин,
возможно, даже мальчишка. Почему выбран он, а не какой-нибудь мускулистый,
физически сильный?
Наверное, потому, что
главная черта героя – сила духовная.
Сейчас вы услышите
воспоминания отца поэта Семёна Владимировича Высоцкого, участника боёв за
Украину, Польшу, Берлин, освобождавшего Прагу.
Полковник, награждён 4-мя
боевыми орденами и 12 медалями:
« Я, конечно, много
говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне довелось
участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь забывал
обо всём – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых.
После окончания войны я
остался служить в небольшом красивом немецком городке.
Туда же в январе 1947
года переехали из Москвы моя жена и Володя. Прожили мы там 2 года. Каким он был
тогда?
Да, пожалуй, самым
обычным. Играл в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал на
речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все
снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в
костёр… Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время
войны наверняка бы сбежал на фронт…»
В многогранном творчестве
В.Высоцкого важное место занимают стихи о войне.
1. Представьте: 9 мая
1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до
самых окраин нашей Родины, а в это время ещё шли тяжёлые бои за Прагу, в
которых сражался и отец поэта.
Жена и сын, уже радуясь
вместе со всеми, глядели в победное Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг
их близкий человек ещё стоял на краю гибели.
Это мгновение, в котором
слились уже и ещё, радость и боль, горькая память и светлые надежды, мне
думается, навсегда запечатлелось в сердце поэта.
Он не только написал об
этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску этого
мгнове6ния всему своему творчеству: грусть и надежда у Высоцкого неразделимы,
как например, в «Песне о конце войны».
Звучит стихотворение
«Песня о конце войны»
Звучат стихотворения
«Братские могилы», «Высота», «Звёзды»
2. Это чувство
беспокойства, тревоги пронизывает всё творчество поэта. Не случайно сборник
назван – «Нерв». Высоцкого интересуют прежде всего такие ситуации, в которых
характер раскрывается до конца. В стихотворениях и песнях военного цикла – это
мгновения между жизнью и смертью. Об одном из них мы уже говорили сегодня. В
другом – «Як-истребитель» - рассказывается о гибели боевого самолёта.
Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погибшему в воздушном бою
Николаю Горбунову и поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы дважды
Герою Советского Союза Н.М.Скоморохову.
Звучит стихотворение
«Як-истребитель»
Давайте попробуем
представить образный мир песни.
3. Это стихотворение
построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения
Высоцкого: у него есть целый цикл, посвящённый лошадям – умным друзьям
человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не только
лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У
Высоцкого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и судьбы этих
кораблей похожи на людские.
4. Здесь и метафора и
перевоплощение (в переносном смысле, конечно) поэта-певца в истребитель. В этой
песне, наверное, как и во многих других, выражена личность самого поэта.
«Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его
товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк – черты его
характера.
Но тот, который во мне
сидит,
Опять заставляет: в
штопор!
Приводя их, Алла Демидова
(актриса театра на Таганке) пишет: «Он был неповторимым актёром. И при этом
какая-то самосъедающая неудовлетворённость. И нечеловеческая работоспособность.
Я не помню Высоцкого просто сидящим и ничего не делающим, не видела его
праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями.
Всегда и во всём
стремительность и полная самоотдача. Вечная напряжённость, страсть, порыв, крик.
Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки.
5.Драматург А.Володарский
рассказывал о том, как однажды военные лётчики уверяли его, что
«Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от
«однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на 1-м
Украинском или выходил из окружения под Оршей… Есть у Высоцкого стихотворение о
войне, которое Р.Рождественский по праву назвал лучшим.
Звучит песня «Он не
вернулся из боя»
6. Исследователи называют
это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Наверное, потому, что друг
погиб, а его товарищ, оставшийся в живых, перечисляет претензии к нему. С другой
стороны, если бы он говорил о друге только хорошее, это был бы образ идеального
человека. Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне.
Значит, не лгать ни
единой буквой. Этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях
песни. Если вспомнить то, что мы читали о войне, то можно сказать, что эти произведения
и стихотворение сближает чувство человеческой связанности.
7. Хемингуэй вышел
когда-то из круга подобных мыслей, написав роман «По ком звонит колокол».
Маяковский ещё раньше пробовал выразить то же: «На братском кладбище, у сердца
в яме, легли миллионы…» ,так определяют исследователи круг идейно близких
военной лирике Высоцкого произведений. Мысль о всеобщем человеческом братстве,
единстве всего живого пронизывает всё творчество Высоцкого. О том и
стихотворение «К вершине», посвящённое памяти грузинского альпиниста Хергиани.
Звучит стихотворение
«К вершине»
8. Стихотворение названо
«К вершине». Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к
покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.
К духовному
совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм –
таким было его отношение к людям, но, прежде всего к себе:
Дурацкий сон
как кистенём избил нещадно.
Невнятно
выглядел я в нём и неприглядно -
Во сне я
лгал, и предавал, и льстил легко я…
А я и не
подозревал в себе такое…
Я не шагал, а
семенил на ровном брусе,
Ни разу ногу
не сменил, трусил и трусил.
Я перед
сильным лебезил, пред злобным гнулся.
И сам себе я
мерзок был, но не проснулся.
А вдруг – в
костёр?! И нет во мне шагнуть к костру сил.
Мне будет
стыдно, как во сне, в котором струсил.
Прообраз героя
песни – грузинский альпинист Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный
спортсмен («горный тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не
признавал мужской трусости. Хергиани любил свою родину, горы Сванетии, в
которых родился. Там, в горах, он и был похоронен после трагической гибели в
Италии. Вот в чём смысл последней строки песни: наклонятся горные хребты самым
прочным в мире обелиском.
УЧИТЕЛЬ. Драгоценнейший
подарок... У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвящённое другу. Я
прочитаю вам отрывок:
Если где-то в
чужой незнакомой ночи
Ты споткнулся и
ходишь по краю,
Не таись, не
молчи, до меня докричи -
Я твой голос
услышу, узнаю.
Может, с пулей
в груди ты лежишь в спелой ржи?
Потерпи – я
спешу, и усталости ноги не чуют.
Мы вернёмся
туда, где и воздух, и травы врачуют,
Только ты не
умри, только кровь удержи.
9. Когда размышляешь над
тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью.
В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал.
Я почитаю своё любимое
стихотворение, которое, по-моему, является не только одним из лучших лирических
стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в
человеческих отношениях:
Я не люблю
фатального исхода,
От жизни
никогда не устаю.
Я не люблю
любое время года,
Когда весёлых
песен не пою.
Я не холодного
цинизма,
В
восторженность не верю и ещё:
Когда чужой
мои читает письма,
Заглядывая мне
через плечо.
Я не люблю,
когда стреляют в спину,
Но, если надо,
выстрелю в упор.
Я ненавижу
сплетни в виде версий,
Червей
сомненья, почестей иглу,
Или когда всё
время против шерсти,
Или когда
железом по стеклу.
Я не люблю
уверенности сытой,
Уж лучше пусть
откажут тормоза.
Досадно мне,
коль слово «честь» забыто
И коль в чести
наветы за глаза.
Я не люблю
себя, когда я трушу,
И не терплю,
когда невинных бьют.
Я не люблю,
когда мне лезут в душу,
Тем более,
когда в неё плюют.
УЧИТЕЛЬ. Я не люблю –
нравственная формула отношения к человеческим
Порокам, но было бы
ошибочно определять ею весь внутренний мир поэта.
Этот мир, на мой взгляд,
полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать: «…Я люблю, -
то же, что дышу или живу!
Звучит песня «Баллада
о любви»
УЧИТЕЛЬ. Разной предстаёт
перед нами страна любви Высоцкого.
Звучит песня
«Лирическая»
10. В.Высоцкий не только
поэт, но и актёр. Хорошо известно такое высказывание о нём:
«Поэт, рождённый
театром». Мы сегодня говорили о том, что в поэзии Высоцкого чувствуются
есенинские мотивы, космические масштабы Маяковского. Но, может быть, немногие
знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им блистательно
сыгран Хлопуша в «Пугачёве» Есенина. Вообще в его актёрско репертуаре _ в
основном классика: Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей – в пьесе Бертольда
Брехта, Лопахин из чеховского «Вишнёвого сада», Свидригайлов из «Преступления и
наказания». Ролей много, но любимая – одна: Гамлет. Вот, что говорит сам
Высоцкий: «Вечные проблемы добра и зла, в таком очищенном виде, как они
поставлены Шекспиром, звучат сегодня особенно остро. Я бы хотел, чтобы зрители,
встречаясь с Гамлетом в зале нашего театра, волновались, как и я, чтобы они
понимали, как труден, драматичен путь к гармонии человеческих отношений. Я
вообще целью своего творчества – в кино, театре, в песне – ставлю человеческое
волнение. Только оно может помочь духовному совершенствованию».
УЧИТЕЛЬ. Гражданственная
взволнованность – лейтмотив нашей встречи с поэзией В.Высоцкого. Через неё
постигаются глубокие философские истины, красота поэтического слова.
Гражданственность – это та прочная нить, которая связывает творчество поэта с
лучшими традициями русской классики:
Я освещён,
Доступен всем глазам.
Чего мне ждать:
затишья или бури?
Я к микрофону встал,
как к образам.
Нет – нет,
сегодня точно – к
амбразуре.